© Анна Желонкина
В детстве мы смотрели по телевизору новогоднюю сказку о Щелкунчике. Наши дети сейчас тоже смотрят новогоднюю сказку – о Смешариках. Но так ли воздействуют «Смешарики» на наших детей, как «Щелкунчик» когда-то на нас? Давайте сравним два новогодних мультфильма – «Щелкунчика» (1973 г.) и «Смешарики: новогодняя сказка» (часть первая).
1. ГЕРОЙ ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ. Щелкунчик-Принц – идеальный образ мужчины: он защищает свою возлюбленную, идет за нее в бой. Маша – идеальный образ женщины: она разглядела в некрасивой кукле доброго Принца, она лечит сломанную куклу, а в решающий момент схватки Щелкунчика с Мышиным королем приходит Щелкунчику на помощь, бросив в Мышиного короля свою туфлю. В «Смешариках» же образ положительных героев отсутствует в принципе: главный женский персонаж – свинья, которая из снега лепит свой коронованный образ, пока ее друг Копатыч работает, расчищая дорогу. Помочь другу даже не приходит свинье в голову. Зато вдруг, ни с того ни с сего, она начинает истошно вопить и ругаться, называя Копатыча поленом со вздорным характером.
2. ВЕРНОСТЬ ИЛИ ИЗМЕНА. Заколдованный принц и Маша в «Щелкунчике» предстают перед нами как любящие друг друга люди, любовь и верность которых преодолевает все трудности. В «Смешариках» же мы видим фею Тигрицию, которая сначала играет в снежки с Копатычем, потом бегает с Карычем, а в конце уезжает с Северным оленем.
3. ПОБЕДА ДОБРА ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ДОБРА. В «Щелкунчике» верность Маши и отвага Щелкунчика побеждают злые чары, и герои – теперь уже Принц и Принцесса – под дивную музыку возносятся куда-то вверх – в прекрасный мир добра и цветов. В финале же «Смешариков» мы видим тоску, грязную скатерть и алкоголизм.
4. ЦЕЛОМУДРИЕ ИЛИ РАЗВРАТ. Хотя в «Щелкунчике» изображена любовь между мужчиной и женщиной – в вальсе цветов мы видим даже поцелуй – это любовь чистая, целомудренная. Тогда как Тигриция в «Смешариках» развалилась в чувственной позе на рояле, ее масленый взгляд с избытком компенсирует отсутствие прорисованных половых признаков, а голос и интонации не оставляют никакого сомнения: перед нами – женщина легкого поведения.
5. ВОЗВЫЩАЮЩАЯ КРАСОТА ИЛИ УБИЙСТВО ДУШИ. Удивительной красоты и глубины музыка Чайковского, грациозная балетная пластика, сложные узоры декораций – вот чем характеризуется балет-мультфильм «Щелкунчик». Что же в «Смешариках»? Локальные (примитивные, без оттенков) психоделические цвета, истеричные вопли Нюши и ее дрыганья под хриплое Карычевское «Тра-та-та, тра-та-та, веселиться до утра!», а также сленг и неграмотная речь персонажей. Поставленный на музыку из балетов Чайковского и имеющий прямо-таки балетную хореографию, мультфильм «Щелкунчик» не только дает образцы нравственного поведения, но также открывает путь постижения искусства – музыки, балета, живописи – того великого искусства, которое развивает душу, но для понимания которого требуется тренировка. Эту тренировку дает «Щелкунчик». Что дают «Смешарики» - судите сами.