Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Контрольный листок, 2013, № 5
Социология
Российский
рынок диссертационных услуг
©Т.Р.Калимуллин (2005)
Итак, идеальный
тип академической сети, выступая в роли площадки для интенсивной научной
коммуникации, в силу циркулирования надежной и качественной информации является
благоприятной средой для производства как минимум иного, т.е. нетрадиционного
взгляда на проблему, что, на наш взгляд, является одним из условий для
получения нового знания.
И задача
соискателя ученой степени в данном случае состоит в том, чтобы выработать
специфические социальные навыки, позволяющие успешно интегрироваться в
структуру сети. Безусловно, эта интеграция сопряжена с некоторыми трудностями,
которые могут быть преодолены или самостоятельно, или при поддержке со стороны
научного руководителя, консультанта, или же, в крайнем случае, при определенном
давлении (принуждении) академического сообщества.
Имея в виду
последнее обстоятельство, важно подчеркнуть, что вне зависимости от того, каких
методологических и методических принципов придерживается соискатель ученой
степени, успешность или неуспешность прохождения им всего диссертационного
цикла зависит от его умения играть по тем правилам, которые приняты в данной
академической среде. Речь идет об институциональном оформлении процесса
академической деятельности, которое, в отличие от указанных выше структурных, а
потому универсальных признаков, имеет партикуляристский характер.
Диссертация
как институционально оформленный проект
Характер и
специфика конструирования сетей в сильной степени варьируются от одного
контекста к другому, что позволяет говорить о сильной зависимости академических
сетей от институциональных ограничений, под которыми понимаются формальные и
неформальные правила, регламентирующие действия участников сети.
Считается, что
универсальные ценности нормативной науки выступают в качестве неформальных
правил, регламентирующих процесс воспроизводства знания[13]. Научная
деятельность в данном случае осуществляется в строгом соответствии с базовыми
принципами академической этики. Все стадии научного исследования (в том числе и
диссертационного) проходят процедуру многократной перекрестной экспертизы[14] в
сообществе профессионалов, имеющих легитимное и формально подтвержденное
соответствующими дипломами право на символическое насилие - право называть
объекты и явления теми или иными именами и, следовательно, право оценивания[15]. Процедура экспертизы достигает апогея во время защиты диссертации, когда
совокупность структурно связанных профессионалов (в прямом смысле этого слова -
участников эгоцентрической иерархически организованной сети, объединенных
вокруг фигуры председателя диссертационного совета) осуществляет экспертизу
исследования соискателя ученой степени. Утверждается также, что сами наделенные
экспертным знанием члены совета придерживаются канонов научного этоса, и прежде
всего незаинтересованности и организованного скептицизма.
Базовым условием
для воспроизводства неформальных правил в рамках академического сообщества
является специфический тип социально укорененного принуждения членов сети, о
котором говорилось выше. Суть данного принуждения состоит также в предписании
определенных действий, которые рассматриваются в качестве типичных в данной
сети. Например, типичным считается ссылка на работу автора оригинального текста
при ее цитировании, типичным является использование регрессионного анализа для
определения влияния независимых переменных на зависимую, типичным будет и
случай написания диссертации самим автором диссертации и т.д. Поэтому все
действия участников сети по поддержанию ее границ и способов функционирования
следует рассматривать как инвестиции в социальный капитал, который по
определению является общественным благом, т.е. благом, инвестиции в которое
приносят выгоды кому угодно, только не самим инвесторам
Но, как
совершенно справедливо указал Дж. Коулман, социальный капитал реализуется
наиболее эффективно только в замкнутых социальных структурах (сетях), когда
отсутствует потенциальная возможность манипулирования интересами и действиями
агентов сети[16]. Специфика конструирования большинства российских
диссертационных советов состоит в обратном — все они конструируются по принципу
сильных связей, но в рамках так называемых эгоцентрических незамкнутых иерархически
организованных сетей (см. рис. 2), когда единственным агентом, связывающим
членов сети, чаще всего оказывается председатель диссертационного совета.
Это означает,
что социальный капитал в рамках сети, объединяющей членов диссертационного совета,
и нормативные основания для его воспроизводства находятся в распыленном (как
сказал бы Г. Ленски, - раскристаллизованном) состоянии. Это также означает, что
ключевым и, пожалуй, единственным основанием для поддержания социального
порядка в рамках академической сети является (помимо нормативного этоса науки)
волюнтаризм председателя диссертационного совета.
Для дальнейшего
анализа институциональной специфики функционирования академического сообщества
мы прибегнем к сравнительному анализу производства научного знания в рамках
четырех институциональных контекстов.
Рисунок 2.
Эгоцентрическая модель социальной сети иерархического типа[17]
Только ученые,
как говорит П. Бурдье, «вовлеченные в одну и ту же игру, обладают навыками,
позволяющими символически овладеть [раскодировать. - Т.К.] научным
произведением и оценить его достоинства»[18]. Механизмом, интегрирующим разные
научные школы и научных сотрудников, в данном случае выступают отношения обмена
информацией, мнением и текстами, которые носят взаимный (реципрокный) характер.
Выгоды в данном случае являются обоюдными. И в этом смысле наука и научное
производство знаний носят чистый [pure] характер и следуют классическим канонам
научного этоса. И донор
информации, и ее реципиенты получают в результате коллективного обсуждения
определенные преимущества. Они выражаются для первого прежде всего в накоплении
и росте символического капитала (признания, авторитета, уважения); для вторых,
с одной стороны, в накоплении человеческого капитала (пусть и инкорпорированного,
но все-таки), с другой - символического, объективирующегося в результате
высказывания авторитетного экспертного мнения. Важно и то, что
в рамках реципрокных отношений индивиды имеют прямые [direct] и тесные
контакты. Это позволяет говорить о том, что действия членов сети будут
определяться разделяемыми социальными нормами не столько потому, что они
интернализованы, сколько потому, что «они [участники сети. - Т.К.] боятся
санкций, которые могут последовать в силу игнорирования социальных норм»[19].
Применительно к нашему объекту анализа это означает, что поле науки
характеризуется еще и тем, что попытка игнорирования прошлого и настоящего
опыта в рамках дисциплинарного течения или сопряженных с ним направлений
связаны, по словам П. Бурдье, с риском «отставания», «деквалификации», а в
последующем и дисквалификации. Таким образом, реципрокные отношения, т.е.
обоюдовыгодные отношения обмена между симметрично организованными группами с
отложенным по времени возмещением затрат, выступают в качестве одного из механизмов,
интегрирующих академическое сообщество (см. табл. 1).
Несколько иная
логика отношений в рамках академического сообщества складывается, если
интегрирующим началом считать классические рыночные отношения. Рыночный обмен,
т.е. обоюдовыгодный обмен между произвольно организованными группами с
фиксированным по времени возмещением затрат, является относительно новым
феноменом для академического сообщества. Типичным примером производства
академической продукции (знаний, объективированных в виде книг, статей и т.п.)
по данному принципу являются отношения между исследователями и
благотворительными организациями. Фиксированные в формальных контрактах
ответственность, временные рамки, условия производства и права собственности на
произведенный продукт выступают в качестве базовых условий контрактных
отношений. Несмотря на циничность такого рода отношений для академической
сферы, рыночный обмен тем не менее является нормальной формой деятельности для
большинства западных, а с недавних пор и российских университетов[20].
Перераспределительные
отношения, т.е. отношения обмена между иерархически организованными группами с
фиксированным по времени возмещением затрат, достаточно подробно описаны в
литературе. Типичным случаем в этом отношении являются исследовательские
институты Академии наук СССР. Будучи финансово и организационно зависимыми от
государства институциями, академические учреждения СССР действовали по строго
установленному плану, спускаемому сверху. Вся интеллектуальная продукция
проходила экспертизу, прежде всего на соответствие идеологическим параметрам,
транслируемым из центра.
В этом смысле
Высшая аттестационная комиссия была вершиной айсберга системы аспирантской и
докторантской подготовки, цель которой, по мнению экспертов, принимавших
участие в нашем исследовании, состояла в социальном исключении идеологически
ненадежных соискателей ученых степеней. Задача поддержания качества
академической продукции (диссертаций) имела подчиненный по отношению к
обозначенным целям характер. Естественным итогом такого рода иерархических
отношений (особенно в поле производства академической продукции) являются
односторонние выгоды в силу действия административного принуждения - а не
социальных норм (как в случае реципрокных отношений) или хозяйственного
интереса (как в ситуации с рыночным обменом). Этот тип отношений, как мы
покажем далее, был в сильной степени транслирован в поствузовскую систему
образования СССР и являлся основным источником воспроизводства рынка
диссертационных услуг в том виде, в каком мы можем его наблюдать в настоящее
время.
(продолжение
следует)
Автор ссылается на следующие источники:
[1] См.: Brause R.S. Writing you Doctoral
Dissertation. P. 5; Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский
проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, ИНФРА-М, 2001. С. 86-89
[2] Подробное
изложение аналогичной точки зрения см., например: Delamont S., Atkinson P.,
Parry O. The Doctoral Experience. Success and Failure in Graduate School. L.; N.Y.: Palmer Press, 1999. P.
1-17
[3] См.: Burns V. The Academic Cast System: Prestige
Hierarchies in PhD Exchange Networks// American Sociological Review. 2004. Vol.
69. No. 2. P. 239-264; Crane D. Social Structure in a Group of Scientists: A
Test of the «Invisible College» Hypothesis // American Sociological Review. 1969.
