Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 26.04.2024, 08:35
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 10
 
Кабинет методиста
 
Руководство работой студента-юриста над научным сочинением по финансовому праву
 
© Бельский К.С.
 
Источник - Право и государство, 2012, № 3, С.98-102
 
Действующая в настоящее время в юридических вузах учебная программа предусматривает написание студентом курсового сочинения по финансовому праву на 3-4 курсе, а выполнение выпускных квалификационных работ - дипломных, бакалаврских, магистерских, на 4 и 6-ом году обучения. Это означает, что студент, выбирающий тему сочинения по финансовому праву, уже имеет опыт и навыки написания подобных работ. Факт этот свидетельствует о том, что на различных курсах и ступенях обучения роль и воздействие научного руководителя на студента различны. Однако практически «маевтика» (наставничество), т.е. оказание научной помощи более знающего менее знающему необходима как двадцатилетнему студенту, так и сорокалетнему докторанту. Эта помощь оказывается студенту уже на начальном этапе его работы над научным сочинением, а именно с выбора темы сочинения, составления плана и составления библиографии. Заметим, что помощь научного руководителя не может быть только виртуальной и сводится к советам по телефону, например, к совету, почитать книжную методику типа «Как написать и защитить магистерскую диссертацию» или получить посредством интернета информацию о какой-либо монографии. Такая помощь является ценной, но далеко не исчерпывающей. Никакая машина не может заменить личного воздействия одного человека на другого. Реальная помощь может осуществляться путем встречи научного руководителя с подопечным студентом и носить, как правило, характер беседы. Видный специалист по педагогике высшей школы профессор СИ. Зиновьев, размышляя о формах взаимодействия научного руководителя и студента, указывал, что основная форма - это беседа: «Это своеобразная беседа двух исследователей - опытного и начинающего, которому предоставлена полная самостоятельность в выполнении научной работы». Беседа - универсальная и наиболее эффективная форма взаимодействия научного руководителя и студента. Ее значение особенно велико на начальном этапе написания студентом научного сочинения и, в первую очередь, в выборе темы.
 
Выбор темы
 
Тема - предмет исследования, повествования. По ценности темы и полноте ее раскрытия судят о самом сочинении. Финансово-правовая тема ставит задачу перед автором познать определенный объект (предмет) финансово-правовой действительности и, исследуя, описать его. Например, тема дипломной работы «Договор в финансовом праве» ставит перед студентом задачу познания финансово-правовых договоров, определения их места среди других источников финансового права, их теоретического и практического обоснования. Такой объект, будучи своеобразной финансово-правовой материей, диктует тему исследования. Не случайно М.В. Ломоносов в своем определении темы писал: «Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема». Поэтому категория «тема» пластична и ее можно разрабатывать с различной глубиной.
За одну и ту же тему в науке финансового права берутся студенты, имеющие различную научную подготовку и различный жизненный опыт. Например, тему «Правовые основы финансовой системы Российской Федерации» могут избрать как студент 3-его курса бакалавриата в качестве курсовой работы, так и студент магистрата в качестве магистерской диссертации.
Выбор темы курсовых, дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений научному руководителю не следует пускать на самотек. Необходимо помнить, что студенческая аудитория во все времена и, пожалуй, во всех странах делилась на две группы: творческое, жаждущее знаний и сидящее, как правило, за первыми партами меньшинство (аристос) и пассивное большинство, значительную часть которого составляет молодежь, пришедшая в вуз не столько за знаниями, сколько за дипломами.
Для студента первой группы избранная тема сочинения есть проявление его собственной личности. Студент (а позже - аспирант, докторант), избирая тему, обнаруживает свои интересы, знания, склонности, симпатии. Тема - своего рода личный замысел и «личное решение выступать со своим мнением, со своей точкой зрения».
Поэтому этим студентам разрешается самим предлагать тему сочинения (курсового, дипломного, магистерского) и работать по ней, если ее одобрит научный руководитель и кафедра. В исключительных случаях с разрешения научного руководителя студент может выбрать тему, не утвержденную кафедрой, но соответствующую предмету отрасли права, по которой кафедра работает. В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников вузов РФ, утвержденном Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г., указывается: «Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора выпускной квалификационной работы в порядке, установленным высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки».
Знакомство с позициями крупных вузовских педагогов и профессоров по этому вопросу и практика руководства работой студента -юриста над письменным сочинением свидетельствуют в пользу следующего положения: предпочтительнее писание на тему, избранную студентом по собственной инициативе, а не по указанию и назначению со стороны преподавателя - профессора. В университетской педагогической и научной практике давно сформулировано правило: «Творческий студент сам выбирает себе тему». Такой студент увлеченно, порою страстно подходит к избранной теме, вынашивая ее в течение ряда лет и как бы иллюстрируя слова поэта:
 
