Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 25.04.2024, 20:04
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 11
 
Страницы истории
 
Становление школьного экономического образования в России
 
© С. А. Михеева
 
Окончание. Начало см. в № 10
 
Согласно действующему ФБУП экономика, как и право, на ба­зовом уровне в основной школе изучается в рамках интегриро­ванного учебного предмета «обществознание», и только на сту­пени среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) допускается ее преподавание в качестве самостоятельного учеб­ного предмета. Позволить себе «допустить» экономику в качестве отдельного учебного предмета в современных условиях может лишь небольшое число школ в стране. Для этого необходимы как минимум согласие администрации и наличие в школе подготов­ленного учителя, способного преподавать этот не самый простой учебный предмет.
Аналогично развивалась ситуация с кадрами. Учитывая взрыв спроса на школьное экономическое образование, Министерство образования РФ в 1992 г. включило в Перечень направлений и специальностей группы «Образование» специальность 030300 «Экономика» (квалификация «учитель экономики»). На основе Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования (ГОС ВПО) 1995 г., включающего дан­ную специальность, во многих педагогических вузах России раз­вернулась подготовка учителей экономики. Однако уже в 1999 г. распоряжением Минобразования РФ данная специальность была исключена из перечня. Сегодня в соответствии с действующим ГОС ВПО педагогические вузы могут осуществлять подготов­ку учителей экономики в рамках направления подготовки бака­лавров 540400 «Социально-экономическое образование» (про­филь — экономика). По нашим данным, подготовку учителей в рамках этого направления сегодня ведут более десяти педвузов страны. Среди них МГПУ (Москва), РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), БГПУ (Белгород), ВГПУ (Волгоград), ИГПУ (Иркутск), ПГПУ (Пермь), ОГПУ (Омск) и другие вузы. Однако лишь небольшая доля выпускников педагогических вузов (5-10%) приходит рабо­тать в школу. Главная причина, безусловно, заключается в низком статусе учительской профессии. Поданным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2008 г., престижной эту профессию считают только 23% россиян, в то время как 35% однозначно отказывают ей в такой характеристике; 64% россиян не хотели бы, чтобы их дети стали в будущем педагогами. Почти половина россиян уверены, что, ра­ботая учителем, нельзя рассчитывать на материальное благополучие (48%) [12]. Педагогическое образование как составная часть системы образования нуждается в серьезном реформировании.
Проблема кадрового обеспечения школьного преподава­ния экономики имеет два аспекта. Первый: в штатном расписа­нии непрофильной школы сегодня нет должности учителя эконо­мики. К тому же с началом экономического кризиса в образова­тельных учреждениях были сокращены все вакантные ставки. Это привело к тому, что непрофильная школа сегодня не может при­нять на работу учителя с хорошим знанием экономики и не мо­жет доплачивать за дополнительную нагрузку учителю, прошедше­му соответствующую подготовку и пожелавшему вести экономику в качестве второго предмета. Другой аспект кадровой проблемы — подготовка квалифицированных учителей экономики. В настоящее время экономику в школах, как правило, преподают учителя исто­рии, географии и обществознания, не имеющие достаточных зна­ний в области экономики. В некоторых случаях к преподаванию экономики в школах привлекаются преподаватели вузов, не вла­деющие школьной дидактикой и методикой обучения.
Чрезвычайно важной проблемой является обеспечение школь­ного курса экономики качественными учебниками. Все изданные учебники, как отмечалось выше, разработаны только для старших классов. Из этого следует, что если учащиеся не пред­полагают в будущем стать экономистами и не являются учениками профильной школы, то все необходимые экономические знания они должны получить из курса «обществознание». Анализ учеб­ных программ и учебников по данному курсу с точки зрения эко­номической составляющей показывает их полную несостоятель­ность в решении задач школьного экономического образования. На наш взгляд, основной целью изучения экономики в общеобра­зовательной школе является формирование и развитие экономи­ческой культуры современного школьника, которое предполага­ет усвоение знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, определенных норм поведения в экономической деятельности, понимания смысла десятков ролей, которые выпускнику при­дется играть в жизни (потребитель и производитель, покупатель и продавец, заемщик и кредитор, акционер и пайщик, наемный работник и работодатель и т.д.). Изучение экономики в школе должно быть направлено на формирование экономической ком­петентности школьников, позволяющей им стать конкурентоспо­собными членами современного общества. Попытаемся понять, в какой степени достижению данных целей способствует содер­жание современных учебников, на примере одного из самых рас­пространенных в последние годы учебника — «Обществознание» под редакцией академика РАО Л. H. Боголюбова. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ на 2009/10 учебный год. Учебник состоит из двух книг — для учащихся 10-го и 11-го классов соответственно.
ФБУП отводит на изучение курса «Обществознание» на стар­шей ступени обучения 140 часов, из них на изучение экономиче­ского блока — 30 часов (21,4%). В первой книге учебника на эко­номический блок отводится два параграфа объемом 25 стра­ниц (7,4%), во второй книге — 11 параграфов учебника (38,6%). Таким образом, практически весь школьный курс экономики переносится на 11-й класс. Во второй книге материалы эко­номического блока представлены в главе «Человек и экономи­ка»6. Следует признать, что в учебнике для учащихся 11-го клас­са присутствуют все экономические понятия, представленные в федеральном компоненте Государственного стандарта по об-ществознанию. Это понятно, поскольку именно этот факт позво­ляет учебной книге называться учебником и входить в федераль­ный перечень. Отметим, что обязательный минимум содержания по экономике в рамках курса «Обществознание» и обязательный минимум содержания по экономике в качестве отдельного пред­мета имеют некоторые различия. Сравнительный анализ соот­ветствующих документов показывает, что в отличие от стандарта по экономике в стандарте по обществознанию нет таких принци­пиально важных экономических понятий, как «выбор» и «альтер­нативная стоимость», «рыночный механизм», «конкуренция», «рыночное равновесие», «семейный бюджет», «реальные и но­минальные доходы семьи». Точно следуя «букве закона» (в на­шем случае стандарта), авторы выпустили из рассмотрения вы­шеперечисленные понятия. Не вызывает сомнений, что «выбор» и «альтернативная стоимость» являются ключевыми для эконо­мической науки, поскольку «экономическая теория — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотноше­ния между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» [17]. Опрос учителей обществозна­ния, работающих по данному учебнику, показал, что подавляю­щее большинство преподавателей не знакомы с понятием «аль­тернативная стоимость»7.
В учебнике не очень корректно, но все же рассматриваются понятия «спрос» и «предложение», но отсутствует понятие «ры­ночное равновесие». Однако изучение спроса и предложения на­правлено главным образом на анализ рыночного ценообразова­ния. Ведь именно механизм рыночного ценообразования — ключ к пониманию функционирования рынка. В главе, посвященной изучению экономики, нет ни одного графика и ни одной фор­мулы. Если вспомнить, что, по утверждению одного из веду­щих экономистов-теоретиков XX в., лауреата Нобелевской пре­мии (1970 г.) П.Самуэльсона, «язык математики — единственно возможный язык для изложения основных положении экономиче­ской теории» [13. С. 94], становится не очень понятно, сведения из какой науки содержатся в учебнике. Сами авторы определяют предмет представленной в учебнике науки следующим образом: «Экономика как наука изучает использование ограниченных ресур­сов общества для производства материальных благ в условиях по­стоянно растущих потребностей людей» [10. С 138]. Это значит, что основное предназначение экономической науки — помочь про­изводителям произвести как можно больше «материальных благ». Такое определение является некорректным, поскольку сводит проблему относительной ограниченности ресурсов исключитель­но к сфере производства. Главным достоинством данного учеб­ника, по опросам учителей, является то, что по нему «удобно го­товить» учащихся к сдаче ЕГЭ. Это качество учебника не вызывает сомнений, поскольку сам ЕГЭ по обществознанию «скроен» имен­но под этот учебник. И тот и другой, по нашему мнению, нуждаются в серьезных изменениях.
Проблемы в развитии школьного экономического образования на данном этапе касаются всех его составляющих: нормативно-правового, учебно-методического и кадрового обеспечения. И ре­шать эти проблемы нужно комплексно. Другими словами, время становления прошло, пора переходить к развитию. Для успешно­го развития школьного экономического образования необходимо в ближайшее время решить целый ряд задач, среди которых мы выделяем три основные.
Первая задача: экономическое образование должно стать ре­альной составляющей частью общего образования. Другими сло­вами, каждый выпускник общеобразовательной школы должен получить необходимый объем экономических компетенций. Для этого необходимо: 1) сформулировать задачи и определить ре­зультаты экономического образования (перечень компетенций) для каждой ступени общего образования: начального, основно­го и среднего (полного) образования; 2) разработать и утвердить стандарты экономического образования для всех ступеней общего образования; 3) ввести ЕГЭ по предмету «экономика» и позволить профильным вузам использовать результаты этого экзамена при поступлении в них.
В настоящее время продолжается начавшаяся еще в 2005 г. работа над стандартом общего образования второго поколения. Уже опубликованы ФГОС начального образования и проект ФГОС основного общего образования [9]. Инвариантная (обязательная) часть базисного плана для начальной ступени включает предмет «Окружающий мир», интегрирующий две предметные области: обществознание и естествознание. На ступени основного обще­го образования экономика традиционно входит в обществозна­ние. Из чего следует, что изменение места экономики в учебном плане школ не планируется.
На наш взгляд, интегрированные курсы, объединяющие знания из различных предметных областей, могут и должны быть в шко­ле, но только на младшей ступени. Как справедливо указывают разработчики стандарта, интегрированные предметы — матема­тика, естествознание, обществознание — «обеспечивают подго­товку к изучению систематических курсов и социальное взрос­ление учащихся» [9]. Учащиеся начальной школы могут полу­чить необходимые экономические знания из курса «Окружающий мир», правда, для этого придется пересмотреть его содержа­ние. Необходимо уже с первого класса формировать у учащихся основы социально-экономической культуры, знакомить их с таки­ми экономическими понятиями, как «ограниченность», «выбор», «право собственности».
Интегрированный курс «Обществознание» также вполне оправ­дан в 5-6-х классах. Для этой возрастной группы курс может вклю­чать небольшой пропедевтический модуль по экономике, направ­ленный на освоение таких важных ценностнообразующих эконо­мических категорий, как «труд», «предпринимательство», «рынок», «конкуренция», «налоги».
Начиная с 7-го класса необходимо отказаться от практики изу­чения экономики в рамках интегративного курса «Обществознание» в его современной интерпретации. Нам близка позиция Л.Л. Любимова: «Категорически недопустимо продолжение прак­тики ухода за "братской могилой" так называемого интегратив­ного курса "Обществознание". Нам не известен ни один модуль в таких курсах, который содержательно отвечал бы элементар­ным требованиям современной экономической науки» [4. С. 19]. Такой же точки зрения в оценке данного предмета придерживает­ся А.И. Любжин: «Этот предмет представляется нам чем-то вроде комедии нравов, написанной напыщенным, наукообразным язы­ком» [3. С. 161].
В 7-11-х классах экономика должна стать отдельным учебным предметом, который будет преподавать грамотный учитель, вла­деющий не только глубокими знаниями в области экономики и ма­тематики, но и современными методами обучения экономическим дисциплинам (кейс-метод, метод проектов, моделирующие упраж­нения, эссе и др.). Только в этом случае можно надеяться, что эко­номические знания станут «инструментом, который выпускник об­щеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, кол­легами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами» [9].
Вторая задача: разработать и издать качественное учебно-методическое обеспечение для всех возрастных групп общеобра­зовательной школы. Для достижения качественно новых резуль­татов обучения, выраженных в компетенциях, необходимо соз­дать совершенно новые по структуре и содержанию учебники, которые бы не только являлись источником учебной информации, раскрывающим содержание, предусмотренное учебной програм­мой, но и выступали бы средством формирования навыков и цен­ностных установок. Современный учебник должен учить учиться. Его функции должны быть значительно расширены. Что касается учебника по экономике, то он обязательно должен включать фак­тический и статистический материал, проблемные задания, на­правленные на развитие экономического мышления. Такой учеб­ник должен быть разработан с учетом возрастных психологических и познавательных особенностей учащихся. Он должен быть эмо­ционально окрашенным, увлекательным для чтения и обязательно опираться на личный жизненный опыт учащихся. Это должен быть учебник про жизнь, а не про экономическую теорию. Это, разуме­ется, вовсе не означает, что в нем не должно быть теории. Но каж­дый раз, читая формулировки экономических законов и определе­ния сложных экономических понятий, учащийся должен понимать, зачем и почему эти знания ему необходимы, где и как он сможет их применить.
Третья задача: обеспечить школу современными грамотными учителями экономики. Никакое самое замечательное техническое оснащение школ в рамках проводимых реформ не принесет ре­зультатов, пока в школу не придет современный высокообразован­ный учитель. Для решения этой задачи необходимо: а) реформи­ровать педагогическое образование и пересмотреть систему пе­реподготовки и повышения квалификации учителей; б) повысить статус учительской профессии.
В ФГОС ВПО третьего поколения в рамках направления под­готовки бакалавров (магистров) «Педагогическое образование» включен профиль «Экономическое образование». Это означает, что Министерство образования и науки осознало необходимость подготовки учителей экономики. В последние годы появилось большое число публикаций, посвященных вопросам реформиро­вания педагогического образования8. О необходимости модерни­зации педагогического образования, о подготовке нового учителя сегодня говорится на самом высоком уровне.
В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что систему педагогического образова­ния в России ждет серьезная модернизация. В частности, на базе лучших российских вузов и школ появятся обязательные курсы пе­реподготовки и повышения квалификации, а «педагогические вузы будут постепенно преобразованы либо в базовые центры подго­товки учителей, либо в факультеты классических университетов». Знаковым событием стало официальное открытие президентом Года учителя на Педагогической ассамблее в Российском госу­дарственном педагогическом университете имени А.И. Герцена 21 января 2010 г. В своем выступлении Д.А. Медведев отметил: «В Год учителя пройдут самые разные мероприятия, направленные на укрепление авторитета педагога и укрепление, что не менее важно, его социального статуса. Но такую работу, конечно, нужно вести не один год. Мы с вами понимаем: никакая кампанейщина и никакие годичные мероприятия не приведут к результату, если впоследствии такого рода работа не будет продолжена. Поэтому Год учителя лишь удобный повод для того, чтобы дать старт такой работе».
Конечно, один Год учителя вряд ли изменит ситуацию, но по­следовательная государственная политика в области образования должна уже в обозримом будущем привести к повышению прести­жа учительской профессии, и учитель экономики должен занять достойное место в этой достойной профессии. Надо сделать так, чтобы выпускников вузов принимали в школу на конкурсной осно­ве, чтобы там смогли работать только лучшие. Именно так обстоит дело во многих зарубежных странах, например в ФРГ. Профессия учителя в Германии занимает в шкале наиболее престижных спе­циальностей свое законное место. Школьный учитель имеет статус государственного служащего, а оплата его труда выше среднего уровня по стране [11. С. 93].
Главная роль в решении этих задач принадлежит Ми­нистерству образования и науки РФ. В связи с этим мы обязаны подчеркнуть необходимость радикального изменения политики Минобрнауки в отношении школьного преподавания экономики, которая является обязательным предметом в учебных планах школ стран ОЭСР, а у нас заменена суррогатным компонентом курса «Обществознание».
Однако, как справедливо указывает Я. И. Кузьминов, «обра­зование не является сугубо локальным делом системы образо­вания, это дело всего общества. Более того, упреки в неблагопо­лучном состоянии образования не могут быть обращены целиком к органам управления образованием, они должны адресовать­ся всему обществу. Распространяя этот взгляд на научную сфе­ру, мы считаем, что кардинальные сдвиги в научном осмысле­нии проблем образования не могут быть осуществлены усилиями лишь педагогов-практиков или даже психолого-педагогического научного сообщества. Требуются исследования и рекомендации социологов, экономистов, философов, политологов и предста­вителей многих других наук» [2. С. 22]. Экономическое образо­вание — необходимый интеллектуальный ресурс не только для по­нимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.
 
Автор ссылается на следующие источники:
 
1. Гринева С. В. Ценности и национальные идеи в российском менталитете // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная науч.-практ. конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / под общ. ред. И.И.Ивановой. Бишкек, 2004. С. 270.
2. Кузьминов Я. И. Образование в России: что мы можем сде­лать? // Вопросы образования. 2004. № 1.
3. Любжин А. И. Гуманитарное образование в современной русской школе: болезни и мнимые лекарства // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 154-162.
4. Любимов Л.Л. Концепция структуры, содержания и органи­зации экономического образования в полной средней шко­ле // Экономика в школе. 2002. № 3. С. 14-28.
5. Любимов Л. Л. Размышления о педагогическом образова­нии // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 7-24.
6. Любимов Л. Л. Самая непростая проблема российского образова­ния // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 11-26.
7. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса // Вопросы обра­зования. 2009. № 1. С. 199-210.
8. Мареев В. И., ДанилкжА. Я., Куликовская И. Э. Модернизация выс­шего педагогического образования // Педагогика. 2007. № 9. С. 66-72.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт
10. Обществознание: учебник для 10-х классов общеобразователь­ных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2008. С. 138.
11. Писарева Л. Школьный учитель: его социальный статус и про­фессиональные проблемы // Народное образование. 2008. № 7. С. 93.
12. Россияне не считают профессию учителя прибыльной и престиж­ной. КоммерсантЪ от 03.10.2008 г.
13. Самуэльсон П. А. Основания экономического анализа/пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 2002.
14. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника престо­ла // Педагогика. 1999. № 5. С. 62-74.
15. Франк СЛ. Непрочитанное... Статьи, письма, воспоминания.М.: Моск. школа полит, исследований, 2001.
16. Чекалева Н. В. Обновление педагогического образования в выс­шей школе // Вестник ОМГПУ. Электронный научный журнал. Выпуск 2006 г.
17. RobbinsL. (1935) An essay on the nature and significance of economic science. 2nd ed. L: Macmillan. P. 1-23.
 
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz