Редкие публикации
Тема любви в рассказе Б.Шергина «Митина любовь»
© Милена Мухомедзянова
Вместо предисловия….
Жан-Батист Мольер сказал: «Кто не знал любви, тот все равно, что не жил». Любовь есть настолько неоднозначное, всеобъемлющее, неземное чувство, что говорить и судить о нём очень трудно. Это нужно испытать самому, и тогда ты почувствуешь, что действительно живёшь. Литература отчасти помогает нам увидеть и почувствовать любовь. Каждый из нас сострадает трогательной любви между Романом и Юлькой в повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось…», все мы сочувствуем «Бедной Лизе» Н. Карамзина, а Анне Одинцовой из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» не симпатизируем, поскольку она, наоборот, не способна к любви.
Что более красиво и естественно, что более поэтично и понятно, что более величественно и мило, чем любовь? Ведь это сила, способная заставить нас свернуть горы, достать звезды с неба, отдать свою жизнь во имя её. Не удивительно, что любовь так часто является главной темой для множества писателей и поэтов.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей.
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Потому что в земной ночи я вернее пса…
Так писала Марина Цветаева. И действительно, очень часто любовь приходится завоевывать ценою гигантских усилий. Точно так же и главный герой рассказа Бориса Шергина «Митина любовь» добивается сердца своей возлюбленной, переступая через принципы и преодолевая препятствия.
Введение
Философ В. И. Мильдон пишет, что человек потому и есть человек, что располагает способностью переживать в душе весь мир как свой. Продолжая эту формулу, можно сказать, что художник потому и художник, что способен воплощать в своем творчестве весь мир по-своему, то есть так, как он видит и переживает его. Через этот художественный мир и открывается жизнь, её сокровенные глубины...
В художественном мире произведений живут и действуют его герои, здесь происходят драмы, комедии, возникают грезы и осуществляются мечты. Здесь, особым образом, как в фокусе, отразившем человека и жизнь, происходит наше прозрение. Мы начинаем глубже видеть, слышать, чувствовать и понимать то, что нас окружает, то, что в нас самих, в нашей душе, в нашем сознании...
Для русской литературы характерно проникновение во внутренний мир человека, лучшие русские писатели прежде всего были великими психологами. Психологизм - отличительная черта нашей литературы.
Цель данной исследовательской работы - показать своеобразие трактовки вечной темы любви в рассказе Б. Шергина «Митина любовь».
Содержание работы составляет анализ рассказа писателя, выявление его художественных особенностей, раскрывающих сложный мир отношений между мужчиной и женщиной. Особое место в работе отводится выявлению ремининсценцному фону рассказу, сопоставлению рассказа со сказками и драмой А.Н. Островского «Гроза».
В работе предпринята попытка самостоятельного осмысления произведения прозаика, при этом основное внимание обращено на психологические моменты, характеризующие мужчин и женщин и их отношения.
Основная идея исследования: мужчины и женщины необходимы друг другу, несмотря на все сложности их взаимоотношений, поиск родной души всегда сопряжен с преодолением трудностей.
Основная часть
Человек есть существо, нуждающееся в свободе. Повышенное внимание со стороны окружающих давит на него. Злые языки жалят его душу. Однако, несмотря на это, мы нуждаемся в ком-то родном, на которого можно положиться, который бы заботился о нас и позволял заботиться о себе.
Б. Шергин представляет нашему вниманию романтичное по своему содержанию произведение, в котором сквозят фольклорные мотивы. Оно ведется от первого лица, что придает рассказу ощущение достоверности, документальности. Но форма сказа сближает его с произведениями устного народного творчества, в частности со сказками.
