Контрольный листок, 2015, № 2
КОМКОН-2 нашего издательства
Тревоги большого города
© Даниил Печерников
ПТУ при СПб ГЭУ: Шарафанова и её клевретки
Преподавание многих дисциплин вызывает тревогу по причине их практической значимости и – как в насмешку над этим – всё большей оторванности процесса преподавания от потребностей практики. Уже неоднократно отмечалось, что причина массового разорения турфирм – это искусственно сниженный уровень образования, причём не без усилия преподавателей двух крупных вузов - Российский государственный университет туризма и сервиса и Санкт-Петербургский государственный экономический университет, причём в последнем за подготовку специалистов для турфирм отвечает кафедра рекреации и туризма, фактически представляющая собой ПТУ при СПб ГЭУ (подобно тому, как соцфак под управлением Добренькова окрестили «ПТУ при МГУ»). В экономике любой заказчик (а заказчиком в данном случае выступает целая отрасль!) не допустит, чтобы поставщик-изготовитель превратил процесс выполнения заказа в обогащение в ущерб выполнению условий договора: можно просто лишиться подряда. А кафедра рекреации и туризма, читай – Е.Е. Шарафанова и её клевретки, - превращает учебный процесс в простое стремление отчитаться, разумеется, при полном преподавательском беспределе с открытой приватизацией учебного процесса.
Кстати, о названии кафедры. Согласно словарям, рекреация (лат. recreatio - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. Но кого или что восстанавливают Шарафанова со своими клевретками? Наоборот, они способствуют созданию ситуаций искусственных стрессов, когда целыми группами проваливают отчёты по практике, произвольно организовывают переводы студентов с одной специальности на другую, а подчас срывают защиты работ (в моей практике есть как минимум два случая, когда заказчиков доводили до истерики на защите, и именно на кафедре рекреации и туризма). Зато при всём при том, что в Санкт-Петербурге (субъекте Федерации, а не собственно городе!) есть такое место, как район с говорящим за себя названием – Курортный, за восемь лет из СПб ГУСЭ, а затем СПб ГЭУ ни у меня, ни у кого-либо из моих знакомых исполнителей не было ни одного заказа, посвящённого рекреационным ресурсам Сестрорецка. Даже простого доклада, хотя тема достойна дипломной работы.
Думаю, руководству СПб ГЭУ следует обратить внимание на всё большее число фактов и провести рекреацию учебного процесса в сфере туризма – уволить Шарафанову, как говорится, «без выходного пособия» - с позором, который она заслужила, а её клевретки понемногу разбегутся. Студентам также следует активно содействовать этому и создать организацию, подобную OD-group на соцфаке МГУ и требовать: «Мы - за качественное образование! А Шарафанова пусть катится к чёрту!»
Психология исполнительского труда
Не меньшую тревогу у меня вызывают и участившиеся случаи заказов на доработку работ других исполнителей по психологии или педагогике. Конечно, такая доработка платная, и у меня есть возможность ознакомиться с тем, что пишут другие исполнители, и как читают работы заказчики и преподаватели. И в том, что всё больше из них не читают работы даже поверхностно (а некоторые не читают вообще), и есть ещё одна тревога.
Преподавательская лень доходит до того, что простая проверка при помощи программы Антиплагиат.Ру не производится. А ведь эта программа позволяет определить не только процент оригинальности текста, но и источники заимствования. Правда, программа остаётся программой и не может указать, является ли сайт в списке заимствований первоисточником, но рефераты и курсовые работы сейчас «кочуют» по Интернету, и когда в магистерской работе про организацию воспитательного процесса в суворовском училище введение и заключение списаны из разных курсовых работ, то можно понять, как горе-исполнитель работал, и почему в работе есть грубые ошибки до несоответствия её теме. А ведь тема серьёзная, ученики этого учебного заведения – те люди, в руках которых через поколение будет оборона страны. И исполнитель вроде меня так писать не будет, он подойдёт к теме ответственно, для меня все эти учебные заведения – реально существующие организации, как и турфирмы, и курортные территории.
Ещё более поражает, когда дорабатываешь курсовые по психологии. В одном случае преподаватель запретил напрямую использовать деление на экспериментальную и контрольную группы, а без этого невозможно получить удовлетворительный результат, да и гипотеза, подтверждение которой требует работа, была навязана как смесь из двух не связанных между собой частей. Случай реальный, относится к осени 2014 года, из Гуманитарного университета профсоюзов, и преподавателя волновало только то, чтобы в теоретической части были отражены исключительно взгляды преподавателей этого вуза (довольно спорные, в любом случае, не истина в последней инстанции, как мне это преподносили).
Второй случай – тоже из Университета профсоюзов. Работа, которую мне прислали, формально была посвящена арт-терапии, но нуждалась в капитальной переработке (до степени возможного написания новой работы). Хотя бы потому, что первая и вторая части не согласованы. Арт-терапия появляется по ходу работы вне связи с теорией. Большая часть первой (теоретической) главы – откровенное списывание работ 2009-2011 годов, причём речь в них идёт о подростках (и даже иногда точнее – о младших подростках). Но в практической части работы непосредственные участника арт-терапии – люди достаточно взрослые! Едва ли уместен был заявленный в работе «Опросник Плутчика-Келлермана-Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты», так как он не относится к идентичности и самооценке. Больше используется в девиантологии и именно из практикума по ней списан в данном случае. В практической части были намешаны методики для разных возрастов, причём в программе исследования заявлены одни, а на деле применяются другие. Кстати, мне не понравилось и то, что формулировка темы предполагает арт-терапию в главном предложении, а самооценку - в придаточном, тогда как указания к работе почти полностью уделяют внимание диагностике самооценки и только в очень малой степени говорят об арт-терапии как средстве повышения самооценки.
Мало того, оригинальность работы была искусственно «накручена»: приложении есть замаскированный текст, представляющий собой список каких-то неиспользованных источников на иностранном языке, что искажает оригинальность по программе Антиплагиат. И преподаватель при проверке тоже поленился обратить внимание на всё названное ...
Поэтому пришлось почти полностью переписать первую часть (за исключением 3-4 страниц) и расширить вторую часть. Но главное – при полной переработке потребовалось изменить первую часть и обосновать применение арт-терапии для повышения самооценки (чего в присланных мне указаниях к работе не было, и в связи с этим пришлось изменять и набор исследовательских инструментов).
Последнее по счёту, но не по важности: имена участников эксперимента названы в тексте курсовой работы открыто, что идёт вопреки всем представлениям о научно-исследовательской этике.
Это очередной случай безответственной организации психологического образования, что может означать падение уровня предупреждающих методов (недопущения стрессов) и возрастание значения медикаментозной психиатрии, против которой я выступал не раз (особенно это опасно при том уровне тревожности, который сейчас в современном обществе не только в России, и это осознают не только в общественных, но и в правительственных кругах). Возможно, важная причина роста тревожности в обществе – сама безответственная организация психологического образования. Даже сознательно-безответственная, так как иные вузы уже включают в свои программы НЛП, дианетику и прочие разработки в области манипуляции сознанием в качестве дисциплин.
Психология – не гуманитарная, а естественная наука, так как психические процессы – это дополнение здоровья физического, о котором говорилось выше, в контексте рекреации. И преподавательская безответственность в обоих случаях - процессы взаимосвязанные и соизмеримые по степени опасности. И я не перестану говорить, что последствия этой безответственности могут при жизни самих «приватизаторов-организаторов ПТУ при СПб ГЭУ» и горе-психологов с неаттестованных кафедр (такие подробности про Университет профсоюзов как исполнитель, я знаю!) перестать поддаваться учёту.
Трудно не согласиться, но возможны случаи, которые иначе как страшными я не назову: вы обращаетесь за помощью, хотя бы добрым советом, когда вам трудно, к такому горе-психологу, весь учебный процесс стремившемуся «лишь бы отчитаться», и он начинает вместо ожидаемого вами хоть какого-то содействия обвинять вас в вашей беде (часто невозможной без очень активной помощи извне, без участия - недобросовестных действий - других лиц). А подобное имело место достоверно ещё в 2007 году. Не говоря уже о массовой литературе со словом «психология» в титулах книг. Вот почему важно читать, а не отчитаться: психология никогда не оправдывает ненормальное поведение, хотя изучает его. По этому признаку я именно в 2007 году свободно различал настоящую и поддельную литературу по психологии (и, чего доброго, поддельные курсы для вузов, вроде программы Н.Ф.Дмитриевской «Экономическая психология» в ФИНЭКе, ещё 2003 года). Как это просто!
Ради того, чтобы не столкнуться с такими горе-психологами, которые действуют по шпаргалке «вот-тебе-плохо-больно-а-я-ещё-добавлю», исполнителям надлежит осознать, что психология должна быть поставлена в один ряд с полностью естественнонаучными дисциплинами (а не гуманитарными), в том числе психология отраслевая, и ... писать работы с большей ответственностью, восполняющей преподавательское безответственное самоустранение.