Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 20.04.2024, 10:30
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 3 

Кабинет методиста 

Зачем будущему математику естествознание?

©  Т.Коростелева, канд. пед. наук, доц. (Елецкий государственный университет им. И.Бунина)

Новая образовательная парадигма обусловила известное преобразование вузовских учебных планов, связанное с формированием ряда новых тенденций, в частности, и такой, как «экологизация». Сегодня в состав Федерального образовательного стандарта для всех специальностей высших учебных заведений России включены, например, в качестве обязательных дисциплин «Экология» и «Концепции современного естествознания».

Однако если о первой из них можно сказать, что здесь уже существует почти 20-летний опыт преподавания, то о предмете «Концепции современного естествознания» такого не скажешь. Впрочем, именно новизна и определила наш интерес к этой дисциплине с точки зрения мотивации ее изучения и использования потенциальных возможностей для общекультурного роста студентов.

Итак, студент (историк, филолог, экономист, переводчик или математик) чаще всего на первых двух курсах встречается с новым и достаточно «инородным» для выбранной им профессии учебным предметом немалого объема. Студенты, обучающиеся, к примеру, по специальности «Педагогика и методика начального образования» овладевают «Концепциями современного естествознания» в объеме 75 ч, а по специальности «Прикладная математика» — 140. Вместе с тем достаточно специфичные логика и содержание предмета биологического цикла могут превратить его изучение, на фоне привычных для студента курсов («Элементарной математики», «Теории расчетных задач» или «Математического анализа»), в процесс малозначительный и эпизодический. Так как же избежать этого? Как сохранить статус одной из важнейших мировоззренческих дисциплин?

В условиях техногенного кризиса, политических и экономических катастроф человек все настойчивее обращается к природе, своему сущностному началу. И, наверное, не случайно принцип антропоцентризма (человек — высшее существо, хозяин природы), долгое время занимавший биологические науки, сегодня не актуален: ему на смену пришла идея полицентризма в понимании природы, равноценности и равносущности всего живого. Так что молодому человеку, находящемуся в самом начале своего профессионального и жизненного становления, просто необходимо «пропитаться» идеями гуманизма, благоговения перед жизнью во всех ее проявлениях.

Помочь формированию нового отношения к природе, новой ментальности во многом способно именно биологическое образование, обладающее высокой личностной ценностью, что предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, усвоение нового стиля мышления, а с другой, — через познание биологического разнообразия — самоидентификацию человека, аккумуляцию его внутренних резервов. Но преодоление эгоизма, изменение отношения к природе для реализации подлинного предназначения личности возможно, как утверждал В.С.Соловьев, только посредством любви...

В этом контексте, как представляется, все биологические дисциплины, преподаваемые в вузе, обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. И предмет «Концепции современного естествознания» — в том числе. Однако для реализации этого потенциала педагогу важно выбрать адекватные методы и средства преподавания. Итак, основываясь на собственном опыте работы, попытаюсь обозначить некоторые аспекты рассматриваемой проблемы.

Прежде всего, думается, при изучении любых вопросов курса педагогу важно понимать, что смыслом образовательного процесса в каждый его момент является развитие личности студента, введение его в мир всечеловеческого культурного опыта средствами естествознания.

Вместе с тем рассмотрение вопросов, связанных с биологическим разнообразием, биосферной ролью человека, безопасностью жизнедеятельности, устойчивым развитием общества, полицентризмом и природосообразностью, т.е. ценностью всего живого, необходимо «подкреплять» изучением прикладных, практических аспектов естествознания, значимость которых для молодых людей очевидна априори.

С этой точки зрения представляется эффективным введение в содержание курса практических занятий, простейших лабораторных работ, опытов, как оказалось, значительно повышающих мотивацию освоения курса. Так, студентам может быть предложено выполнение следующих практических работ: «Биоиндикация газодымовых загрязнений по хвое сосны»; «Изучение бактерий зубного налета»; «Анализ школьного расписания уроков»; «Пропорциональные соотношения тела человека»; «Пищевые добавки»; «Содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе» и т.п. И, хотя подобные работы не занимают много учебного времени и доступны с точки зрения оборудования, они — не только информативно емки, но и дают простор для мировоззренческих выводов, суждений и оценок, столь важных в биологическом образовании.

И еще. В структуре и содержании дисциплины «Концепции современного естествознания» необходимо учитывать интересы и потребности самих студентов, уровень их подготовленности к освоению предмета: они должны иметь возможность отбирать формы учебной деятельности, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, т.е. проектировать обучение с ориентиром на собственные интересы и в сфере культуры, и в сфере будущей профессиональной деятельности. Решению данной задачи, на мой взгляд, может способствовать модульное компонентное построение содержания курса. Здесь 1-й компонент (основной модуль) — «ядро содержания», изучение которого обязательно исходя из требований образовательного стандарта и типовой программы; 2-й компонент ориентирован на рабочую программу курса поданной учебной специальности, а 3-й предполагает учет личностных особенностей студентов, их профессиональных и жизненных перспектив. Подобная трехмодульная структура учебного содержания обеспечивает, таким образом, возможность преподавания дисциплины «по спирали», преемственно, в интегрированно-дифференцированном аспекте, начиная с пропедевтики и заканчивая предметным, систематическим рассмотрением основных концепций биологии, физики, химии и т.д.

Надо сказать, что на поставленный в начале учебного года перед студентами, обучающимися по специальности «Прикладная математика», вопрос, вынесенный в заглавие настоящей статьи, были получены довольно рациональные ответы («чтобы получить диплом»; «чтобы повысить общий уровень образования»; «ты поступил в вуз»; «это нужно делать по желанию»; «для поверхностных знаний» и т.п.), не придававшие преподавателю оптимизма. Впрочем, они же инициировали поиск активных методов и средств преподавания дисциплины.

«Диалоговый режим» практических занятий, размышления студентов о природе, новой форме гуманизма — благоговении перед жизнью, пессимизме познания и оптимизме действия не проходят бесследно для развивающейся личности, поскольку, как утверждал А.Швейцер, «с неутомимой жизненной энергией чувство благоговения перед жизнью вырабатывает в человеке определенное умонастроение, пронизывая его и привнося в него беспокойство постоянной ответственности. Подобно винту корабля, врезающемуся в воду, благоговение перед жизнью неудержимо толкает человека вперед» (Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - С. 309)

По окончании изучения «Концепций современного естествознания» те же студенты-математики отвечали на тот же вопрос уже иначе. Только несколько примеров:

— «Естествознание — «окно», через которое студент-математик может увидеть мир» (В.Кривобок).

— «Природная суть сложна и очень логична, но логика ее гораздо шире и глубже, нежели логика законов на бумаге» (И.Милов).

— «Математику биология сейчас нужна даже больше, чем биологу» (О.Леньшина).

— «Естествознание заставляет думать человека не только на «цифровом» уровне, но и на духовном» (С.Целыковский).

— «Естествознание математику необходимо, чтобы не умерла душа» (Л. Малик).

Не обращаясь к другим аспектам рассматриваемой проблемы, отметим, что все мы сегодня, как никогда, зависим от состояния и своей культуры, и своего образования. И с этой точки зрения использование в вузах потенциала естественнонаучных дисциплин позволяет формировать у молодых людей не только биологическую культуру, но и гуманное отношение к жизни как залог будущей социальной и духовной успешности нашего общества.

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz