Социология
Типы (виды) преподавателей
© СоветыСтуденту.РФ
Какими бы разными не были люди, их всегда можно и нужно классифицировать для того, чтобы знать - как с кем нужно правильно взаимодействовать. Ведь от осознания того, какой находится перед вами человек, зависят те подходы, которые вы станете применять для успешного взаимодействия с ним. Главное понять, что движет людьми и тогда у вас не будет проблем с вашим преподавателем.
Ведь что студенту в итоге нужно: отличная оценка на экзамене. Так? Так. Чего лукавить. Однако никогда не стоит заниматься «упрашиванием» той или иной нужной вам оценки. Это не красит студента. Его красит только безупречно выполненная работа с учётом требований преподавателя. Вот почему так важно знать тип (вид) преподавателя: отсюда, и вытекает ваша стратегия действий по эффективным коммуникациям с ним.
Ведь как обычно бывает: учитель даёт тему той или иной курсовой работы, говорит общие вещи и всё – пишите, как хотите. И студенты начинают писать курсовики, даже не предполагая, что в итоге им придётся ещё не один раз их переписывать для того, чтобы получить желаемую оценку. А всё из-за чего? Правильно – из-за отсутствия первичной информации о «скрытых» требованиях, о которых преподаватели часто просто умалчивают. Что это за «скрытые» требования?
К их числу может относиться, например, какой-либо определённый автор, кусок текста из учебника которого должен быть обязательно включён в вашу курсовую работу, т.к. преподаватель очень сильно уважает данного специалиста.
Надеемся, что вы идею поняли. Что дальше? Дальше, если следовать логике, то нужно понять, а откуда взять информацию об этих самых «скрытых» требованиях? Тут всё просто: спросите о них у преподавателя. Только не нужно топорно требовать, чтобы преподаватель выложил вам их на блюдечке с голубой каёмочкой. Нет. Мы современные люди и поэтому вам следует применить психологический приём косвенного воздействия, т.е. постараться разговорить преподавателя до такой степени, чтобы он сам, не замечая того, что вы им, по сути, манипулируете, выдал вам все свои «скрытые» требования. А для всего этого, как вы прекрасно понимаете, необходимо точно знать тип (вид) преподавателя.
Поэтому далее нами будет рассмотрены три основных типа (вида) преподавателей.
Данная классификация весьма условна, однако она позволяет чётко определиться с самыми заметными различиями в поведении преподавателей.
1. Преподаватель – крикун. Данный тип (вид) преподавателя очень распространён в университетах. Такого человека можно охарактеризовать следующим образом: он постоянно кричит по поводу и без повода, никого к себе не подпускает ни на шаг, и никогда не помогает студентам с выполнением того или иного задания, которое сам и задаёт.
Сами не понимаете, что с подобным типом (видом) преподавателя трудно совладать. Однако трудно – это не значит, что невозможно. Здесь существует несколько вариантов. Одним из самых действенных является путь «сверху», т.е. когда вы собираетесь группой и пишете коллективную жалобу на преподавателя в вышестоящее руководство. Поверьте, это и в правду работает, главное – это собрать как можно больше подписей.
Только не бойтесь, что вам подобного рода акции плохо аукнуться. Если преподаватель действительно дорожит работой, то он прислушается к «рекомендациям» своего начальника, читай декана факультета.
Если же подобного рода воздействие пройдёт мимо его ушей, т.е. если административное влияние на него не подействует, значит это совсем уже «конченый» человек, который работает лишь до смены руководства. Придёт новый декан, и такой несговорчивый преподаватель сразу же будет уволен. Если нынешнее руководство ещё, возможно, и будет держать этого преподавателя на работе в виду его прежних заслуг, то новый руководитель не любит, когда его подчинённые «плохо себя ведут» с клиентами (читай - студентами). Новому декану будет нужно зарекомендовать себя как «хорошего руководителя», который видит проблемы и легко их может устранить. Как вы понимаете, такой проблемой для нового руководителя факультета будет тот самый «преподаватель - крикун».
Однако такая ситуация встречается крайне редко. Надеемся, что вам удастся избежать волей судьбы подобного преподавателя. В основной же массе преподаватели-крикуны – это эксцентричные холерики, которые на публике просто не могут уступить «какому-то там студенту». Они считают, что повторные разъяснения – это не их забота, ведь они слишком гордые, чтобы разъяснять по нескольку раз один и тот же материал.
Поэтому самое действенное «оружие» в данном случае – это беседа тет-а-тет. Постарайтесь заговорить с преподавателем после пары, когда в аудитории останется мало народу. Такие преподаватели, как мы уже сказали, не любят уступать кому-либо на публике. Такие учителя любят побеждать в любой ситуации.
Другое дело – частная беседа. Если преподаватель имеет хотя бы чуточку рассудка (не в пример конченому преподавателю, которого мы разбирали выше), то вам удастся, в рамках ваших способностей к диалогу, конечно, выяснить у преподавателя все неясные моменты, которые вы не поняли на лекции. Или, как в нашем примере, вы можете узнать о тех самых «скрытых» требованиях, о которых мы также уже говорили в этой статье.
Главное здесь – не спорить с преподавателем крикуном, как можно чаще восхищаться его заслугами (если вам удастся его разговорить до такой степени, что он будет рассказывать вам о «былом прошлом») и тихо и незаметно при этом «гнуть свою линию». Однако, чтобы такой разговор завести, вам потребуются определённые знания о преподавателе.
2. Преподаватель – пофигист. Подобный типаж преподавателя также очень сильно распространён в университетах. С чем это связано – трудно сказать, возможно, во всём виноваты низкие зарплаты, вследствие чего преподаватель теряет интерес к обучению студентов и становится по поведению практически схожим с самими студентами. Такие преподаватели любят разговаривать на парах о жизни, о политике. Часто обсуждают со студентами различные телепередачи.
Студентам вроде бы должно быть хорошо. «Ну наконец-то попался нормальный преподаватель» - думают студенты. Однако вам не стоит обольщаться по поводу такого либерального поведения учителя. Всему иногда приходит конец.
Поэтому, если вам попался подобный тип (вид) преподавателя, то не советуем вам играть на его нервах. Не перегибайте палку, думая, что с таким преподавателем можно делать всё, что угодно. Уважайте человека, каким бы он ни был. Вполне возможно, что он ведёт себя таким образом лишь только потому, что хочет хоть на малость облегчить тяжёлую учебную жизнь студентов. Не сделайте из доброго человека агрессивного крикуна. Вам же ведь этому преподавателю ещё сдавать экзамен или зачёт…
Поэтому, подытоживая всё вышесказанное, следует сказать вам следующее: если вы будете вести себя по-человечески, то и с вами будут обходиться таким же образом. Не будите в «хомячке» фурию.
3. Преподаватель – рационалист. Как не печально, но подобный тип (вид) преподавателя встречаемся весьма редко. Видимо практически все рационалисты уже покинули высшие учебные заведения по причине отсутствия дальнейших перспектив. Однако в ВУЗах всё ещё остаётся небольшой процент подобных преподавателей – верных своей науке. С такими людьми студенту проще всего выстраивать взаимоотношения при условии, что студент добросовестно учится. Если вы относитесь к числу подобных студентов, то у вас проблем по дисциплине, которую ведёт данный преподаватель, возникнуть не должно.
Даже если вам что-то непонятно, то преподаватель данного типажа всегда рад прийти вам на помощь и разъяснить непонятный для вас момент лекции. То же самое относиться и к трудным моментам при написании курсовой работы. Такой преподаватель никогда не будет держать в секрете свои «скрытые» требования к написанию курсовой работы, т.к. таких у него просто нет.
Поэтому, если вам попался данный тип (вид) преподавателя, то старайтесь выстраивать с ним честные доверительные отношения, добросовестно посещайте занятия и делайте необходимые работы, согласно учебному плану, и тогда у вас не возникнет проблем со сдачей экзамена, зачёта или курсовой работы.
Вывод: В рамках данной статьи мы рассмотрели три основных типа (вида) преподавателей, которые преподают в университетах. Конечно, существуют и другие типажи учителей, однако, как нам кажется, именно эти три основные группы нагляднее всего демонстрируют всё то многообразие профессорско-преподавательского состава, который представлен в любом ВУЗе страны.