Эта тема пришла,
Остальные оттерла.
И одна безраздельно стала близка
Эта тема с ножом подступила к горлу (В.Маяковский).
 
Если студент сам выбрал тему школьного сочинения, обязательного для выполнения, то задача научного руководителя в этом случае заключается в том, чтобы подкорректировать ее, сформулировать более точно и лаконично в соответствии с установленными требованиями.
Студент из группы «пассивного большинства» при выборе темы научного сочинения требует к себе со стороны научного руководителя более внимательного отношения. Тут очень важно каждому студенту, несмотря на его способности, лень и вузовскую запущенность, помочь выбрать из перечня утвержденных кафедрой (ректоратом) тем такую, которая была бы ему по силам, по названию была привлекательной, близка его научным интересам и жизненным планам. В такой ситуации существенную роль играет беседа со студентом, морально-психологическое воздействие научного руководителя. Беседуя, студенту можно предложить для выбора от 2-х до 4-5 тем из кафедрального перечня, прокомментировать каждую тему, сказать об их особенностях, убедить студента в том, что любая из названных тем интересна, имеет теоретическое и практическое значение. При этом, важно, чтобы тема сочинения не была навязана студенту, но в процессе собеседования он сам выбрал ее. Рассуждая о выборе темы сочинения, обязательного для выполнения студентом, нужно обратить внимание на качественное формулирование каждой отдельно взятой темы по финансовому праву, содержащейся в кафедральном списке, что предполагает обстоятельное обсуждение ее на заседании кафедры. Выбор студентом темы, прописанной в кафедральном списке, должен при написании сочинения способствовать его профессиональному и интеллектуальному росту. Тема не должна давать право или обязывать на написание пустопорожнего сочинения. Так, в СССР в 60-х гг. после XXII съезда КПСС на юридических факультетах университетов в кафедральных списках тем курсовых и дипломных работ по финансовому праву можно было встретить тему: «Правовые основы участия общественности в финансовой деятельности Советского государства». Думается, что такая тема мало что давала студенту, не обогащала его как личность и как будущего юридического работника.
Тема курсовой, дипломной, магистерской работы может умственно и профессионально способствовать развитию студента, но может «засорять» его голову и ухудшать понимание реальной действительности. Древнегреческий писатель Плутарх, оценивая значение темы, писал: как глазу нравится цвет, который своим блеском и приятностью живет и укрепляет зрение, так и ум надо направлять на предметы изучения, которые развивают ум, а не отупляют его.
 
Составление плана научного сочинения
 
После того как избрана тема научного сочинения студент приступает к составлению его плана. Тема представляет письменное сочинение в зародыше: она объемна, структурна, что позволяет избравшему ее студенту набросать предварительный план сочинения. Этот план посредством работы воображения должен угадываться студентом.
План - это расположение, взаимная связь и порядок отдельных частей сочинения, его композиция. План требуется при написании курсовых, дипломных, бакалаврских, магистерских сочинений. План дисциплинирует студента, помогает мышлению быть организованным и целенаправленным, не позволяя уходить далеко от темы, нарушать первый закон логики. Достоевский утверждал, что «главное - это план, а работа самое легкое».
Типичным примером плана дипломной работы по финансовому праву на тему «Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в Российской Федерации» является следующий:
 
Введение.
 
Гл.1. Финансовая деятельность российского государства.
§ 1. Двойственный характер финансовой деятельности: финансово-экономический и управленческий аспекты.
§ 2. Участие Государственной Думы и других представительных органов в финансовой деятельности.
§ 3. Участие Правительства РФ и других органов исполнительной власти в финансовой деятельности.
 
Гл.2. Специализированные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
§ 1. Министерство финансов РФ.
§ 2. Федеральная налоговая служба.
§ 3. Федеральное казначейство и другие специализированные финансовые органы.
§ 4. Центральный банк РФ, как орган, занимающий особое место и осуществляющий управление эмиссионной деятельностью.
 
Заключение.
Список нормативных правовых актов и литературы.
 
Представленный план научного сочинения показывает, что каждая из его глав образует собой опорный пункт, вокруг которого концентрируются несколько вытекающих из него положений - параграфов. Эти параграфы следуют друг за другом в стройном порядке, из которых каждый представляет разрешение одного отдельного вопроса, а в совокупности глав и параграфов - раскрытие темы во всей ее многосторонности и сложности. Иначе говоря, характерной особенностью плана письменного сочинения (курсового, дипломного и т.д.) является то, что он: 1) подразделяет работу на вполне законченные в смысловом отношении части, из которых каждая (глава, параграф, раздел) представляет собой продуманную мысль автора по конкретному вопросу или по сумме вопросов; 2) показывает степень важности каждой из частей и указывает на ту из них, которая содержит главные положения сочинения, даже его идею, и дает ответ на вопрос, содержащийся в теме (заглавии) сочинения; 3) показывает теоретическую (общую) и прикладную (особенную) части работы. Не ущемляя самостоятельности студента при составлении плана сочинения, научный руководитель помогает в шлифовке плана, уточнении и корректировании вопросов.
В составлении плана большую роль играет работа воображения студента, его знание отрасли, по предмету которой пишется работа. Составить план письменного сочинения - это предварительно мысленно расчленить тему, определить ее основные части (главы, параграфы) и даже наметить выводы. С составления предварительного плана начинается постоянная работа над ним. План научного сочинения - подвижная категория. Можно говорить о трех видах плана научного сочинения по финансовому праву: предварительном, относительно постоянном или развернутом (по словам В.М. Сырых) и окончательном плане.
Развернутый план предполагает составление детализированного плана, в котором хорошо продуманы каждая глава и каждый параграф с учетом того, что все части сочинения сбалансированы между собой и оптимальны по объему. Развернутым план может быть признан при написании основной части работы, окончательным - перед написанием заключения. Развернутый план особенно внимательно просматривается научным руководителем, дополняется и совершенствуется. Если студентом составлен неудовлетворительно предварительный план сочинения и тем более развернутый, то научный руководитель должен предложить ему переделать план или составить заново, указав на ошибки и недостатки. Такая подсказка обязательна. Нужно помнить, что хорошо составленный и продуманный развернутый план в значительной степени обеспечивает успех написанного сочинения.
 
Составление библиографии
 
С избранием темы и составлением плана научного сочинения органически связано составление библиографии. Составление библиографии - это подбор нормативных правовых актов и литературы (монографий, учебников, статей), имеющих прямое или близкое отношение к теме сочинения. Включенная в библиографический список литература служит исходной базой для чтения и просматривания в целях сбора материала (сырья), который может быть использован студентом для написания курсового, дипломного, бакалаврского и магистерского сочинения. Роль научного руководителя в составлении библиографии также значительна. В частности, желательно, чтобы после избрания темы он предложил студенту по памяти одну - две монографии или статьи, которые помогли бы сделать стартовые шаги по сбору материала, а в дальнейшем раскрыть тему сочинения. Если, к примеру, студент темой курсовой работы избрал «Правовое регулирование финансового контроля», то научный руководитель может сразу порекомендовать ему познакомиться с работами: Э.Э. Понтовича «Финансовый контроль» (П., 1923), Е.Ю. Грачевой «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля» (М., 2000), В.Е. Чиркина «Контрольная власть» (М., 2008). Научный руководитель должен помочь студенту сдвинуть с места подбор литературы, понимая, что дальнейшее формирование библиографического списка будет осуществляться самим автором.
Вместе с тем научный руководитель, нацеливая студента на самостоятельное составление библиографического перечня, может предложить ему поиски необходимой литературы в направлениях, часто игнорируемых студентами-исследователями. Сюда относятся небольшие, даже мелкие статьи по теме, содержащиеся в специализированных и энциклопедических словарях. Их чтение и просматривание помогает найти хорошо продуманные финансово-правовые определения, оригинальные и краткие трактовки финансово-правовых понятий. Например, трудный вопрос о соотношении бюджетного устройства и бюджетной системы, который оказался нерешенным составителями Бюджетного кодекса РФ, думается неплохо освещен в 1-ом томе Финансово-кредитного словаря издания 1961 г., в котором «бюджетное устройство определяет взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы», т.е. является по существу частью бюджетной системы. Можно думать, что автору научного сочинения (курсового, дипломного, магистерского), посвященного проблеме соотношения названных бюджетных категорий, эта крохотная по объему статья могла бы помочь сделать правильные выводы и быть включена в библиографический список.
Сюда также относятся учебники финансового права, как дореволюционные, так и советские, имеющие историческое значение. Так, студент, избравший темой магистерской диссертации налог на роскошь, вопрос о котором постоянно дискутируется в Государственной Думе, не может, подбирая литературу, пройти мимо «Финансового права» Э.Н. Берендтса, где вопрос об этом налоге проанализирован интересно и глубоко.
Нельзя согласиться с И.Е. Фарбером, полагающим, что составление библиографии для написания сочинения - это комплекс библиотечных (и компьютерных) действий во времени, предшествующих написанию сочинения по формуле: «сначала подбираю литературу, а уже затем пишу». Составление библиографии - непрерывный процесс, начинающийся после выбора студентом темы и длящийся до оформления письменного сочинения. Ценная статья или книга, содержащая информацию, имеющую прямое отношение к теме сочинения, может попасться автору при написании последних страниц. Но эта работа также должна быть использована и включена в библиографический перечень.
Библиографический аппарат научного сочинения, обязательного для выполнения студентом, состоит из библиографического списка и библиографических ссылок, которые следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Библиографический список - это перечень источников и литературы, использованных автором в ходе работы над курсовой, дипломной, бакалаврской, магистерской работами. Библиографический список прилагается к сочинению и может составляться в различных формах по усмотрению автора. Наиболее элементарная форма - следующая:
1. Нормативные правовые источники.
2. Монографии, учебники, учебные пособия и статьи отечественных ученых.
3. Монографии, учебники, учебные пособия и статьи зарубежных ученых.
4. Диссертации и авторефераты.
Помощь научного руководителя студенту чаще всего выражается в советах и подсказках: посмотреть инструкцию Банка России и в случае ее полезности включить в список нормативных актов; познакомиться с недавно вышедшей монографией о договоре в финансовом праве и внимательно прочитать раздел, близкий по содержанию к теме сочинения; взять на учет опубликованную в журнале «Государство и право» статью о валютном контроле и использовать в работе, если в ней будет обнаружен полезный материал. Степень самостоятельности студентов, выполняющих научные сочинения, при составлении библиографии различна. Этот фактор обусловливает степень индивидуального подхода научного руководителя к каждому студенту. Но, несомненно, одно: студент самостоятельно осуществляет подбор нормативных правовых актов и литературы, имеющих отношение к теме сочинения. За научным руководителем остаются, главным образом, контрольные функции и в необходимых случаях - обязанности консультанта.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz