Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Дипломный проект, 2013, № 3
Кабинет методиста
Зачем
будущему математику естествознание?
© Т.Коростелева, канд. пед. наук, доц. (Елецкий
государственный университет им. И.Бунина)
Новая
образовательная парадигма обусловила известное преобразование вузовских учебных
планов, связанное с формированием ряда новых тенденций, в частности, и такой,
как «экологизация». Сегодня в состав Федерального образовательного стандарта
для всех специальностей высших учебных заведений России включены, например, в
качестве обязательных дисциплин «Экология» и «Концепции современного
естествознания».
Однако если о
первой из них можно сказать, что здесь уже существует почти 20-летний опыт преподавания,
то о предмете «Концепции современного естествознания» такого не скажешь.
Впрочем, именно новизна и определила наш интерес к этой дисциплине с точки
зрения мотивации ее изучения и использования потенциальных возможностей для
общекультурного роста студентов.
Итак, студент
(историк, филолог, экономист, переводчик или математик) чаще всего на первых
двух курсах встречается с новым и достаточно «инородным» для выбранной им
профессии учебным предметом немалого объема. Студенты, обучающиеся, к примеру,
по специальности «Педагогика и методика начального образования» овладевают «Концепциями
современного естествознания» в объеме 75 ч, а по специальности «Прикладная
математика» — 140. Вместе с тем достаточно специфичные логика и содержание
предмета биологического цикла могут превратить его изучение, на фоне привычных для
студента курсов («Элементарной математики», «Теории расчетных задач» или «Математического
анализа»), в процесс малозначительный и эпизодический. Так как же избежать
этого? Как сохранить статус одной из важнейших мировоззренческих дисциплин?
В условиях
техногенного кризиса, политических и экономических катастроф человек все настойчивее
обращается к природе, своему сущностному началу. И, наверное, не случайно
принцип антропоцентризма (человек — высшее существо, хозяин природы), долгое
время занимавший биологические науки, сегодня не актуален: ему на смену пришла
идея полицентризма в понимании природы, равноценности и равносущности всего
живого. Так что молодому человеку, находящемуся в самом начале своего
профессионального и жизненного становления, просто необходимо «пропитаться»
идеями гуманизма, благоговения перед жизнью во всех ее проявлениях.
Помочь
формированию нового отношения к природе, новой ментальности во многом способно именно
биологическое образование, обладающее высокой личностной ценностью, что
предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, усвоение нового стиля
мышления, а с другой, — через познание биологического разнообразия — самоидентификацию
человека, аккумуляцию его внутренних резервов. Но преодоление эгоизма, изменение
отношения к природе для реализации подлинного предназначения личности возможно,
как утверждал В.С.Соловьев, только посредством любви...
В этом
контексте, как представляется, все биологические дисциплины, преподаваемые в
вузе, обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. И предмет «Концепции
современного естествознания» — в том числе. Однако для реализации этого
потенциала педагогу важно выбрать адекватные методы и средства преподавания.
Итак, основываясь на собственном опыте работы, попытаюсь обозначить некоторые
аспекты рассматриваемой проблемы.
Прежде всего,
думается, при изучении любых вопросов курса педагогу важно понимать, что
смыслом образовательного процесса в каждый его момент является развитие
личности студента, введение его в мир всечеловеческого культурного опыта
средствами естествознания.
Вместе с тем
рассмотрение вопросов, связанных с биологическим разнообразием, биосферной ролью
человека, безопасностью жизнедеятельности, устойчивым развитием общества,
полицентризмом и природосообразностью, т.е. ценностью всего живого, необходимо «подкреплять»
изучением прикладных, практических аспектов естествознания, значимость которых
для молодых людей очевидна априори.
С этой точки
зрения представляется эффективным введение в содержание курса практических
занятий, простейших лабораторных работ, опытов, как оказалось, значительно
повышающих мотивацию освоения курса. Так, студентам может быть предложено
выполнение следующих практических работ: «Биоиндикация газодымовых загрязнений
по хвое сосны»; «Изучение бактерий зубного налета»; «Анализ школьного
расписания уроков»; «Пропорциональные соотношения тела человека»; «Пищевые
добавки»; «Содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе» и
т.п. И, хотя подобные работы не занимают много учебного времени и доступны с
точки зрения оборудования, они — не только информативно емки, но и дают простор
для мировоззренческих выводов, суждений и оценок, столь важных в биологическом
образовании.
И еще. В
структуре и содержании дисциплины «Концепции современного естествознания» необходимо
учитывать интересы и потребности самих студентов,
уровень их подготовленности к освоению предмета: они должны иметь возможность
отбирать формы учебной деятельности, выстраивать индивидуальный образовательный
маршрут, т.е. проектировать обучение с ориентиром на собственные интересы и в
сфере культуры, и в сфере будущей профессиональной деятельности. Решению данной
задачи, на мой взгляд, может способствовать модульное компонентное построение
содержания курса. Здесь 1-й компонент (основной модуль) — «ядро содержания»,
изучение которого обязательно исходя из требований образовательного стандарта и
типовой программы; 2-й компонент ориентирован на рабочую программу курса
поданной учебной специальности, а 3-й предполагает учет личностных особенностей
студентов, их профессиональных и жизненных перспектив. Подобная трехмодульная
структура учебного содержания обеспечивает, таким образом, возможность преподавания
дисциплины «по спирали», преемственно, в интегрированно-дифференцированном
аспекте, начиная с пропедевтики и заканчивая предметным, систематическим
рассмотрением основных концепций биологии, физики, химии и т.д.
Надо сказать,
что на поставленный в начале учебного года перед студентами, обучающимися по специальности
«Прикладная математика», вопрос, вынесенный в заглавие настоящей статьи, были
получены довольно рациональные ответы («чтобы получить диплом»; «чтобы повысить
общий уровень образования»; «ты поступил в вуз»; «это нужно делать по желанию»;
«для поверхностных знаний» и т.п.), не придававшие преподавателю оптимизма.
Впрочем, они же инициировали поиск активных методов и средств преподавания
дисциплины.
«Диалоговый
режим» практических занятий, размышления студентов о природе, новой форме гуманизма
— благоговении перед жизнью, пессимизме познания и оптимизме действия не
проходят бесследно для развивающейся личности, поскольку, как утверждал
А.Швейцер, «с неутомимой жизненной энергией чувство благоговения перед жизнью
вырабатывает в человеке определенное умонастроение, пронизывая его и привнося в
него беспокойство постоянной ответственности. Подобно винту корабля,
врезающемуся в воду, благоговение перед жизнью неудержимо толкает человека
вперед» (Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - С. 309)
По окончании
изучения «Концепций современного естествознания» те же студенты-математики отвечали
на тот же вопрос уже иначе. Только несколько примеров:
— «Естествознание
— «окно», через которое студент-математик может увидеть мир» (В.Кривобок).
— «Природная
суть сложна и очень логична, но логика ее гораздо шире и глубже, нежели логика
законов на бумаге» (И.Милов).
— «Математику
биология сейчас нужна даже больше, чем биологу» (О.Леньшина).
— «Естествознание
заставляет думать человека не только на «цифровом» уровне, но и на духовном»
(С.Целыковский).
— «Естествознание
математику необходимо, чтобы не умерла душа» (Л. Малик).
Не обращаясь к
другим аспектам рассматриваемой проблемы, отметим, что все мы сегодня, как
никогда, зависим от состояния и своей культуры, и своего образования. И с этой
точки зрения использование в вузах потенциала естественнонаучных дисциплин
позволяет формировать у молодых людей не только биологическую культуру, но и
гуманное отношение к жизни как залог будущей социальной и духовной успешности
нашего общества.
В оглавление
номера
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|