Дипломный проект, 2013, № 7
Дискуссионный клуб
Школы – враги чтения: турецкий опыт применения тестирования
© Седат Лачинер (Турция)
Перевод: © Николай Соснов
© Седат Лачинер (Турция)
Перевод: © Николай Соснов
С тех пор, как в школах начался учебный год, прошло почти полтора месяца (статья впервые опубликована осенью 2012 года – прим. ред.). В соответствии с введенной в этом году системой «4+4+4» к чтению и письму первые классы должны перейти во втором семестре. Как вы понимаете, еще ни один первоклассник не выучил ни единой буквы. Школьники учатся чертить линии, рисовать и готовятся к началу уроков чтения и письма. Однако в предлагаемых заданиях учащиеся, не имея читательских и письменных навыков, начинают выполнять тесты. Иными словами, еще не освоив букву «a», изучают альтернативу вариантов «a» и «b».
Тест требует большей скорости. За несколько секунд вы должны понять, какая альтернатива предполагает правильный вариант ответа. Соревновательность начинается с первого года обучения. Школьники вынуждены владеть необходимыми знаниями и скоростью. Они не должны терять времени, им нужно быстро двигаться прямо к цели. Каждая образовательная ступень сопровождается экзаменом, поэтому нашим детям необходимо непрерывно работать для средней школы, лицея, университета и впоследствии профессии.
Это то, от чего вы получаете удовольствие
Ирландец по происхождению, обладатель многих наград, писатель и сценарист Фрэнк Коттрелл Бойс так не считает. Согласно Бойсу, образование, основанное на тестах ради какой-либо искусственной цели, т.е. чтобы добиться абсолютного успеха, создает обратный эффект и не способствует успеху учеников. Бойс, являясь одновременно профессором Ливерпульского университета Хоуп (Liverpool Hope Üniversitesi), определяет секрет успеха в учебной и профессиональной жизни как «получение удовольствия от учебы». Как отмечает Бойс, «если вы наслаждаетесь учебным процессом, тогда приобретенные знания останутся с вами на всю жизнь».
В действительности мы ежедневно тестируем теорию Бойса в наших университетах и можем видеть, насколько ее автор прав. Преподавательский состав часто приводит в недоумение тот факт, как студенты, справившись с большим количеством тестов и набрав значительные баллы, не имеют представления о содержании базовых литературных и философских текстов.
Если даже не принимать во внимание учащихся технических вузов, для студентов, окончивших такие отделения, как философия, международные отношения или история привычка читать находится на невероятно низком уровне. Да, учебные темы в тестовой форме осваиваются быстро, между тем, они также стремительно забываются, а при этом творческая способность устанавливать логические связи между понятиями не формируется в достаточной степени. При отсутствии у молодых людей знаний основных понятий социальных наук и предложении им теста они ведут себя, как компьютер.
Преподаватели с «тестовым» мышлением
Неблагоприятная сторона вопроса связана с тем, что если до недавнего времени все это было характерно для учащихся, то теперь «болезнь» стала распространяться и на преподавателей. Студенты с «тестовым» мышлением стали выпускниками и превратились в преподавателей с таким же мышлением. Таким образом, «пламя» охватывает всю образовательную систему, и вскоре возникнет поколение, которое не будет получать удовольствия от учебного процесса ни на одном из уровней образования и будет лишь запрограммировано на завершение предложенных тестовых заданий в кратчайшие сроки.
Безусловно, тест представляет собой важный образовательный метод. Однако сконцентрированный на тесте учебный процесс, помимо пользы, приносит немалый вред.
Понять интерес семей к сформированному таким образом успеху несложно. Однако, оглянувшись вокруг, мы можем заметить, что успешные люди в истинном смысле этого слова не являются продуктом тестовой системы, действительный успех возникает в среде людей, получающих удовольствие от образования.
Таким образом, нам следует установить правильный баланс между наслаждением, целью и дисциплиной в учебном процессе. В этой связи важная роль принадлежит преподавателям и организаторам образовательной системы. В получении учащимися удовольствия от образования одним из ключевых игроков является семья, которая вместо оказания бесконечного давления со словами: «Решай больше тестов, выполняй задания», – может, к примеру, организовать совместные часы чтения и учёбы.