Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 26.04.2024, 07:10
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 9
 
Кабинет методиста
 
Школьный краеведческий музей как средство патриотического воспитания сельских детей
 

© Л. А. Крылатова (Ижморский район, Кемеровская область)

  

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине - селу, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине - его финал.

Система патриотической работы в МОУ «Колыонская СОШ» включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. В школе ведется такая работа через реализацию программы гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России». Данная программа реализуется с 2007 года. Красной нитью данной программы проходит деятельность школьного краеведческого музея. Каждый класс - имеет свое направление работы: изучение истории родного края, сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны, участниках боевых действий, летопись школы, история села и.т.д. В течение учебного года классы участвуют в общешкольных и районных мероприятиях. В конце года подводятся итоги на общешкольном празднике «Все звёзды». Большое внимание уделяется работе с ветеранами. Учащиеся посещают ветеранов на дому, поздравляют их с праздниками, помогают по дому и во дворе, приглашают на классные часы, общешкольные мероприятия. Ежегодно проводятся концерты, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», юбилейные даты с приглашением на них ветеранов. Особо стоит отметить одно из направлений патриотической работы, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью ежегодно проводятся конкурсы инсценированной патриотической песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими, выпуск стенгазет патриотической направленности, классные часы, беседы. Активно принимают участие и серьезно готовятся ребята к мероприятиям, проводимым в рамках месячника оборонно-спортивной работы. Большую помощь в подготовке мероприятий по патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватели ОБЖ, учитель физического воспитания, учителя музыки и истории, филологи, библиотекарь. Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивных играх, проектах и т.д. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в ее процветание. Возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано в этой области - задача сегодняшнего дня. Большое значение при проведении военно-спортивной игры отводится принципу самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива. Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы завершается общешкольной линейкой, посвященной погибшему участнику боевых действий в 1999 году при отражении нападения на Ботлих, ученику нашей школы Мангазееву Руслану Ивановичу, на которой подводятся итоги проведенных мероприятий. Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, куда вошли и «Майский огонек» для участников Великой Отечественной войны и операция «Память» (возложение цветов к памятникам павших в боях), а также поздравление ветеранов на дому. В период подготовки ко Дню Защитника Отечества, годовщине Великой Победы оформляются выставки фотодокументов, рисунков, литературы. Оформлен материал по патриотическому воспитанию, в который собраны фотографии, автобиографии, интервью, статьи о ветеранах Великой Отечественной войны нашего села. В музее действует постоянная экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто».

Для учащихся быть патриотом - значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовыми к выполнению своего конституционного долга и обязанности служить в ВС.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Особое значение приобретают вопросы краеведения, которые являются неотъемлемой частью учебной и воспитательной работы школы.

Сегодня можно смело сказать, что набирающее силу в краеведческой работе занимает работа поисково-исследовательская и проектная деятельность, а следствием этого и создание школьного музея, доказали свою эффективность в обучении и воспитании подрастающего поколения, сохранению материальных и культурных ценностей истории и культуры.

Самое главное, как я считаю, участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат, «участвуют» в ударных стройках, познают героику и будни созидательного процесса. Таким образом, факты местной истории «оживляют» традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности, соприко­сновения с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе, мысленным общением с исторической личностью. Всё это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их исторического самопознания и самоопределения. Огромную помощь в работе оказывает созданный мной и обучающимися школьный краеведческий музей.

История становления краеведческой работы в нашей школе берёт своё начало от старейших учителей, историков-краеведов Мельниковой Ф. М. и Новикова А. Я. Они, как никто другой знают историю нашего села. Поэтому, когда я и мои помощники, юные краеведы начали возрождать краеведческую работу и воссоздание музея, огромную помощь нам оказали именно эти люди. Они отдали много материалов, собранных во время работы в нашей школе.