Как и в сказке, герой рассказа Б. Шергина особенный, он выделен из своей среды. Если в народных сказках это Иванушка-дурак, который не отличается большим умом, зато имеет добрую душу, то в данном рассказе Митя – молодой человек, который ещё не нашёл свою вторую половинку. Он живёт совершенно один, и, как выясняется впоследствии, у него нет матери. Более чем естественно, что он скучает по ней и лелеет её образ, чем и объясняется, что Митяй не нашёл стоящую девушку: «Конечно, при гостях пронзительность глаз делаешь, а… все не мои». Утрата близкого человека всегда оставляет глубокий отпечаток на душе. Главный герой – идеалист, поэтому жена у него должна быть во всём совершенной, каких очень мало. Такой своей точкой зрения Митя вызывает осуждение со стороны окружающих людей, но его это мало волнует. Интуитивно он чувствует то, что все «от ворот повороты» различным девушкам сделаны не зря, так как где-то ждёт его настоящая судьба и счастье. Вспомним хотя бы сказку «Царевна-лягушка», в который выбор главного героя пал не на купеческий или боярский дом. Его избранная – болотная лягушка, но мере раскрытия сюжета авторы сказки, как и раскрывают ее особенные умения: и рубашку сшить, и калач испечь лучше всех, и на царском пиру всех удивить. А героиня Б. Шергина, по ее словам, «родом… со печального синя-солона моря...»
В сказка всегда присутствует волшебная сила, которая помогает главному герою. «Позапрошлая наступила зима, выпали снеги глубоки, ударили морозы новогодни», - так по-сказочному начинает свой рассказ о самой важной встрече в своей жизни Митя. Зима – время чудес. Именно зимой главный герой рассказа Б.Шергина встретится с любовью всей его жизни – Марией Ивановной. Её имя-отчество так же просты, как и она сама (причем напоминает героинь сказок, например, Марью Моревну). За эту простоту и полюбил её Митя, но не только этим качеством она ему пришла по нраву. Нашего героя очаровали её скромность, достоинство, честность, нравственность, искренность, что является основными качествами героинь в русских народных сказках. Его обаял её печальный взгляд, который непременно хочется разгадать. Но самое главное то, что Митя увидел в ней ту самую родную, схожую с ним душу. И действительно эти герои очень похожи своею гордостью, благородством, верностью, умением любить.
Как в русских народных сказках темная сила вторгается в отношения главных героев, обычно Змей Горыныч и Кащей Бессмертный, или Чародей уносят в тридевятое царство возлюбленную главного героя. Так же и в рассказе Б.Шергина Марья Ивановна внезапно и надолго исчезает из жизни Митяя («И ушла. Как век не бывала. Опомнился да побежал вслед - знай метелица летит в глаза да адмиралтейская часозвоня полночь выколачивает...»).
И он, как и свойственно народному герою, отправляется на ее поиски. Как сказочному герою, ему приходится проявлять стойкость и мужество и не отступаться от своей цели. Если на пути сказочных героев препятствиями являются темные леса, рвы и т.п., то в рассказе Б.Шергина все значительно сложнее.
Уже в экспозиции проявляется шустрость любопытных знакомых главного героя, преимущественно дам в возрасте, которые, неизвестно для чего, хотят непременно женить Митяя. Хотя их запугивания кажутся произнесёнными лишь из хороших побуждений (ведь они заботятся о том, чтобы их знакомый не остался бобылём), но в действительности являются лишь некультурной и глупой болтовнёй, которая скорее раздражает адекватного человека.
Под влиянием же драматических событий (расставания со своей возлюбленной) главного героя одолевает отчаяние. Причем, как и сказочный герой, он переживает эту ситуацию достаточно тяжело, меняется даже внешне. Если в сказке Иван может повесить свою «буйну голову», то Б. Шергин показывает, как внутренние страдания меняют внешне (худее, не бреется!!!). Благодаря этому рассказ приобретает трагическую окраску.
Поиски Митяем Марии Ивановны, как в сказке, сопряжены с преодолением проблем (пошел туда, неизвестно куда!), но на его пути так же встречаются те, кто оказывают ему реальную помощь. Прежде всего, это старушку-ворожею, которая живет в избушке и очень напоминает Бабу-Ягу. Она помогает Мите и предсказывает его свадьбу, но при этом не указывает правильного пути (в сказках Баба яга дает герою клубок, который его приводит к возлюбленной и даже раскрывает секрет смерти Кащея!). Большую роль в его жизни является Смывалиха, которая впоследствии дает неверный адрес. Почему Б. Шергин вступает в спор со сказкой? Скорее всего, потому, что хочет акцентировать внимание на трудностях любви, которые истинно любящие обязательно должны преодолевать.
Весть о том, что Марья Ивановна овдовела, словно открывает второе дыхание в Мите. Он восполняется жизненной энергией и готов свернуть горы ради своей любви. Он вырывается на свободу ото всех сплетен и интриг соседей и ищет свою любимую по всему городу. Не случайно при встрече он с огромным чувством признается: «Я-то тебя искал, в домах заблудился, в дождях замочился».
Но опять, как в сказке, встреча героев оказывается совершенно неожиданной: оторвался карман, и чтобы его пришить сапожник направляет Митяя к портнихе, которой и оказывается Машенька Кярстен.
Важным для раскрытия идеи произведения, характеров героев являются аллюзии с драмой А.Н. Островского «Гроза». Причем действия спектакля, на котором встречаются герои, это не просто фон действия.
Так же, как герои драмы, Митя и Мария Ивановна не свободны: у Машеньки муж-самодур, Митяя не отпускают из тисков знакомые-«доброжелатели».
Борис и Катерина обращают друг на друга внимание прежде всего потому, что они не похожи на других жителей Калинова. Б. Шергин так же выделяет особенность своих героев.
Следует отметить одну интересную деталь. А.Н. Островский покрывает плечи Катерины в сцены свидания белым платком, с одной стороны, символом ее чистоты и непорочности, а с другой, попыткой автора защитить героиню. В рассказе Б. Шергина Митя в начале сообщает, что он специально «гарнитуровым платком повязался», а перед своим уходом сама Машенька берет из кармана Мити батистовый платок и признается: «Пока я жива, это мне лучезарная память. А умру, глаза вашим платочком накрыть прикажу».
Главной характеристикой героев А.Н. Островского и Б. Шергина является их речь. Речь рассказчика и Марьи Ивановны наполнена просторечиями, да таких, которые встречались в девятнадцатом веке и ранее, хотя действие происходит в начале двадцатого века. Так же, как и в пьесе А.Н. Островского «Гроза», внедрены стишки-песенки, и они, несомненно, посвящены волнующему чувству любви.
Не только стиль повествования напоминает данную пьесу. Здесь и Маша (возлюбленная главного героя) аналогична Катерине, здесь и запретная любовь, здесь и юмор содействует с драматизмом. Но главная схожесть «Митиной любви» с «Грозой» - это конфликт главных героев с их окружением, которое буквально душит их.
То, что Машенька по уши влюбилась в главного героя разгадать можно только если очень внимательно прочесть текст. Видно, что она стыдится своей любви, оттого и краснеет. Ей не хочется изменять мужу, поскольку это бесчестно. Однако она всё равно гордо держится, не желая показать своего мучения. Несмотря на это, Марья Ивановна всё-таки доверяется Мите при первом же их разговоре, хотя и делает это очень тонко.
Её схожесть с Катериной колоссальна. Она и сама это замечает во время постановки «Грозы» в театре, отчего ещё больше жалеет то ли героиню пьесы, то ли саму себя. Внутри Марии Ивановны проходит борьба сердца с совестью. Совесть призывает жить с мужем, терпеть горькую обстановку в доме, сохранять достоинство. Из-за этих-то принципов многие соседи и считали её гордиянкой и скрытницей. Но чувства побуждают вырваться из клетки на свободу. И кажется, что перевес всё-таки на стороне сердца и желаний, ведь она и сама понимает, что страдания, к которым приводят принципы, напрасны. Но принцип и совесть – вещи жесткие и бескомпромиссные. То, что в борьбе побеждает долг перед совсем неидеальным мужем (который также перекликается с мужем Катерины – Тихоном), говорит в пользу нравственного облика героини.
Конец рассказа совершенно отличается от пьесы А.Н. Островского и снова напоминает сказку: неожиданная встреча героев и свадьба и, скорее всего, долгая и счастливая совместная жизнь («Третий год с нею живу. Каждый день как в гостях гощу»).
Загадка рассказа заключается в том, что мы не знаем, почему такое название: «Митина любовь». На что автор сделал акцент: на Митю или на его любимую Машу? Скорее всего, именно на ЛЮБОВЬ, которая, как сказано в Библии, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Заключение
1.Любовь – это сильно чувство, способное заставить нас переступить через многое: через волю, принципы и авторитет, через себя.
2.По мнению Б. Шергина, любовь является одним из самых важных подарков судьбы.
3.Реминисценции из драмы А.Н. Островского «Гроза» приводят с мысли о том, что за любовь следует бороться и идти по этому сложному пути до конца.
4.Сопоставление рассказа с народными сказками позволяют сделать вывод о необходимости нравственной чистоты, соблюдения законов чести в любви.