© В.Л. Махнач
У «Странствий Кукши» долгая история. Книга издавалось еще при Советской власти, тогда она называлась «Приключения Кукши из Домовичей». Её помнят те, кто были юношами в то время, но растрепанные, зачитанные до дыр экземпляры я видел в семьях и сейчас, их читали уже дети, и чужие дети читали. По мотивам первой части «Кукши» талантливейший - увы покойный - кинорежиссер очень высокой культуры Станислав Ростоцкий поставил фильм «И на камнях растут деревья». В то время у нас с трудом умели делать исторические фильмы про XIX век, а про предшествующие века не умел никто. Ростоцкий сделал. Это элегантный русско-норвежский фильм, если его покажут по телевидению - посмотрите. Конечно, фильм-то современный, нужна была любовная история, пусть невинная, но любовная. Героя «состарили», он стал юношей 15-17 лет. А по замыслу Юрия Вронского он был мальчиком, отроком 12-летним. Все равно хорошо, это эталонный исторический фильм о средневековье, который сделан при Советской власти.
В первой части, по которой снят фильм, Кукшу - мальчика-славянина из новгородской деревни захватывают в набеге викинги, и, убежденные, что он приносит им счастье, назвав его старонорвежским именем Эйнар, что значит «счастливый», забирают с собой. Ему от этого нехорошо, он хочет домой, но получается, что он попадает ко двору сначала одного конунга, потом - другого конунга, втянут в интригу, но ведет себя нравственно. Вот все идет к тому, чтобы совершить убийство. И ему это открывает дорогу стать - ну, не конунгом, но лучшим другом конунга, в перспективе - ярлом, то есть князем старонорвежской короны. А вот этого-то язычник Кукша - ещё не христианин - очень не хочет. Ну, вот не нравится ему убивать, если не в бою. Кукша участвует в походе викингов - в этого в фильме уже нет - дальше он сбегает при трагических обстоятельствах: викинги грабят итальянский город Луна, и когда викинг Сван - в фильме он Сигурд - подкидывает младенца, чтобы поймать его на копье - не выдержавший этого Кукша-Эйнар убивает его. У викингов оставаться больше нельзя, Кукша сбегает, но его ловят сарацины, продают в рабство, и он оказывается в Константинополе, в столице Византии - христианской Империи Ромеев.
Во 2-й части действие происходит в православном Константинополе, в Царьграде. Кукша встречает там - точнее, его находит - не кто-нибудь, а сам юродивый Андрей, Христа ради блаженный, по преданию - вероятней всего славянин. И на собранные милостыней деньги - он отказывается принять другие деньги, хотя ему предлагают - Андрей юродивый выкупает Кукшу. Но тут беда: Константинополь осаждают славяно-варяжские дружины киевских князей Аскольда и Дира, и Кукша свидетель того, как отраженные чудом Аскольд и Дир не только снимают осаду и заключают, правда, выгодный для Киева договор, но и изъявляют желание принять христианство.
В 3-ей части Кукша - бывший Эйнар - но уже крещеный в Константинополе - возвращается через Понт Эвксинский, через Черное море, и порогами Днепра до Киева и претерпевает сложнейшие ситуации в Киеве. Там правит уже его друг - ярл Хаскульд, теперь киевский князь Аскольд, принимающий во святом крещении имя Николай.
Но Кукше - прямо до нельзя - надо вернуться домой. Ему предлагали быть дружинником византийского василевса, еще раньше предлагали стать дружинником старонорвежского конунга - здесь ему предлагают большее: убить Аскольда и стать князем через брак с последней наследницей рода князя Кия - основателя Киева. От убийства Кукша еще раз уклоняется. Хотя в бою он убивал людей - он воин. И он возвращается на родину.
Последняя, 4-я часть - это Кукша в Смоленске - Гнездове -так называлось первое городище на месте Смоленска, и его возвращение с молодой женой к матери.
В книге действуют около десятка православных святых. Как признанных, так и еще не прославленных: это, конечно, святой Андрей Блаженный, Христа ради юродивый Константинопольский, это святитель Фотий, патриарх Константинопольский, это еще и равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славянские. Это первый святитель Киева Михаил. Ну, и те, кого мы еще не прославили - безусловно, нам следует об этом думать и молиться - это, конечно, Аскольд и Дир, первые христиане - князья киевские (кстати, вероятно и первые мученики, убитые при «языческой реставрации» - перевороте в пользу Олега Вещего и Игоря Рюриковича). Это и первые пещерные монахи Киева. Короче, есть над чем подумать.
Это книга высоконравственная, но при этом она не перестает быть блестящим авантюрным романом, который прочитает ваш ребенок, если ему исполнилось ну, скажем, 12 лет - но прочитает человек, который её не читал, и в 70 лет.