Содействие в создании и оформлении музея оказали жители села, которые предоставили и продолжают отдавать в дар музею много различных экспонатов: документы, фотографии, интересные воспоминания о жизни и быте села. Выпускники школы, жители села, гости музея ведут сотрудничество с нами и принимают участие в пополнении фондов музея. Но всё-таки основной вклад в становление и развитие музея продолжают вносить дети. На протяжении последних десяти лет учащиеся 1-11 классов продолжают заниматься краеведением - слушают и записывают воспоминания людей, которые пережили много событий многотомной истории нашей страны, а затем под руководством учителя обрабатывают полученную информацию, пополняя фонды музея.

Специфика собирательной работы школьников заключается в том, что она проводится с активным участием детей, которые ещё не имеют ни специальных знаний, ни навыков научной организации исследовательской работы. Поэтому учителям-руководителям краеведческой работы в школе необходимо уделять самое серьёзное внимание подготовке к собирательной работе, выработке у школьников умений и навыков проведения элементарных исследований, привитию чувства ответственности за оказанное доверие по охране памятников истории и культуры нашего Отечества.

Поскольку в историко-краеведческой деятельности участвуют школьники разного возраста, а, следовательно, разного уровня знаний, уровня развития мышления и подготовленности к самостоятельной деятельности, то учёт этих особенностей - непременное условие её правильной организации. Младших школьников можно и нужно привлекать к доступным для них видам историко-краеведческой деятельности на уровне элементарного знакомства с фактами местной истории и современной жизни, участие вместе со старшими школьниками в практических формах деятельности. Например: познакомиться с конкретным памятником (учитель даст нужную книгу) и рассказать о нём на кружке, дать задание детям выяснить семейную родословную, узнать о наградах старших и т. д.

Планомерный систематический сбор памятников - одна из важнейших форм комплектования материала. Вопрос о планомерном и систематическом сборе музейных предметов возникает сразу после создания музея. Сбор ведётся постоянно, круглый год. Под руководством актива в сборе материалов может принять участие любое число ребят, самое главное правильно распределить обязанности среди них и дать соответствующее задание.

Для заинтересованности краеведческой работой, на протяжении последних трёх лет, при поддержке главы района, главы сельской территории, районного отдела образования организуются поездки в государственные музеи Кемерова, Томска, Мариинска, для знакомства с экспозициями и фондами. Это даёт хорошие знания собирателям.

Подводя итог представленной системе работы, делаю вывод, что научно-исследовательская и поисковая деятельность учащихся будет иметь воспитательный эффект лишь тогда, когда труд детей будет востребован, когда они будут видеть результаты своей деятельности. Краеведение входит составной частью в учебную и воспитательную работу нашей школы. Центром этой работы является школьный краеведческий музей, который включает в себя несколько направлений. Здесь находят интерес учащиеся 1-11 классов. Разный возраст детей определил основные формы и направления работы - это встречи с интересными людьми, обучение юных экскурсоводов, участие в различных конференциях, акциях, конкурсах. Здесь может каждый найти себе дело по душе, занимается именно тем, что его интересует, и в то же время увлечённость объединяет таких разных по характеру и взглядам ребят.

Музей - гордость учеников, родителей, учителей и жителей села Колыон за причастность к истории своих предков и возможность собственного участия в этой истории. В 2008-2009 учебном году наш музей прошёл паспортизацию и приобрёл статус «комплексно-краеведческий музей».

 

Литература

  1. Алексеева, М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 4. - С.43-48

  2. Краеведение - под ред. Н. П. Милонова. - М. - 1987.

  3. Методические рекомендации по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. - под ред. П. В. Боярского, А. И. Шкурко. - М. - 1981.

  4. Селевко, Г. К. К ноосферному воспитанию (мышлению). // Завуч. Для администрации школы. - 2006 - № 8. - С. 67-72.

  5. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М. - 2009.

  6. Соловьёв, Л. И. Краеведческие игры. - Кемерово, 1999.

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz