Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 28.06.2017, 06:48
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 836
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 12
 
По страницам старых журналов
 
Социально-экономические проблемы населения капиталистических стран в зеркале «Крокодила»
 

© Денис Стребков, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ ВШЭ, старший научный сотрудник ЛЭСИ

 

Статья печаталась в журнале ЭС-Форум, 2010, № 1

 

Журнал «Крокодил» был призван высвечивать те проблемы, которые мешают строительству коммунизма в СССР, огнем сатиры безжалостно выжигать отдельные недостатки, клеймить позором бюрократов, взяточников, очковтирателей, жуликов, тунеядцев, алкоголиков, прогульщиков и множество других «нетрудовых элементов». На протяжении шестидесяти с лишним лет своего существования журнал успешно справлялся с этой задачей. «Мы видим человека, вырубающего в дремотную от века тайгу стальную колею железнодорожной магистрали; человека, озарённо склонившегося над чертежной доской; человека, кропотливо сортирующего семена нового урожая; человека, приготовляющего к старту космическую ракету; человека, идущего как на сражение из-за кулисы на сцену... Короче, мы видим Человека, ежечасно изменяющего мир - изменяющего в лучшую сторону. Но рядом с Человеком мы усматриваем человечка: мещанина и пройдоху, стяжателя и ханжу, хама и лжеца, дебошира и взяточника. Он ловчит и злопыхательствует, лжет и лицемерит, крадет и хулиганит. И проблема не столько в самом этом человечке, сколько в заразе, распространяемой им вокруг себя и поражающей невзначай иной здоровый организм» - вот квинтэссенция политики журнала в освещении внутренних проблем страны. (Предисловие к Новому году // Крокодил. 1969. № 1)

Но наряду с публикациями, рассматривающими эти многочисленные недостатки, читатели «Крокодила» могли также обнаружить на его страницах карикатуры, фельетоны, рассказы, посвященные другим, гораздо более серьезным социально-экономическим проблемам, таким, например, как безработица, инфляция, забастовки, нищета. Все эти явления хорошо знакомы нам сейчас, поскольку в 1990-е и 2000-е годы население России прочувствовали их, как говорится, «на собственной шкуре»

В каждом номере «Крокодила» две-три полосы из шестнадцати обычно выделялись рубрике о международной жизни. Ее название менялось год от года («Вокруг света и тьмы», «Эхо событий», «Иностранности», «Крокодильским взглядом», «ТАК - Телеграфное агентство Крокодила», и т.п.), но суть оставалась неизменной. «Крокодил» оперативно реагировал на события, происходящие в мире, показывал несчастных и угнетенных жителей капиталистических и развивающихся стран, перепечатывал и комментировал сообщения и карикатуры из западной прессы. При этом, что интересно, проблемы советского и западного обществ практически никогда не повторялись. Сюжеты, которые выбирались для освещения жизни людей в США, ФРГ, Великобритании и других странах НАТО, кардинальным образом отличались от тех недостатков, которые высвечивались в самом СССР. Предполагалось, что в странах социалистического лагеря всех этих проблем нет и быть не может. Лишь в условиях насквозь прогнившего буржуазного общества оказываются возможными подобные явления, что общество пронизано многочисленными пороками, а «простые» граждане вынуждены влачить жалкое и бесправное существование. Если «у нас» отдельные личности приносили вред мудрому и справедливому государству, то «у них», совсем наоборот, хищническое государство в союзе с крупными монополиями, международными корпорациями и военно-промышленным комплексом создавало массу проблем своим гражданам, искусственно делая их беспомощными и беззащитными.

При этом стоит отметить, что значительная часть «международных» карикатур и фельетонов была посвящена внешней политике западных стран. В них отражались вооруженные вторжения стран НАТО в независимые государства по всему миру, военные перевороты в латино- и южноамериканских республиках, борьба африканских колоний за независимость, и т.п. На протяжении всех этих лет в «Крокодиле» вышла масса публикаций, актуализирующих проблему гонки ядерных вооружений, посвященных обострению «холодной войны» между СССР и США, размещению крылатых ракет в Европе, строительству военных баз по всему миру. Тем не менее в рамках настоящего исследования все эти темы не будут нас интересовать, мы сконцентрируем внимание исключительно на рассмотрении внутренних проблем западных государств, затрагивающих жизнь их «мирного населения».

