Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 01:23
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 12

Кабинет методиста

Теоретические основы формирования мотивации к исполнительской деятельности у будущих учителей музыки

 

© А.А. Волкова (Ставрополь)

 

Одной из наиболее сложных и ответственных задач музыкально-эстетического воспитания является приобщение детей, подростков и юношества к восприятию серьёзной музыки. Слушать музыку, следить за её развитием, дифференцировать эмоциональные состояния, воплощённые в ней, - научить этому призван учитель музыки.

Если учитель сам исполняет музыку, то его авторитет в глазах детей возрастает. Живое звучание музыки облегчает школьникам-слушателям её восприятие, а учитель испытывает радость от свободного владения материалом. Практика, однако, показывает, что учителя музыки редко играют в классе, ограничиваясь использованием музыкальных записей (1:2). Поэтому мы считаем, что формирование исполнительской мотивации должно быть предметом целенаправленного педагогического воздействия в период профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов.

Мотивационные образования: мотивы, потребности, установки – формируются в деятельности и являются источником активности личности. Сформировавшись на основе социальных потребностей, мотивация побуждает к деятельности, характеризуя направленность личности.

Психологи считают, что наиболее существенные черты мотивации человека заложены в сознании, обусловленном его общественной природой (2:32).  Овладение учебным материалом стимулируется мотивами, потребностями, установками, которые можно объединить в две группы: во-первых, это социальные мотивы; во-вторых, это мотивы, заложенные в самом процессе учебной деятельности. Если деятельность, связанная с мотивацией первого типа, приносит удовлетворение от сознания её объективной значительности, то удовлетворение от деятельности, связанной с мотивацией второго типа, возникает в самом процессе её выполнения. Уже само осознание социальной значимости обучения делает его необходимым, однако такое отношение к учебной деятельности должно быть подкреплено интересом к предмету познания, а также переживанием успеха в учении (3:58). При этих условиях учебно-воспитательный процесс оказывает влияние на формирование личности студента; развитие мотивов может входить за пределы сферы деятельности, стимулируя её продолжение, совершенствование, а в некоторых случаях и преобразования. Одновременно с этим при формировании личности действует и другой процесс – изменение мотивации под влиянием меняющихся условий деятельности.

Обучение студентов в вузе связано с развитием их мотивационной сферы, обогащением её профессиональными интересами и потребностями, в результате чего формируется профессиональная направленность личности. Это сложный процесс, требующий специальной организации учебной деятельности, стимулирующей проявление самостоятельности, сознательности, инициативы в овладении профессиональным мастерством. Организация работы студентов педвузов над фортепианным репертуаром в русле профессиональной направленности предполагает развитие профессиональных мотивов, включая исполнительскую мотивацию (5:50).

Профессиональная подготовка учителя музыки является более широкой деятельностью по отношению к освоению репертуара, включённому в неё. Установка на овладение репертуаром может приобрести для студентов личностный смысл и стать потребностью, когда он поймёт важность этого фактора для достижения профессионального мастерства. Возможно и обратное влияние: репертуарный запас студента, стимулируя развитие у него исполнительской мотивации, будет способствовать формированию профессиональной направленности при условии, что изучаемые музыкальные произведения осознаются им практически значимыми (1:24).

Фортепианный педагогический репертуар является учебным материалом, в работе над которым приобретаются и шлифуются специальные знания и умения; вместе с тем произведения, составляющие репертуар, могут быть использованы на уроках музыки в школе. Условием формирования практической значимости изученных пьес является продумывание конкретных учебных ситуаций, где могут звучать произведения или отдельные фрагменты для иллюстрирования определённой темы урока, что связано с поиском наиболее убедительной исполнительской интерпретации в соответствии с задачей урока. Включение пьес, изученных в фортепианном классе, в исполнительскую практику также способствует осознанию практической значимости педагогического репертуара. Широкое ознакомление студента с новыми произведениями стимулирует развитие интереса к разным стилевым направлениям (5:52).

Контингент музыкально-педагогических факультетов неоднороден по составу. Наши наблюдения показывают, что у значительной части студентов-первокурсников исполнительная потребность выражена слабо. Однако часть студентов – это прежде всего выпускники фортепианных отделений музыкальных училищ и музыкальных школ – поступают в педагогический вуз с выраженным стремлением возможно более полно реализовать свои исполнительские возможности.

Неодинаково относятся разные студенты и к выбору репертуара: одни проявляют интерес и даже настойчивость в подборе программы, другими в этом отношении пассивны. Нередко выпускники музыкальных училищ поступают в педвуз со сформированной исполнительской мотивацией, но безразличным отношением к будущей профессии учителя в школе. Мы считаем, что в подобных ситуациях исполнительскую направленность студента необходимо культивировать, а не разрушать, представляя студенту возможность проявить себя в качестве исполнителя перед школьной аудиторией.

Что же касается студентов, чья исполнительская мотивация развита недостаточно, ими являются чаще всего студенты, которые не уверены в своих исполнительских возможностях. Им необходимо переживание успеха – только удовлетворение может изменить их представление о способностях к исполнительской деятельности. Важную роль при этом может сыграть выбор программы, соответствующей вкусам и творческим устремлениям студента, позволяющей проявить наиболее сильные стороны индивидуальности. Слабо выраженную исполнительскую мотивацию легко разрушить. Мы считаем, что недочёты выступления, следствием которых явилась работа памяти, не должны служить поводом для порицания студента, наоборот, следует постараться внушить студенту, что заминка в тексте не повлияла на удачное выступление в целом. Исполнительская воля должна тренироваться систематически: если студент решил сыграть произведение с начала до конца, то слово, данное самому себе, должно быть сдержано.

С проблемой формирования исполнительской мотивации необходимо коснуться вопроса эстрадного волнения и игры наизусть. Следует сразу же сказать, что подавляющее большинство студентов не испытывают особых затруднений при игре на память, если произведение доступно им по трудности и качественно подготовлено; в то же время нет, наверное, такого студента-музыканта, который хотя бы раз в жизни не огорчился от того, что повело эстрадное волнение.

Вместе с тем в предконцертной работе необходимо по возможности предупредить забывание. Для этого нужно, чтобы произведение было выучено на память задолго до концертного выступления: исходя из своего педагогического опыта, мы считаем, что минимальным сроком, в течение которого пьеса должна находиться в состоянии предконцертной готовности (следовательно, текст ее усваивается на память), можно считать три, четыре недели. То обстоятельство, что некоторые выдающиеся пианисты (от А. Н. Есиповой до С. Т. Рихтера) новые произведения и даже целые концертные программы готовили в течении нескольких дней и блистательно выступали с ними, не должно ориентировать студента на подготовку к экзамену в последние дни.

В формировании исполнительской мотивации важное значение мы придаём многократному обыгрыванию на публике одних и тех же произведений. Всё это наглядно убеждает студентов в практической значимости фортепианного педагогического  репертуара (4:8).

При организации педагогической практики необходимо стремиться к тому, чтобы студенты получили удовлетворение от своих исполнительских опытов. Предлагая школьникам произведение для повторного прослушивания, студент-практикант сталкивается с целым рядом непростых методических задач, обусловленных тем, что каждое повторное восприятие должно нести в себе нечто новое (4:4).

Таким образом, формирование исполнительской мотивации – это процесс управляемый, который может быть обеспечен путём специальной организации учебно-воспитательной деятельности в индивидуальных классах. Его отличительной чертой является поиск творческих методов использования педагогического репертуара в школьной практике. Формирование исполнительской мотивации связано с дифференцированным подходом к обучению студентов музыкально-педагогического факультета и определяется целым рядом психолого-педагогических условий, способствующих развитию интереса к работе над репертуаром, осознанию его профессионально-практической значимости и уверенности в своих исполнительских возможностях.  

 

Литература:

1.Абдуллин Э.Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования. / Э.Б. Абдуллин // Преподаватель, 1999. - № 4.

2.Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1992.

3.Батыршина Г. И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки. – Казань, 2003.

4.Критский Б. Д. Теория подготовки учителя музыки образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации. М. Владос, 2001.

5.Терентьева Н. А. Музыкальные конкурсы как фактор развития личности будущего педагога // Высшее образования сегодня, 2003.- № 3.

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz