Дипломный проект, 2014, № 7
Кабинет методиста
Варианты заданий по физике и астрономии с учётом регионального компонента
© С. В. Христофорова (Забайкальский ГГПУ им. Н.Г.Чернышевского)
В культуре каждого региона, как в зеркале, отражаются общемировые тенденции развития цивилизации. Региональный компонент содержания образования позволяет не только рассмотреть специфику природы и культуры родного края с позиций физики, но и представить включенность региона в мировую культуру; расширить пространство взаимодействующих систем: Личность - Регион - Россия - Мир - Вселенная.
В курсе физики и астрономии на региональном материале можно проиллюстрировать соотношение глобального и локального, показать единство и целостность мира.
Среди множества направлений, раскрывающих особенности региона с точки зрения физики и астрономии, выделяются следующие:
- географическое положение;
- природно-климатические условия;
- природные явления;
- вид звездного неба;
- специфика астроклимата;
- природные ресурсы (воды, леса, полезные ископаемые, источники энергии);
- уникальные объекты и территории, памятники природы;
- особенности отраслей материального производства (строительство, транспорт, энергетика, горнодобывающая промышленность и т.п.);
- экологические проблемы;
- наука, научные исследования;
- адаптация растительного и животного мира к условиям региона;
- адаптация человека к условиям региона;
- история (факты, события, памятники культуры, люди и судьбы);
- национально-культурные особенности региона, условия пограничья и трансграничья.
В таблице, в качестве фрагмента, представлены возможные варианты взаимосвязи регионального и глобального через содержательные элементы физики и астрономии.
Работа с региональным материалом может быть организована в различной форме как во время уроков, так и во внеурочное время (кружки, внеклассные мероприятия, факультативы, элективные курсы и т.п.).
Из опыта работы в школе можно привести некоторые примеры заданий по физике и астрономии, составленные на основе разнообразного регионального материала. Задания, раскрывающие уникальные особенности природы и культуры Забайкалья, ориентированы на творческую деятельность учителя и учащихся.
Пример 1. Задание по физике «Опыт древнего грека Теофраста»
Забайкалье славится богатейшими в России месторождениями флюорита (плавиковый шпат). Этот удивительный по окраске минерал обладает не менее удивительными свойствами.
Повторите опыт Теофраста, а именно: нагрейте в темноте кусок флюорита и пронаблюдайте необычное физическое явление.
Как оно называется? Объясните физический смысл.
Каким образом используется флюорит в производстве, технике, художественных промыслах Забайкалья?
Пример 2. Задание по физике на основе акронима
Существует забавное двустишие - акроним: «направление отвеса не меняется от веса». На первый взгляд это двустишие отражает объективную истину, но с научной точки зрения оно сформулировано не точно.
В чем выражается неточность? Попробуйте объяснить причину аномального отклонения отвеса вблизи Гималайского хребта, в некоторых районах Забайкалья.
Пример 3. Задание по астрономии «Метеориты»
«Об этом камне многие знают много, каждый - что-нибудь, но никто не знает достаточно», - такую надпись сделал на метеорите в 1492 г. безымянный монах.
Подберите информацию и подготовьте сообщение о «необычной судьбе» какого-либо метеорита.
Что вы знаете о забайкальских метеоритах, таких как: «Доронинское», «Тарбагатай» (метеориты называются по местам, где они были найдены)?
Создайте астрономическое лото на тему «Метеориты».
Пример 4. Задание по астрономии «Космогонические мифы разных народов»
В устном творчестве разных народов существует множество преданий, в том числе о звездном небе. Довольно интересный и значительный в воспитательном плане круг заданий представляют собой задания по сюжетам народных сказаний и эпоса. Приведите примеры бурятских улигеров, эвенкийских легенд, мифов других народов Забайкалья, а также Китая и Монголии о происхождении названий созвездий; о Солнце и Луне. Создайте компьютерную презентацию на данную тему.
Пример 5. Задание по астрономии «Астероиды»
В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» турецкому астроному, открывшему астероид В-612, поначалу никто не поверил.
Почему не поверили ученому? Выскажите свое мнение по этому поводу.
Что Вы знаете об астероиде «Давенда», названном в честь поселка Забайкальского края?
Составьте кроссворд или кроссенс на тему «Астероиды».
Пример 6. Интегрированное задание «Физика. Астрономия. Фенология. Поэзия»
- Сопоставьте два стихотворения, в которых обобщены приметы скорого ненастья.
- Проанализируйте приметы с позиции физики и астрономии.
- Приведите примеры известных Вам примет, основанных на фенологических наблюдениях за природными явлениями.
- Оформите календарь примет по сезонам года для своей местности.