Остров Горн, 2014, № 8
От реферата до диссертации
Взятка: локальное и глобальное
© Даниил Печерников
Актуальность рассматриваемой темы бесспорна: взятка как институт представляет социальную угрозу в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений. По масштабам распространённости взяточничества в государственных органах делаются выводы о вероятности политических, экономических, социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.
Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. В тоже время способствующим фактором развитию коррупции является сложная и инертная система государственного управления, где взятки порой являются действенным катализатором при рассмотрении и принятии решений по соответствующим вопросам, а также в отдельных случаях коррупционные методы используются для проникновения в органы власти представителей криминальных структур.
Взяточничество является одной из главных проблем, разъедающих государственный механизм, а вместе с ним и все общество.
Коррупция проявляется в самых различных общественных областях: в системе государственных и муниципальных органов, в политических партиях и профессиональных союзах и др. Сегодня коррупция выходит и на международный уровень.
- Неэффективность деятельности институтов власти. После разрушения номенклатурной системы не появилась новая система отбора и продвижения государственных чиновников. Провозглашалась идея работать «командой», что предопределяло право на назначения по принципу «землячества», «личной преданности» и другие. При такой постановке вопроса профессиональная подготовка, личные и деловые качества становятся второстепенными. Нередко на государственные должности делегируются представители полукриминальных структур.
- Недостаточность политической демократии. Выборное законодательство, защищая депутата, не обеспечивает реальной зависимости выборных лиц от избирателей.
- Подчинённость чиновников ведомственным нормативным актам. Традиционно чиновники, прежде всего, являются исполнителями ведомственных нормативных актов (распоряжений, инструкций, приказов и т.д.), которые определяют порядок, количество, сроки сбора налогов и иных платежей с населения различными ведомствами, выдачу разрешений на занятия определённой деятельностью, осуществление контроля со стороны государственных служб (пожарная, АТИ, санэпидем. надзор, милиция и др.).
- Психологические проблемы господствующего класса. Они заключаются в том, что легитимность режима, господствующего в России, покоится на крайне сомнительных и неустойчивых идеологических доводах. Согласно официальной идеологии, сегодня страна переживает период перехода к системе экономического либерализма и соответствующей ему политической демократии западного типа.
Кроме того, к перечисленным причинам, способствующим коррупции, можно отнести и следующие возможности: сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительными принципами; монополия ведомства на предоставление услуг; наличие органов власти, которые могут принимать решение и оказывать услуги; неадекватность штрафов, способствующая уклонению от уплаты с помощью взяток.
Вместе с тем причины распространения коррупции в России достаточно очевидны:
- Нравственная деградация общества. Это вызвано тем, что деньги стали единственной ценностью массового сознания.
- Низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация которого направлена на удовлетворение собственных интересов, и безответственность должностных лиц.
- Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, так как с коррумпированными чиновниками проще работать (без претензий, собственного достоинства, моральных принципов и т.д.).
- неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура, произвол со стороны властных, особенно правоохранительных структур.
- монополизм в экономике.
- низкое качество законодательных актов, ориентированных не на правовые, а на распорядительные методы регулирования всех сфер общественной жизни.
- излишний аппарат публичной власти и особенно местного самоуправления, который более бесконтролен от публичной власти, СМИ.
Таким образом, коррупцию порождает значительное количество запретов, разрешительных процедур.
Как социальная патология, коррупция, к сожалению, поражает даже такие властно-государственные органы и институты, как суд, прокуратура, следственный аппарат, определенные работники которых подкуплены и разложены дельцами теневой экономики и криминального бизнеса, лидерами преступных сообществ. Они получают по существу постоянную и весьма весомую заработную плату от этих криминальных структур, вследствие чего они не ведут и не могут вести эффективную борьбу с организованной преступностью и коррупцией, не выполняют возложенные на них в этом плане задачи и функции, лишают общество осуществлять контроль над организованной преступностью и коррупцией.
Особую опасность и особый подрыв авторитета государственной власти преступление представляет лишь тогда, когда осуществляется посредством осуществления функций власти. Только тот, кто действует как орган власти, может своими действиями ронять достоинство власти и подрывать ее авторитет. Только наделенный полномочиями власти получает более легкую возможность, пользуясь ими, совершать такие правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами, как, например, лихоимство, неправосудие и др., - писал в начале XX в. отечественный государствовед Н.М. Коркунов[1]. Анализируя данное высказывание необходимо отметить, что речь идет именно о явлении коррупции в государственном аппарате, несмотря на то, что сам термин в современном его понимании в тот период не употреблялся. И не смотря на то, что существует множество определений этого понятия - полной ясности и правовой точности нет.
Необходимо сказать, что определение «коррупция» появилось у нас только в 1993 г. в проекте первого закона о борьбе с коррупцией. А начавшееся в начале 90-х гг. XX в. активное правовое исследование столь опасного явления в системе государственной службы уже явно не соответствовало масштабам его распространения в сфере государственного управления нашей страны. В научной литературе дается достаточно много понятий коррупции.
Приведём несколько характерных определений. «… Коррупция – это явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле – индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях» (Г.К. Мишин). «Коррупция – это использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» (В.С. Комиссаров). «Коррупция – как социальное явление – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях» (Г.Н. Борзенков). «Коррупция - … социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения» (П.А. Кабанов)[2].
Как можно убедиться, социальной средой коррупции является государственная власть, а ее субъектами выступают государственные служащие, должностные и иные лица, уполномоченные для выполнения государственных функций, использующие свои государственно-властные полномочия для удовлетворения узко-корыстных интересов. Таким образом, коррупцию можно охарактеризовать, как сложное социальное явление, разлагающее государственный механизм, делающее его неэффективным, путем использования государственными служащими, должностными лицами, другими лицами, уполномоченными для выполнения государственных функций, государственно-властных полномочий для удовлетворения личных, групповых и иных интересов в корыстных целях.
В самом общем и кратком определении под коррупцией можно понимать злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.
Историко-правовые исследования показывают, что коррупция cуществовала всегда, как только возник управленческий аппарат. По отношению к России истоки коррупции уходят корнями в период так называемого застоя; за годы существования в СССР командно-административной системы сформировался многочисленный и громоздкий аппарат управления. Тоталитарный характер управления, существование огромного количества ограничений и запретов, многоступенчатость аппарата породили в различных регионах страны бесконтрольность и безответственность власти, ложное понимание и извращение законности, а также бездуховность, приспособленчество, карьеризм и безудержное стремление к обогащению[3].
О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в средствах массовой информации, но и на самом высоком государственном уровне.
В общественном сознании в последнее время распространено мнение о всеобщей коррумпированности государственного аппарата, невозможности без подкупа добиться своих прав[4]. Представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран существует и в мировом общественном мнении. Самыми опасными формами проявления данного феномена являются - государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали не только проблемами России, но и в мировом масштабе.
Однако следует признать, что от всеобщего обсуждения проблемы коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации, общество, по существу, не сделало радикальных шагов по минимизации коррупции до уровня, не представляющего реальной опасности национальной безопасности государства. Коренного перелома в этой области, увы, не наблюдается и, видимо, в ближайшем будущем какого-то изменения ситуации в борьбе с коррупцией не будет.
Причина кроется в том, что коррупцией охвачены практически все сферы государственного управления. Поэтому реальные сдвиги в борьбе с этим злом ничтожны.
Коррупционная преступность уже имеет ряд криминологических особенностей, связанных с субъектами таких преступлений, сферами и способами их совершения.
По некоторым экспертным оценкам, организованные преступные сообщества тратят от 30 до 50% преступно нажитых средств на коррумпированных функционеров государственного аппарата, чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке, которых в России около 8 тысяч[5].
Необходимо отметить, что коррупции присущ высокий уровень латентности. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от противоправной сделки.
При этом даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку люди не верят в процесс борьбы коррупцией.
Для многих государственных служащих – от рядового "гаишника” до министра - она является источником весьма солидного дохода, причем дохода не только приятного, как говорят у нас – не пыльного, но даже овеянного в наше циничное время некоторым ореолом романтики.
Для рядового гражданина взятка, даваемая чиновнику, - единственное средство направить власть на путь истинный и заставить ее служить обществу, точнее - конкретному его представителю, покупающему услуги чиновника. Давая взятку, гражданин возвышает себя и над тем, кому дает взятку, и над теми, кто не догадался дать взятку. Нередко взятка становится единственным и весьма эффективным средством защиты от глупости, произвола и неповоротливости государственной машины.
Для бизнесмена коррупция – это способ экспорта рыночных отношений в те сферы, где им нет места, и одновременно - средство подавить конкуренцию там, где она нужна обществу, но очень не нужна этому бизнесмену. Взятка бизнесмена – это приобретение чужой воли, присвоение чужих правовых и властных прерогатив.
Одной из причин коррупции является переход к демократическому режиму предусматривают отход от закрытости и не подконтрольности власти к открытости своей деятельности происходит медленно. Кстати, в период холодной войны коррупция очень часто воспринималась как демократическая болезнь: ведь столько военных переворотов и революций в разных частях света оправдывалось именно антикоррупционной риторикой.
Экономический упадок и политическая нестабильность также способствуют процветанию коррупции. Постоянно осознаваемый политический и экономический риск, связанный с инфляцией, отсутствием чётких регулятивных механизмов, формирует определённый тип экономического поведения, рассчитанный на кротчайшую перспективу. Политическая нестабильность вызывает чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня.
Современный экономический кризис может привести к дальнейшему значительному ослаблению управленческой этики, агрессивному распространению альтернативных, коррупционных схем управленческой деятельности, небескорыстно поддерживаемых активными «общественными объединениями граждан». В теоретическом плане дальнейшее развитие этой неблагоприятной тенденции может породить концепцию государства как способа удовлетворения частных и групповых интересов, концепцию корыстной власти. После разрушения номенклатурной системы не появилась новая система отбора и продвижения государственных чиновников. Провозглашалась идея работать «командой», что предопределяло право на назначения по принципу «землячества», «личной преданности» и другие. При такой постановке вопроса профессиональная подготовка, личные и деловые качества становятся второстепенными. Выборное законодательство, защищая депутата, не обеспечивает реальной зависимости выборных лиц от избирателей.
Отметим и подчинённость чиновников ведомственным нормативным актам. Традиционно чиновники, прежде всего, являются исполнителями ведомственных нормативных актов (распоряжений, инструкций, приказов и т.д.), которые определяют порядок, количество, сроки сбора налогов и иных платежей с населения различными ведомствами, выдачу разрешений на занятия определённой деятельностью, осуществление контроля со стороны государственных служб (пожарная, санэпидемнадзор, милиция и др.).
Наконец, не последнюю роль в развитии взятки как социального института играют психологические проблемы господствующего класса. Они заключаются в том, что легитимность режима, господствующего в России, покоится на крайне сомнительных и неустойчивых идеологических доводах. Согласно официальной идеологии, сегодня страна переживает период перехода к системе экономического либерализма и соответствующей ему политической демократии западного типа.
Кроме того, к перечисленным причинам, способствующим коррупции, можно отнести и следующие возможности: сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительными принципами; монополия ведомства на предоставление услуг; наличие органов власти, которые могут принимать решение и оказывать услуги; неадекватность штрафов, способствующая уклонению от уплаты с помощью взяток.
Для политика коррупция – не только удобная среда, дающая ему постоянный заработок как медиатору между сферой принятия решений и сферой, в которой эти решения прорастают обильной зеленой порослью. И конечно – это не только тема для упражнений в красноречии. Коррупция для него – это важнейший инструмент политической борьбы, это кувалда, которой можно сокрушить любого соперника. Наконец – это трамплин, который может забросить его на верхушку властной пирамиды.
Коррумпированы сами органы, которые должны бороться с коррупцией. Остальные граждане также не настроены на борьбу, обывательская психология означает нежелание отстаивать свои права. Любая скрытность также способствует коррупции.
Локальная борьба с коррупцией - это не брать и не давать взяток. Но только этого недостаточно, ведь вся система общественных отношений создана на взятках. Взятка – это не акт личной непорядочности, а отработанная система. Кроме того, коррупция – это не «театр одного актёра» (чиновника), она требует существования, как минимум, ещё двух сторон – бизнеса и общества. Взятка выступает как одновременно осуждаемое и поощряемое бизнесом и обществом явление.
В качестве глобального противодействия взяточничеству в последнее время предлагают, помимо гласности и доступности информации о чиновниках ввести особую систему начисления их зарплаты - премиальную. Т.е. назначить чиновнику стабильное жалованье в размере прожиточного минимума, а остальные деньги начислять в зависимости от состояния курируемой им отрасли. Необходимо более четко разграничить сферы «антикоррупционной компетенции» органов власти, оказывать методическое и информационное, образовательное содействие государственным органам, осуществляемое «из одного центра». Что касается самого комплекса мер, то можно сказать: государство указало правильные направления борьбы с коррупцией, но зачастую «слова расходятся с делом», и это ослабляет уже принятые меры и мешает развиваться новым механизмам противодействия коррупции.
[1] Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы //Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 1. С. 87.
[2] Эти определения проанализированы подробно, см.: Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы //Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 1. С. 83
[3] Роуз Р., Мишлер У. Коррупция, ее оценка и участие в ней: пример России //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. Т. 101. № 3. С. 29
[4] Сидоров А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор //Социологические исследования .- 2008 .- № 2 .- С.113
[5] Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - 2010. - № 2. - С.98