Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 22.07.2017, 11:43
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 849
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2014, № 6
 
Против ЕГЭ
 
«Уход» тестовой части означает конец самого ЕГЭ
 
© С.К.Комков
 
Министр образования Дмитрий Ливанов заявил о своем намерении модернизировать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Глава Минобрнауки предлагает исключить из ЕГЭ тестовую часть – блок А, ввести устный экзамен по всем гуманитарным предметам и перевести госэкзамен с письменной формы на полностью электронный формат
Это не инициатива Ливанова. Просто уже стало совершенно очевидно, что тестовая «угадайка» под названием ЕГЭ привела российскую школу в тупик. Кроме того, российская система образования с середины 90-х годов тупо следует американским стандартам. Именно там, начиная с середины 60-х, активно применялось тестирование. И это привело к тяжелейшим последствиям. Поэтому в январе 2009 г. Барак Обама потребовал отменить все виды тестирования в средней школе. И лишь пять лет спустя этот посыл дошел до наших «реформаторов». Для всех ведущих экспертов в области образования изначально было понятно, что тестирование не может дать объективной оценки реальных знаний учащихся. Я пытался доказать это еще в 2001-м г., когда только начинался «эксперимент» с ЕГЭ. Совершенно очевидно, что итоговая аттестация за курс средней школы должна быть разноплановой: и письменные задания, и устные ответы, и практические работы. Это и есть так называемая форма традиционных классических экзаменов.
Изначально ЕГЭ разрабатывался и внедрялся как единый тестовый экзамен. И занимался его разработкой Федеральный центр тестирования при Минобрнауки. Поэтому уход из этого экзамена тестовой части означает конец самого ЕГЭ. В новом виде это уже будут модернизированные классические выпускные экзамены. О том, что конец ЕГЭ неизбежен, мы говорили уже 10 лет назад. Но министерские чиновники с маниакальной настойчивостью продолжали его внедрение. И поломали тем самым многие ребячьи судьбы. И чуть было не сломали всю систему высшего профессионального образования.
Что такое «электронный формат» экзамена, сегодня не знает никто. Это очередная американская разработка. И боюсь, что здесь чиновники опять наломают дров. Потому что массовая российская школа к этому не готова. Это не применялось еще даже в экспериментальной форме. Этим одно время увлеклись в США, но очень быстро эта идея лопнула. Потому что все равно потом сделанные в электронном виде задания распечатываются и прикладываются к материалам экзамена. Они становятся частью «портфолио». То есть, суть заключается в том, что выпускник вместо пера и бумаги использует клавиатуру компьютера. Не более того. Были попытки создать и более сложные варианты, но они пока не прижились.
Ранее Дмитрий Ливанов заявлял, что, помимо результатов ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы будет учитываться ипортфолио школьника, а сейчас зашли серьезные разговоры о введении устной части.
Идея «портфолио» опять-таки принадлежит не Ливанову. Она давно уже существует в США. И мы предлагали ввести систему «портфолио» в России еще в 2005 г. Но надо четко понимать, что «портфолио» необходимо не для итоговой аттестации за курс средней школы, а для поступления в ВУЗы. А сам выпускной экзамен за курс средней школы должен проходить по традиционной классической форме. Будут ли при этом использоваться экзаменационные билеты или какая-либо иная форма, не суть важно. Главное, чтобы экзамен по каждому выпускному предмету полностью отвечал задачам выяснения степени усвоения выпускником знаний по данному предмету. Результаты же выпускных экзаменов становятся частью «портфолио» и учитываются при поступлении в тот или иной ВУЗ.
Законодатель установил, что поступление в ВУЗ осуществляется исключительно по результатам ЕГЭ. Но не все школьники по окончании средней школы собираются поступать в ВУЗы. И это значит, что бессмысленно заставлять их сдавать столь сложный экзамен. В Европе в целом ряде стран давно существует система двойных экзаменов. В Чехии он называется «матурита». То есть, все сдают обычные выпускные экзамены. И лишь те, кто собираются дальше учиться в ВУЗе, сдают дополнительный экзамен. Именно из подобной ситуации исходили и авторы данного законопроекта.
 
 
Не надо всех поголовно толкать в ВУЗ. А обязательный для всех ЕГЭ делает именно это. И подобный подход становится, в конечном итоге, губительным и для выпускников, и для системы высшего профессионального образования. Поэтому думаю, что со временем ЕГЭ либо отомрет вообще, либо станет добровольным – лишь для тех, кто собрался поступать в ВУЗ.
Вообще идея слияния ВУЗов достаточно опасна. С одной стороны, это, безусловно, дает повышение качества работы ВУЗов. Но, с другой стороны, это приводит к массе проблем. Одна из которых – фактическая ликвидация эффективных региональных отраслевых ВУЗов. Здесь мы опять тупо следуем американским стандартам. Выпускники школ в регионах, пожелавшие получить высшее профессиональное образование, не должны уезжать из дома за тридевять земель. Они должны получать профессию, в первую очередь, востребованную у себя в регионе, не отрываясь надолго от привычной для себя обстановки.
 
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz