Урок 4. Несправедливость в книгах Самуила. Дата первого чтения – 31 марта 2013 года.
Сегодня мы продолжаем изучать «исторические» книги Библии. Так называемый «золотой век Израиля» (период единого государства), продолжался примерно 150 лет, если считать период, когда судьёй был Самуил. Именно ему приписывают первые две книги Царств, о которых мы и будем говорить сегодня. В них отражена несправедливость иного рода: и сам бог, и его ставленники из смертных перекладывают на других ответственность за то, что совершили сами или распорядились совершить. Одновременно мы видим, как за одну победу в поединке толпа возвышает Давида и незаслуженно отрицает то, что сделал для Израиля Саул.Урок 5. Несправедливость в период раскола Израиля и Иудеи. Первое чтение – 7 апреля 2013 года.
После смерти царя Соломона откалываются десять северных племён. Возникают два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Их история описана в 3 и 4 книгах Царств. Весь этот период – борьба за власть в обоих государствах. При этом Библия оценивает царей исключительно с точки зрения религии. Самое заметное: именно цари-«отступники» изображаются дальновидными политиками, и наоборот. Естественно, неизбежны исторические искажения, и книги 3 и 4 Царств ими переполнены.
Урок 6. Утраченные сказания. Дата первого чтения – 14 апреля 2013 года.
Паралипоменон (др.-греч., «пропускать, упускать» — букв. «о пропущенных вещах») или Летописи, в западной традиции — Хроники — две (1-я и 2-я Паралипоменон) канонические книги Ветхого Завета, чьё авторство традиционно приписывается Ездре. Являются обобщённой летописью священной библейской истории, начиная с родословия избранного народа, войн Давида, строительства Храма и заканчивая вавилонским пленением. Изначально книга Хроник — единая книга; её деление на две части впервые встречается в Септуагинте, откуда оно перешло в другие переводы Библии. Соответственно, наше название «Утраченные сказания» как нельзя точно отражает суть этого собрания несправедливостей с их безудержным восхвалением.