Дипломный проект, 2013, № 6
Дискуссионный клуб
Тестирование знаний учащихся V-XI классов с учётом возрастных особенностей
© И.В.Шатова
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся. Другое дело, когда внедрение такого метода направлено на то, чтобы с его помощью объективно провести диагностику, выявить причины отдельных недостатков обучения с целью их коррекции, реализовать более эффективно решение тех или иных дидактических и методических задач.
Для того чтобы работа преподавателя и деятельность испытуемых при тестировании были наиболее эффективными, следует руководствоваться соответствующими рекомендациями отечественных и зарубежных психологов.
Особое внимание здесь следует уделить теории развития личности в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Его взгляды на проблему возраста, соотношения обучения и развития, учение Выготского о «зоне ближайшего развития» должны учитывать не только разработчики тестов, но и те, кто проводит тестирование. Не должны остаться в стороне и такие положения его теории, как учение о внутреннем единстве интеллекта и эмоций, идеи о характере взаимосвязи воли с высшими психическими процессами и ряд других аспектов.
При проведении тестирования одним из определяющих является принцип деятельности с его системообразующей основой. При руководстве данным принципом особое внимание надо уделить трем его аспектам:
• характеру взаимодействия личности и ситуации;
• различным видам деятельности испытуемого при выполнении заданий;
• особенностям мышления человека, исходя из его возрастной периодизации.
Для наиболее полной характеристики полученных результатов тестирования полезно учитывать научные положения о взаимодействии личности и ситуации, выдвинутые К. Левином, понимая под ситуацией актуальное окружение живого организма, определяющее в данный момент его поведение. Согласно этим положениям, поведение человека (а следовательно, и его деятельность) как форма проявления его активности определяется двумя факторами: свойствами личности и особенностями ситуации. В одних случаях свойства личности довлеют над ситуацией, в других — наоборот. Однако для объективной оценки личности необходимо рассмотреть такую ее деятельность, при которой эти компоненты были бы равновесны. Это требует всестороннего и комплексного учета характерных особенностей, признаков и качественных показателей тестирования.
При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Так, у учащихся V—VI классов теоретическое мышление только формируется, наблюдаются повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала.
С учетом возрастных особенностей учащихся V класса тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух предложенных. При составлении тестов к ряду заданий целесообразно приводить чертежи, рисунки, схемы. Так как тестовая форма контроля знаний для пятиклассников является новой формой проверки и оценки результатов обучения, то тестовые задания должны быть представлены на бумажном носителе. Перед первым проведением тестирования ученикам необходимо объяснить, что собой представляет тестирование, и дать подробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Она может быть, например, такой:
«Вам уже известны такие формы контроля знаний, как контрольная работа, самостоятельная работа, устный опрос, но существует и еще одна форма, новая для вас, которая называется тестовой. Тест — одно из средств проверки и оценки результатов обучения (учитель показывает бланк с тестовыми заданиями).
1. Для тестирования необходимо иметь ручку.
2. Для начала нужно заполнить графы с личными данными.
3. При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
4. Выбирая ответ, который представляется наиболее правильным, нужно около него поставить галочку.
5. Если номер ответа был выбран неправильно, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого варианта ответа.
6. Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, надо перейти к следующему заданию. Если останется время, можно потом вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.
7. Со всеми вопросами следует обращаться к учителю, подняв руку.
8. На выполнение теста отводится 10 минут {конкретное время задается учителем в зависимости от теста, уровня класса и пр.)».
За несколько минут до окончания теста учитель обязан предупредить учащихся о необходимости заканчивать работу.
Для учащихся VI класса тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов и представлены на бумажном носителе, а спустя какое-то время - на компьютере. Тестовые задания также должны содержать чертежи, рисунки, схемы.
В возрасте 13—15 лет (учащиеся VII— VIII классов) стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости школьников данной возрастной группы. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях.
Исходя из указанных особенностей учеников VII—IX классов, можно сказать, что для учащихся этого возраста тестовые задания должны быть, как правило, заданиями закрытого типа — с выбором правильного ответа из четырех предложенных, на восстановление соответствия и на установление правильной последовательности. Также им могут быть предложены задания открытого типа. Вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены, в ряде случаев могут прилагаться чертежи.
Перед первым проведением тестирования с тестовыми заданиями на восстановление соответствия и установление правильной последовательности учащимся необходимо дать подробную инструкцию к выполнению этих заданий.
Все тестовые задания для учащихся VII— IX классов должны быть представлены и выполнены на компьютере.
В возрасте 16—17 лет (учащиеся X— XI классов) идет лишь совершенствование всех процессов, поскольку основное развитие произошло до старшего школьного возраста.
Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому весьма сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школьников младших и средних классов ведущим фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала.
В этом возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, способствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выделение опорной информации и т. п.).
Таким образом, тестовые задания для учащихся X—XI классов могут быть заданиями как закрытого, так и открытого типа всех видов. Все тестовые задания должны быть представлены на компьютере, а вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены.