Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 25.11.2024, 03:29
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Безбумлит, 2013, № 11
 
Сценический анализ песни
 
Контрольная работа, написанная Даниилом Печерниковым в 2008 году. Публикуется впервые
 
Так как выбранная песня малоизвестна, начать лучше с воспроизведения её текста. Текст песни J-Power (позже я узнал, что это псевдоним Дениса Майданова - Д.Печерников) «Настя»
 
Нет не моя ты теперь, нет не моя ты
Белое платье, брызги вина
Красивое счастье по имени Настя
Чужая невеста, скоро жена
 
Красивое счастье по имени Настя
Чужая невеста, скоро жена
 
Нам больше о любви, Настя, не говорить
Разделила жизнь счастье на части
И больше не сидеть нам до зари
Тая от счастья (тая от счастья)
 
Нам больше о любви, Настя, не говорить
Сердца твоего, не смог украсть я
И теперь ты вновь, чья то любовь
По имени Настя
 
Как же к лицу тебе платье невесты
Пусть нет мне места в сердце твоём
Красивое счастье по имени Настя
Растает как парус в море большом
 
Красивое счастье по имени Настя
Растает как парус в море большом
 
Нам больше о любви, Настя, не говорить
Разделила жизнь счастье на части
И больше не сидеть нам до зари
Тая от счастья (тая от счастья)
 
Нам больше о любви, Настя, не говорить
Сердца твоего, не смог украсть я
И теперь ты вновь, чья то любовь
По имени Настя
 
Тема этой песни может быть сформулирована как «несчастная любовь», но выбор синонимов «несчастная» в данном случае таков – односторонняя (не взаимная), безнадёжная (безответная). Песня выполнена в виде личного переживания, так как поётся от первого лица.
Идея. Рассказчик, от чьего лица поётся песня, переживает крушение по жизни, в данном случае – крушение надежд на взаимную любовь. И происходит это на фоне торжества другого, о котором упомянуто косвенно (без существительных и местоимений, только посредством прилагательного «чужая»). Хотя и не до конца ясно: приняв, что из двух соперников побеждает только один, мы не можем утверждать, было ли действительно соперничество. Ведь в таких ситуациях всё зависит от судейства – предпочтения женщины. Можно проиграть в борьбе или победить без борьбы. Видимо, рассказчик переживает свою неудачу не просто так, а как несправедливость.
Сверхзадача – т.е. главная задача, ради которой происходит действие – это показать конец любви рассказчика. Он отдаёт себе отчёт в том, что «Нам больше о любви, Настя, не говорить», но как-то не хочет принять поражение как реальность. Несбывшаяся мечта во всей её трагичности – так можно выразить основу действия. 
Сквозное действие – главная линия – это переживание своей незаслуженной неудачи рассказчиком. Оно происходит на фоне свадьбы той, которую он любил, с другим. Строчка «Чужая невеста, скоро жена» указывает именно на момент действия.
Контрдействие – в настоящей песни не выступает явно. Сливается со сквозным действием.
Режиссёрский приём – здесь присутствуют два плана. Фоновой план – присутствие рассказчика на чужой свадьбе, основной – восприятие им этой свадьбы как той, которой не должно было быть («как хороший фильм с нехорошим концом»), и осознание бессилия (тайное желание рассказчика, не выраженное в монологе, - расстроить эту свадьбу как минимум, а как максимум – устроить другую).  Рассказчик ощущает себя «чужим на этом празднике жизни» и тем не менее присутствует на нём. Он понимает ложность своего положения (ложность положения – это невыгодное для тебя положение, крайний вариант – противоположное положению желанному, причём ситуация сложилась без твоей вины, хотя бы и неосторожной). Уход Насти – её предпочтение, отданное другому, -  он воспринимает как упущенное желание. 
Жанр – мелодраматический монолог. Собственно, это хотя и монолог, но не «театр одного актёра», просто роли остальных действующих лиц – Насти, её жениха, а также статистов-гостей на свадьбе – без слов. Но без них невозможно было бы действие. 
Сценарий. На основании всего изложенного можно представить следующий сценарий (например, для постановки клипа). Происходит свадьба, возможно, в каком-нибудь великолепном банкетном зале. Торжественность обстановки подчёркивает строка «Белое платье, брызги вина».  Все рады, кроме одного присутствующего – рассказчика. Мотивы его присутствия непонятны (надежда на чудо? – сомнительно; сохранение хороших отношений – «расстанемся друзьями»? – тоже маловероятно; приглашение его Настей для того, чтобы восторжествовать над ним, - обычный приём женщин приглашать на свадьбу своих «бывших»? – мог бы не приходить, а зализывать сердечные раны где-нибудь на расстоянии, не наблюдая этого; желание быть ближе к Насте, будучи счастливым даже просто лишний раз увидеть её, - некоторые мужчины так поступают, увы, на свою беду? – возможно, хотя лучше этого не делать; хотя последнее предположение самое вероятное, судя по словам «Как же к лицу тебе платье невесты /Пусть нет мне места в сердце твоём», но нет места сейчас не означает, что так было и раньше), остаётся только строить догадки, но он пришёл. Пришёл, чтобы переживать потерю: «Нет не моя ты теперь, нет не моя ты». И понять его можно: «Красивое счастье по имени Настя», но счастье не ему достаётся. Он предаётся воспоминаниям, ища утешения в прошлом, но понимает, что «в карете прошлого далеко не уедешь»: «Нам больше о любви, Настя, не говорить». Он вспоминает об этих разговорах о любви, но пока ещё не перестаёт верить в любовь (хотя процесс уже включён – самой реальностью происходящего). Только боли и обиды пока ещё нет – скорее, досада. Ложность своего положения он выражает словами «Разделила жизнь счастье на части» - то есть его справедливое желание (а он считает своё желание таковым) и выбор Насти разделены. И разделены самой жизнью. Рассказчик понимает, что Настя для него потеряна (не могу сказать навсегда, но всерьёз и надолго) -  «И больше не сидеть нам до зари /Тая от счастья (тая от счастья)». Судя по второй части припева («Нам больше о любви, Настя, не говорить /Сердца твоего, не смог украсть я /И теперь ты вновь, чья то любовь /По имени Настя»), рассказчик попытался завладеть Настей, принадлежавшей тогда кому-то другому (но, по всей видимости, не её жениху), и его действия на короткий срок, как показалось, увенчались успехом, но торжество было мнимым, - Настя опять «чья-то любовь», не его. Почему он потерпел неудачу, не ясно, но он понимает, что не в нём причина. И он начинает мыслить образами: «Красивое счастье по имени Настя/Растает как парус в море большом». Море – это образ, символизирующий ту же несправедливую жизнь, разделившую «счастье на части». Рассказчик не думает или не хочет признать, что здесь жизнь поступила куда более серьёзно – отняла счастье у него и отдала другому, возможно, и даровав тому победу без борьбы.
 
P.S. 2013 При написании этой контрольной не представлял, насколько впечатления от услышанного останутся надолго и будут возобновляться… - Д. Печерников.
 
 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz