Дипломный проект, 2014, № 8
Редкие публикации
Субъектно-развивающая среда как интегративный ресурс формирования ключевых компетентностей школьников
Условием для полноценного развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер сознания является формирование среды, способствующей раскрытию его потенциала. Какой она должна быть, для того чтобы несформировавшаяся личность ощущала комфорт существования и желала совершенствования? Современное образование призвано использовать все принципы и закономерности развития школьника.
Среда дает возможности для становления мировосприятия и других структур сознания человека, в то время как, от активности и возможностей учащегося зависит как он воспримет возможности среды, и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Единство свойств образовательной среды и обучаемого является в разной мере атрибутом образовательной среды и поведения субъекта. Эффективность образовательного процесса состоит в диалогическом взаимодействии человека и образовательной среды, как равных субъектов развития. Взаимодействие позволяет аккумулировать возможности среды и личности.
Важнейшей задачей современного педагога является эффективное посредничество между учащимся и средой с целью максимального раскрытия возможностей среды и потенциала школьника. Возможности образовательной среды должны быть достаточными для организации развивающего «диалога» педагогической среды и личности учащегося и педагога.
Школьное управление, с помощью сформированной и управляемой культурной среды образования как совокупности условий и средств обучения, может организовать целенаправленное развитие человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.
Актуальным является фактор сопоставимости интересов развития личности отдельного человека и образовательной среды. Важным для понимания является сам процесс интеграции в системе «ученик — образовательная среда», который обусловлен особенностями культурно-исторического развития, типом культуры страны и региона, уровнем развития педагогической культуры и целями образования для определенного времени, общества, группы, личности.
В соответствии с экопсихологическим подходом основанием для модели образовательной среды служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда». Согласно экопсихологическому подходу, в качестве основных структурных компонентов образовательной среды выступают аксиологический, социальный и физический (пространственно-предметный) компоненты.
В отечественной психологии обычно предметом изучения являются несредовые факторы обучения, такие как расписание, стиль преподавания, философия обучения, коммуникативно-развивающая и психолого-педагогические модели и программы образовательной среды.
Исследуя ключевые компетенции школьников, следует разобраться какие поведенческие и образовательные навыки могут быть сформированы посредством образовательной среды. Образовательная среда в данном вопросе выступает как модель, с помощью которой происходит формирование личности. В отечественной психолого-педагогической литературе в основном, используется понятие предметно-эстетической среды. Эта среда включает в себя учебное здание и его помещения, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда. В связи с чем предметно-эстетическая среда становится частью модели интеграционной среды, направленной на формирование потребности школьника в обучении. Важным моментом, которые на начальном этапе формируют эстетические впечатления младшего школьника эта ощущения от окружающих его предметов, их внешней привлекательности. Не секрет, что первые впечатления от школы человек проносит, через всю жизнь, и даже через много лет помнит мельчайшие подробности своего первого школьного дня, ощущая запах осенних цветов и школьной столовой.
Следовательно формирование образовательной мотивации личности начинается с момента его попадания в класс, что делает необходимым создание комфортных, функциональных и вместе с тем эстетические выдержанных объектов пространственно-предметной среды. Важным аспектом в изучении способов оптимизации пространственно-предметной среды является комплекс требований по учету возрастных особенностей учащихся, которые должны учитываться при формировании образовательного пространства.
Особый интерес представляет эксперимент французских архитекторов Ж.Борис и Ж.Гиршлер, которые выясняли характер связи между детьми и их реальным и воображаемым окружением, предоставив им возможность свободно строить свое жизненное окружение. В результате его проведения были выявлены требования, которые ребенок сам предъявляет к созданной им самим среде. При организации «своего» пространства ребенок пользуется не функциональными и эстетическими критериями в традиционном для данного контекста их понимании; он подходит к этому процессу с точки зрения своего жизненного пространства, жизненного времени и жизненной формы, содержание которых определяется «открытостью» ребенка по отношению к окружающему миру.
Говоря о формировании и образовательной среды нельзя не учитывать феномен персонализации. При персонализации на первый план выходит индивидуализация каждого ученика, демонстрация себя с помощью среды. Персонализация среды позволяет формирующейся личности ощутить собственную уникальность. Вместе с тем отсутствие персонализации может вызвать отчуждение и как следствие пренебрежение к образовательному процессу в целом.
Немаловажным фактором является понимание и восприятие «открытой» среды. По мнению Г.А. Ковалева, под «открытой» средой понимается такая пространственная среда, которая с большей вероятностью будет формировать «открытый» социально-психологический склад человека, которая будет необходима и достаточна для его здорового полноценного физического и психического развития и по форме своей пространственной организации является универсальной и исходящей от самого человека.
Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики доказано, что исследовательская деятельность человека также является фактором формирования способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует личностный потенциал и как результат дает возможность развивать ключевые компетенции. Приобщение школьников к исследовательской деятельности можно назвать одной главных целей образовательно-воспитательного процесса. Исследовательский подход в обучении, применяется обычно в работе с подростками и старшим школьниками, но следует принимать во внимание, что младшие школьники активно также проявляют интерес к исследованиям и активизируются при выполнении поисковых и экспериментальных заданий. Это безусловно дает повод утверждать что образовательная среда, в которой уделяется внимание исследовательским направлениями обучения будут значительно более эффективны и продуктивно повлияют на ум и душу каждого школьника.
Подход, формирующий образовательную среду должен быть основан на поиске и реализации, главным образом позитивных моментов и сторон школьной действительности, дающих максимальный простор для творчества и совместной деятельности учителей и их воспитанников.
Одним из важных условий проектирования образовательной среды должна стать мотивация участников образовательного процесса и уровень общепедагогической и психологической компетенции.
Приход в школу для каждого ребенка является стрессовой ситуацией, круто изменяющей его психоэмоциональное состояние. Безусловно реальная отдача в приобретении ключевых компетенций будет получено при условии если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию субъекта в образовательный процесс.