Периоды экономического спада, финансовые кризисы, неэффективная денежная и бюджетная политика порождают проблему инфляции: цены на товары и услуги стремительно растут, в то время как заработная плата рабочих снижается - люди не могут позволить себе купить самое необходимое. В результате массовыми явлениями становятся бедность, нищета, голод. Журнал показывает, как, отчаявшись и презрев брезгливость, обездоленные граждане, одетые в рваные лохмотья, роются в мусорных урнах, чтобы хоть чем-то подкрепить свои силы. Огромное число людей не имеет крыши над головой, улицы крупных городов заполнены бездомными. Они спят в подворотнях и на тротуарах в картонных коробках либо ночуют на скамейках, накрывшись рваными газетами, полностью потеряв веру и надежду на лучшую жизнь. Над теми, кому повезло чуть больше, также нависла угроза оказаться на улице, поскольку домовладельцы в любой момент могут повысить квартплату и выставить жильцов, если те окажутся не в состоянии платить за жилье:

 

Есть у хозяев свой статут:

Несданную квартиру

Скорей сожгут или взорвут,

Чем вам уступят лиру!..»

Владимов М. Дома и люди (очерк о Сицилии) // Крокодил. 1984. № 4

(кстати, итальянская лира была очень мелкой единицей: при введении евро курс составил 1936 лир за 1 евро. – прим. ред.)

 

В условиях кризиса на крупных фабриках и заводах происходят массовые увольнения рабочих. Безработица растет гигантскими темпами, она измеряется миллионами человек. Отчаявшиеся люди соглашаются на любую, пусть даже самую грязную и низко оплачиваемую работу, независимо от имеющегося у них уровня образования, лишь бы заработать на кусок хлеба. Так, выпускник престижного университета запросто может работать официантом в ресторане или мести улицы в качестве дворника. Сокращенные преподаватели встречаются со своими бывшими студентами в очереди на бирже труда - очереди, хвост от которой тянется на несколько кварталов, и конца-края ему не видно. Те же, кто все-таки получил рабочее место, вынуждены делать нелегкий выбор между работой и карьерой, с одной стороны, и семьей, на которую у них совершенно не остается времени, - с другой стороны.

Компании пользуются возможностью привлекать дешевую рабочую силу из числа мигрантов. Кроме того, в целях экономии производственные мощности предприятий переносятся в страны третьего мира, что опять-таки сопровождается закрытием заводов и фабрик в развитых капиталистических странах и сокращением работающих там граждан.

Научно-исследовательские организации также испытывают большие трудности в связи с гегемонией США в западном мире. Наиболее перспективные и талантливые ученые переезжают на постоянное место жительства из европейских и латиноамериканских стран в Америку, где им предоставляют лучшие финансовые условия и лучшие возможности для работы. Эта тенденция получила название «утечка умов».

Тем не менее, как отмечается в фельетоне А. Судакова, эмигранты в США и Канаде находятся на положении людей «второго сорта», независимо от того, откуда именно они приехали - из СССР, Германии, Финляндии... Им тяжелее найти работу, при прочих равных условиях им платят меньше, чем коренным жителям, хотя формально этот факт властями отрицается. «Вот и работают гайчуки, заперев в комоды дипломы и свидетельства об образовании. Врач - полотер. Инженер - грузчик. Учитель - сторож» (Судаков А. Благословил ли их святой Лаврентий? // Крокодил. 1984. № 5).

Одним из самых обсуждаемых вопросов на страницах «Крокодила» является проблема нарушения прав человека на Западе. При этом подавляющее число публикаций, выходящих в данном контексте, посвящено в первую очередь угнетению чернокожего населения или, проще говоря, расизму. Расизм сопровождается проблемой работорговли. Чернокожие слуги ежедневно подвергаются насилию со стороны своих хозяев.

Намного реже встречаются примеры дискриминации женщин и коренного населения Америки (индейцев). Тем не менее, на страницах «Крокодила» мы находим подтверждение многих тезисов В. Зелизер, касающихся особенностей распределения финансовой власти в семье. Законы многих американских штатов полны нелепых требований и установок на этот счет. Например, в восьми штатах все деньги, заработанные женой, принадлежат ее мужу, и только он имеет право ими распоряжаться: «По закону штата Аризона жена должна отдавать всю свою зарплату мужу не позже дня получки. В штате Луизиана закон разрешает мужу самому получать зарплату жены. В Бруклине (штат Нью-Йорк) муж имеет право брать деньги из сумочки жены без ее согласия». А вот закон штата Нью-Мексико, наоборот, «разрешает женам проверять содержимое карманов мужей. Это же право предусмотрено в законах штата Мериленд, но с оговоркой: только не тогда, когда муж спит». (Дьяконов Н. Шляпки и усы // Крокодил. 1964. № 18).

Следующая серьезная проблема - массовый разгул преступности. Воры и убийцы терроризируют мирных граждан, а полиция ничего не может с этим поделать. Более того, порой вместо того, чтобы пресекать деятельность криминальных структур, полиция действует заодно с ними. Мафия, гангстеры, террористы являются полноправными хозяевами западного крупного города. Наемные убийцы открыто предлагают свои услуги на страницах глянцевого журнала «Солдат удачи» (трижды - в 1979, 1984 и 1989 гг. мы встречаем в «Крокодиле» обширные фельетоны, разбирающие деятельность данного печатного издания).

Платное образование в США и странах Европы существенно сокращает возможности для вертикальной мобильности населения. У детей из бедных семей шансы добиться чего-то в этой жизни практически равны нулю, соответственно из поколения в поколение происходит воспроизводство сложившейся социальной структуры. Возможности накопления человеческого капитала крайне ограничены: не только высшее, но и среднее образование оказывается недоступным для значительной части населения. В результате многие граждане так и остаются неграмотными.

Качество самого образования в западных странах также подвергается большому сомнению, поскольку в школах на уроках биологии, например, доказывается ошибочность теории Дарвина, а на уроках истории откровенно искажаются факты, в частности, события, связанные со Второй мировой войной. Дети не читают ни современной, ни классической литературы, большинство из них воспитывается на комиксах и впитывает массовую культуру из телепередач и кинофильмов. Качество образования поддерживается с помощью специальных пластинок, которые «представляют собой песенки в ритме твиста с изложением основ химии, физики или географии. Придя в класс, учитель ставит на проигрыватель нужную пластинку, а школьники, пританцовывая, подпевают»10. Разве не напоминает данная прогрессивная технология наши современные российские пособия по литературе, где классические произведения излагаются в краткой и адаптированной форме?

Журнал «Крокодил» отмечает, что среди американских детей чрезвычайно популярны такие настольные игры, как «Монополия», «Дипломатия», «Развод», «Сегрегация», «Концлагерь». Чему может научиться ребенок с их помощью? По мнению корреспондентов журнала, все эти игры развивают в нем самые низменные черты характера, прививают самые порочные культурные образцы поведения. С помощью «Монополии», например, «детки должны научиться делать следующие вещи: обманывать товарищей по игре, скупать у них фишки по одной цене и продавать по повышенной, разорять партнеров и всячески стараться засадить их в тюрьму» . Игра «Дипломатия» воспитывает у детей такие важные для предприимчивого человека качества, как «лживость, коварство, умение шантажировать и тому подобные». (О времена, о игры! // Крокодил. 1964. № 15). Игра «Развод» отвечает за морально-этическое воспитание юного американца: «Играют две фишки: жених и невеста. Цель - развод и получение алиментов. Успех дела решает бросок кубика. Стоит только добраться до клетки «первая ссора», как дело пойдет быстрей».  (В мире игрушек //Крокодил. 1959. № 15). Игра «Сегрегация» воспитывает мальчиков и девочек в духе «здорового» расизма: играющие должны правильно распознавать нормы поведения, характерные для белых и чёрных людей. Чтобы лучше закрепить полученные с помощью этих игр знания и навыки, для школьников организуются экскурсии на фондовую биржу. Таким образом, они с самого раннего детства приучаются жить в мире наживы и чистогана, а мыслить в терминах прибылей и убытков. Воображение и фантазия детей развиваются с помощью специальных творческих заданий. Так, учитель одной из школ штата Калифорния задал ученикам на дом сочинение, в котором предложил «письменно порассуждать о возможности совершения запланированного убийства с обеспечением себе стопроцентного алиби... В качестве одного из вариантов он предложил описать способ убийства богатого дядюшки с целью получения наследства». (В ожидании индейки // Крокодил. 1984. № 36)

Дети рабочих рано сталкиваются с несправедливостью, у многих из них нет детства как такового, в традиционном понимании этого слова. Улицы городов заполнены беспризорными, брошенными детьми. Они вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб и поэтому рано начинают работать. Но, будучи малообразованными, они не в состоянии устроиться в солидную фирму, занять высокую должность, поэтому их удел - это «черная», вспомогательная и низкооплачиваемая работа: «37 процентов рабочих гонконгской игрушечной промышленности - дети. Но поскольку малолетние труженики целый день держат в руках не что-нибудь, а игрушки, хозяева фабрик со спокойной совестью выплачивают им игрушечную зарплату (Дети - детям // Крокодил. 1984. № 8).

Воспитание детей строится на принципах подавления личности: нередко они сталкиваются с насилием в своих собственных семьях, в школах по отношению к ним применяются телесные наказания, в детских домах лютуют воспитатели. Неудивительно, что в результате на Западе процветает детская и подростковая преступность: «половина арестованных в США за крупные преступления - юнцы в возрасте от 11 до 17 лет». Дети наводят ужас на жителей городов и часто по своей жестокости не уступают взрослым. (Дети, в банду собирайтесь... // Крокодил. 1969. № 21).

С другой стороны, получает распространение такой вид преступлений, как похищение детей с целью получения за них выкупа от родителей. Последние вынуждены нанимать телохранителей, ставить в домах бронированные двери и окна, покупать защищенные автомобили.

Безысходность, отчаяние, отсутствие жизненных перспектив способствуют распространению наркомании и росту числа самоубийств, в том числе среди детей. Сфера здравоохранения, так же, как и сфера образования, является платной, а потому недоступной для большинства граждан.

Люди предпочитают как можно реже обращаться к врачам, поскольку возможное лечение может поставить их семью на грань финансового краха. Врачи на страницах «Крокодила» сравниваются с грабителями, безжалостно опустошающими кошельки своих пациентов:

 

Бедняки, судьбу кляните,

Захворал - кидает в дрожь:

Кто - целитель, кто - грабитель,

Хоть умри, не разберешь!

(Юдин Б. Грабители со скальпелем // Крокодил. 1979. № 14).

 

Доктора часто назначают лекарства, в которых нет необходимости, запугивают своих пациентов, выявляют у них несуществующие болезни, стараются как можно дольше продержать их на больничной койке, чтобы выжать как можно больше денег, судятся с теми, кто не в состоянии оплатить проведенные операции. Врачей, которые не приемлют подобных методов, безжалостно увольняют из клиник.

Также заслуживает внимания, каким образом советские сатирики изображали повседневную жизнь финансовой и политической элиты капиталистических стран, какие возможности имели «простые» граждане для отстаивания своих прав и как в столь непростых кризисных условиях осуществлялась социально-экономическая политика властей - интересы каких именно групп она защищала и помогала ли смягчить существующие в экономике проблемы. Об этом – в следующих статьях.

 

Прим. ред. Одну из статей (о тех, кто предпочитает паразитировать на других, и о массовой рекламе в том числе) можно прочитать здесь, остальные будут опубликованы в декабрьских выпусках «Дипломного проекта» и «Острова Горн».

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz