Дипломный проект, 2014, № 8 Кабинет методиста Вселенная - взгляд с Земли
© Т.Б. Вахрушева (Тамбовская обл., Новолядинская СОШ) Природа хранит так много загадок, что школьный учебник не в состоянии ответить на все вопросы, интересующие учащихся. Цель элективного курса состоит в том, чтобы учащиеся наглядно убедились в материальном единстве и многообразии Вселенной, в ее непрерывном закономерном развитии, в силе и прогрессе материалистической науки, в ее неограниченных возможностях познания далеких миров, в той большой роли, которая принадлежит отечественным ученым в ее прогрессе. Курс рассчитан на 16 ч, из них 11 отводятся на практические и самостоятельные работы. Задачи курса заключаются в том, чтобы познакомить учащихся с природой планет и звезд, строением Солнечной системы и звездных систем, научить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления. Учащиеся узнают, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, а также то, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира. В основу данного курса положены факты, законы, теории. Учащиеся также ознакомятся с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока еще не решенными научными проблемами. Курс ориентирован на активное изучение материала, поэтому учащимся часто придется не только самостоятельно делать дополнительные чертежи или схемы, но и формулировать определения и выводы. Для повышения образовательной и воспитательной роли занятий рекомендуется использовать сведения по истории науки, а также знания по физике, географии, литературе. С учетом возрастных особенностей учащихся примерно треть учебного времени отведена на проведение индивидуальных и групповых наблюдений астрономических явлений и объектов, на выполнение практических работ. При изучении курса у школьников будут сформированы навыки проведения простейших наблюдений, обращения с подвижной картой звездного неба, работы со справочной и другой литературой. Используются такие методы работы: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, исследовательская работа. Для выявления качества усвоения школьниками учебного материала, результатов педагогической деятельности учителя предлагается разработка учащимися итогового творческого проекта. В ходе реализации программы учащиеся познакомятся с планетной системой, планетами-гигантами, миром галактик, законами Кеплера, гелиоцентрической системой Коперника. Они овладеют следующими умениями: пользоваться подвижной картой звездного неба, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу, отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звезды в них, работать с таблицами, анализировать диаграммы. Содержание курса Тема 1. Введение в астрономию (1 ч) Звездное небо. Изменение звездного неба в течение суток и в течение года. Способы определения географической широты. Тема 2. Строение Солнечной системы (3 ч) Развитие представлений о Солнечной системе. Видимое движение планет. Законы Кеплера. Диспут об НЛО. Практическая работа «Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел». Тема 3. Физическая природа тел Солнечной системы (3 ч) Система «Земля — Луна». Природа Луны. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Практическая работа «Решение занимательных задач». Диспут «Есть ли жизнь на Марсе?». Тема 4. Солнце и звёзды (4 ч) Общие сведения о Солнце. Солнце и жизнь Земли. Физическая природа звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды. Исследовательская работа «Как мы можем определить температуру звезд?». Час поэзии «Мне звезда упала на ладошку». Практическая работа «Простейший «планетарий». Тема 5. Строение и эволюция Вселенной. Наша Галактика. Другие галактики (4 ч) Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Урок творчества «Входи в этот мир». Семинар «Жизнь и разум во Вселенной». Практическая работа «Изготовление модели небесной сферы». Экскурсия в планетарий. Тема 6. Конференция «Вселенная — взгляд с Земли» (1 ч) Защита проекта.
|