Vol. 34. No. 3. P. 335-352; Аукционек С., Чуркина Г. Экономические журналы в
период рыночных реформ // Вопросы экономики. 2002. № 2; Ивахненко Г.А. Динамика
научных коммуникаций в социологии. Анализ пристатейных библиографий в журнале
«Социологические исследования» (1974-1993 годы) // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 142-148
[4] Базовые принципы сетевого анализа см.: Mizruchi M. Social Network Analysis: Recent Achievements and Current
Controversies // Acta Sociologica. 1994. Vol. 37. No. 4. P. 329-343;
Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология.
2003. Т. 4. № 3. С. 61-105
[5] См.:
Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе
социологов: методика контент-аналитического исследования биографий //
Социологический журнал. 2001.
№ 1. С. 88-109; Keith В., Babchuk N. The Quest for
Institutional Recognition: A Longitudinal Analysis of Scholarly Productivity
Among Sociology Departments // Social Forces. 1998. Vol. 76. No. 4. P.
1495-1533
[6] Впервые подобное
рассмотрение социальных сетей было предложено М. Грановеттером при анализе процесса
трудоустройства [См.: Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No.
6. P. 1360-1380]. В данной работе эта схема анализа распространяется на
отношения внутри академического сообщества
[7] Позиция
центрального агента в сети а) является социально связанной со всеми агентами
данной сети, он не обладает монопольным правом на установление правил
взаимодействия, в то время как в модели б) ситуация прямо противоположная:
центральный агент обладает монопольным правом на организацию видов связи и
имеет решающее влияние в вопросах установления контактов. Р. Берт назвал данную
позицию «структурной пустотой», которая, конечно, дает значимые преимущества
при осуществлении трансакций. Рисунок приводится по
работе: Mizruchi M.
Social Network Analysis: Recent Achievements and Current Controversies // Acta
Sociologica. 1994. Vol. 37. No. 4. P. 331
[8]
Впечатляет в данном отношении смещение научных интересов К. Кнорр-Цетины или Д.
Маккензи, занимавшихся вплоть до середины 1990-х гг. соответственно социологией
знания и социологией техники, в область, которая еще совсем недавно являлась
вотчиной экономистов, - финансовые рынки [см.: The Sociology of Financial
Markets / Ed. by K. Knorr-Cetina, A. Preda. Oxford: Oxford University Press,
2004].
[9]
Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности
// Экономическая социология. 2002. Т 3. № 3. С. 44-58
[10] О
реципрокных формах обмена см.: Поланъи К. Экономика как институционально
оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 62-73
[11] Говоря
об этих тенденциях, Т. Шефф назвал сети в рамках научного сообщества академическими
бандами, имея в виду наличие преференций и нетранспарентность при распределения
привилегий, грантов и других ресурсов [См.: Шефф Т.Дж. Академические банды // Русский
журнал. 1999. 2 апреля, http://old.russ.ru/edu/99-04-02/scherr.html.
[12] Т. Кун
назвал этот феномен этапом парадигмального кризиса [См.: Кун Т. Структура
научных революций. М.: Прогресс, 1979].
[13] См.: Ben-David J.,
Sullivan T.A. Sociology of Science // Annual Review of Sociology. 1975. Vol. l.P.
214-217
[14] Под
перекрестной экспертизой понимается оценка анализируемого объекта, например,
диссертации, исследователями, придерживающимися разных взглядов на одну и ту же
проблему или представляющими разные аналитические школы.
[15] «Научное
поле как система объективных отношений между достигнутыми (в предшествующей
борьбе) позициями является местом (т.е. игровым пространством) конкурентной
борьбы, специфической ставкой в которой является монополия на научный
авторитет, определяемый как техническая способность и - одновременно - как
социальная власть, или, если угодно, монополия на научную компетенцию,
понимаемую как социально закрепленная за определенным индивидом способность
легитимно (т.е. полномочно и авторитетно) говорить и действовать от имени
науки» [Бурдъе П. Поле науки // Socio-Logos. Альманах российско-французского
центра социологии и философии ИС РАН. М.: Институт экспериментальной
социологии. СПб.: Алетейя, 2002.
http://bourdieu.narod.ru/bourdieu/PB_champ_scientifique.htm].
[16] «...
возможность установления и функционирования эффективных социальных норм зависит
от характеристик социальной структуры (например такой, как замкнутость)...»
[Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и
современность. 2001. № 3. С. 137. http://ecsocman.edu.ru/ons/msg/22701.html].
[17] Рисунок приводится по: Friedldn N.E. University Social Structure and Social
Networks Among Scientists //American Journal of Sociology. 1974. Vol. 83. No.
6. P. 1450
[18] Бурдье П. Поле науки
[19] Mizruchi M. Social Network Analysis: Recent
Achievements and Current Controversies. P. 335
[20]
См.,
например: Дежина И.Г. Вклад международных организаций и фондов в
реформирование
науки в России // Информационный бюллетень ИЭ1111. 2005. Сентябрь. С.
44.
[http://www.iet.ru/publication.php?folder-id=44&publication-id=5832]
В
оглавление номера
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|