Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 24.09.2017, 22:09
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 887
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 2
 
Кабинет методиста
 
Здоровьесбережение в вокально-хоровом пении
 
© Е.Г. Сюлина, педагог музыкального отделения Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького 
 
Общеизвестно, что состояние здоровья современной молодежи на сегодняшний день весьма неблагополучно. Показателен тот факт, что студенты, поступившие в наш педагогический колледж на музыкальное отделение после общеобразовательной школы, имеют массу заболеваний, которые мешают им полноценно обучаться и осваивать те или иные вокально-хоровые навыки, необходимые в процессе изучения основополагающих учебных дисциплин. Это является естественным результатом школьного обучения и приобретения, так называемых, «школьных болезней». Наиболее распространенные из них связаны с нарушениями остроты зрения, пищеварения, патологией опорно-двигательного аппарата, заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Последняя связана, прежде всего, с проживанием в экологически неблагоприятных районах нашей страны, массовым ростом числа курящей молодежи («бронхит курильщика»), и увлечением другими вредными привычками.
Музыкальное отделение педагогического колледжа готовит учителей музыки для общеобразовательных школ и музыкальных руководителей в ДОУ. Эти профессии имеют прямое отношение к пению, а пение невозможно без овладения навыками правильного певческого дыхания. Поэтому решение проблемы здоровьесбережения на нашем отделении - это первостепенная задача для всех педагогов. На самом деле, каждый элемент образовательного процесса тесно связан с проблемой охраны здоровья студентов. Еще одной причиной нарушения здоровья будущих учителей музыки является объем учебных дисциплин, их информационное насыщение, а отсюда - перегруженности учащихся, и, как следствие, повышенная утомляемость, в результате чего они испытывают стресс, что приводит к заболеваниям нервной системы и отрицательно сказывается на их психическом состоянии. Одним из требований современного образования является индивидуальный подход к обучающимся, который предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.
Как уже упоминалось, основным направлением в подготовке учителя музыки является вокально-хоровая составляющая, и на этом мы делаем особый акцент: речь пойдет о развитии певческого голоса у детей.
Следует учитывать тот факт, что голос – это ценный дар природы, необходимый человеку в повседневной жизни и требующий бережного отношения к себе: соблюдение гигиенических норм, профилактика и предупреждение расстройств голосового аппарата. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Неправильный режим голосообразования нередко приводит к заболеваниям голосового аппарата, «порче детских голосов», поэтому, педагогу-вокалисту, хормейстеру необходимо знать особенности строения органов голосового аппарата, специфику голосообразования и работы.
В звукообразовании участвуют следующие органы голосообразования: гортань, глотка, носоглотка и полость носа, нижняя челюсть, губы, щеки с мимическими мышцами, трахея, бронхи, легкие, дыхательные мышцы грудной клетки, диафрагма и мышцы живота. Органом, где происходит «зарождение» голоса, называется гортань, которая выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную, голосовую. Звук голоса образуется в гортани за счет голосовых связок под влиянием воздушного давления, которое заставляет связки колебаться. (В фониатрии принято «голосовые связки» называть «голосовыми складками», поэтому мы позволим себе применять общепринятый в вокально-хоровой практике термин «голосовые связки»).
Исследования в области возрастной физиологии показывают, что гортань у детей в два раза меньше, чем у взрослых, а голосовые связки короткие, тонкие, поэтому звук детского голоса слабый, но он имеет возможность усиливаться резонаторами (головной, грудной).
I. В вокально-педагогической практике сформировались определенные методы работы над певческим дыханием.
- Наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания (грудобрюшной). Одной из специфических особенностей певческого дыхания является укорачивание вдоха, а выдох, во время которого происходит фонация, должен удлиняться.
- Основной педагогической задачей является управление певческим дыханием: формирование навыка плавного, экономичного выдоха при фонации. В результате дыхательный процесс переходит из автоматического в волевой, и дыхательные мышцы работают интенсивнее.
- Вдох должен быть бесшумным, глубоким, но без перебора, в противном случае, может быть затруднена подача звука, возникнет трение голосовых связок. Несогласованность в работе этих органов при неверной работе механизма дыхания вредна для голосообразования и может повлечь за собой возникновение таких заболеваний, как «несмыкание» связок, возникновение стойкой хрипоты и т. д. Дети младшего возраста склонны к перебору дыхания, что ведет к излишнему мышечному напряжению в голосовом аппарате, зажатости артикуляционного аппарата, неразборчивости дикции, фальшивой интонации и быстрому утомлению.
- Особенностью певческого выдоха является принцип «парадоксального» дыхания, зафиксированного и описанного Л.В.Работновым, суть которого заключается в следующем: при выдохе в пении грудные и брюшные стенки не показывают выдоха. А.Н. Стрельникова разработала комплекс упражнений, построенный по этому принципу. Весь комплекс состоит из 1000 активных вдохов и пассивных выдохов. При вдохе берется активный вдох, брюшная стенка выдвигается вперед, заполняя воздухом нижние отделы легких, а затем выполняется пассивный выдох. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой основана на формировании правильного здорового дыхания и весьма полезна для начинающих певцов, актеров, дикторов и людей с нарушениями дыхания. Как показывает практика, систематическое применение упражнений по данному методу дает высокий процент качественных результатов, особенно в сочетании с упражнениями, рекомендованными Стуловой Г.П. [«Теория и практика работы с детским хором», Москва, 2002.]
Мы считаем, что при обучении детей навыкам правильного дыхания, на первоначальном этапе является выполнение дыхательных упражнений вне пения, с предварительным объяснением, и наглядной демонстрацией что такое певческое дыхание.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать упражнения в игровой форме с образными названиями: «Паровозик», «Фырчание кита», «Почувствовать аромат цветка» и т.д. Цель дыхательных упражнений заключается в том, чтобы зафиксировать внимание на выполнении правильного вдоха и выдоха, придать мышцам, участвующим в певческом дыхании, физическую упругость. Дыхательные упражнения вне пения обязательно сочетаем с вокальными, отрабатывая при этом не только правильный вдох и выдох, но и правильную певческую фонему гласных.
Для нахождения певческой «опоры» мы обращаемся к упражнениям, рекомендованным педагогами Красноярской государственной академии музыки и театра Краевой Л.В. и Равикович Л.Л. [«Вокальная работа с детским хором, Красноярск, 2000.].
1) В удобной тесситуре ученики исполняют слог «Ой!», имитируя состояние испуга. Слог необходимо произносить активно, быстро, фиксируя его на диафрагме.
2) Широко открыв рот, несколько раз беззвучно прокричать на гласный «А», почувствовав напряжение нижних мышц живота.
Для формирования прочного навыка и коррекции недостатков певческого дыхания упражнения выполняются регулярно и систематически. Они не только способствуют воспитанию правильного певческого дыхания, но и являются одним из способов профилактики простудных и хронических заболеваний носоглотки и системы органов дыхания.
В нашей практике также имеются единичные случаи заболевания астмой. Вследствие нескольких лет систематических занятий пением, у этих детей сократилась частота астматических приступов или они не повторялись вовсе.
II. В процессе обучения пению развивается детский голос, приобретаются особые качества, выносливость, полетность и т.д.
Традиционная методика обучения детей хоровому пению носит весьма субъективный характер. При работе с детскими голосами рекомендации педагогов сводятся к использованию либо грудного, либо головного звучания голоса. Предпочтение отдается фальцетной манере, которая хоть и не обеспечивает оптимальных условий для развития певческих голосов, но и не вредит им. Бытующее мнение о том, что распевать детей надо в единой примарной зоне (т.е. с «середины» диапазона фа1-ля1), не позволяет учитывать индивидуальные особенности детского голоса. Емельянов В.В., автор фонопедического метода, называет такое направление в работе с детскими голосами «эксплуатационным», и считает, что оно может привести к различным заболеваниям голосового аппарата.
Наиболее целесообразной, на наш взгляд, и отвечающей требованиям сегодняшнего дня, является «теория примарных тонов», разработанная Стуловой Г.П. [«Теория и практика работы с детским хором», Москва, 2002 г.]. Автор пишет, что примарные тоны у детей могут находиться в грудном, в головном (фальцетном) и в микстовом (смешанном) регистрах. До наступления мутации месторасположение этих тонов может меняться.
Глинка М.И. также рекомендовал развивать голос от натуральных тонов, на которых держится спокойная речь. Центр речевого диапазона у детей расположен, как и у взрослых в пределах си м – ре 2, поэтому все упражнения Глинки начинаются от до 1.
В результате проведенных исследований, Г.П. Стулова делает вывод о том, что «при индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков голоса данного ученика, а при коллективном приходится ориентироваться на усредненные данные, типичные для большинства».
Не вызывает сомнений тот факт, что метод индивидуального обучения направленный на конкретного ученика, с его специфическими особенностями, является весьма эффективным и даже универсальным. Но в хоровом пении, ориентироваться на усредненные данные не представляется возможным в силу затруднения формирования общего унисона. Целесообразней, с нашей точки зрения, проводить занятия в малых группах, предварительно разделив их по примарным зонам (низкой, средней, высокой), что позволяет уже через несколько занятий выстраивать унисон.
В процессе занятий постепенно расширяется диапазон, дети овладевают необходимыми вокально-хоровыми навыками, обретают уверенность в своих силах, приобретают раскованность.
На общехоровых занятиях обучающиеся расставляются в соответствии со своими примарными зонами. Распевание мы начинаем с тона, приближенного к низкой примарной зоне, с поступенным движением вверх. В процессе выполнения упражнения, дети с низкой примарной зоной постепенно выключаются из общего звучания, а остальные продолжают распевание. На определенном этапе присоединяются учащиеся с высокой примарной зоной. При движении вниз весь процесс повторяется в обратном порядке. Педагог обращает особое внимание на места «стыков», где примарные зоны ансамблей совпадают, и, при необходимости, останавливаясь, выстраивает общий унисон. Коллективное распевание по примарным зонам способствует активизации слухового контроля, повышению внимания, расширению диапазона, развитию внутреннего слуха, стимулирует интерес детей к общехоровым занятиям, исключая переутомление голосового аппарата.
Формирование чистого унисона на начальном этапе особенно важно для воспитания вокально-хоровых навыков, в первую очередь, музыкального слуха. Фальшивое пение может повлиять на качество музыкального слуха и стать причиной его не полноценного развития.
При выборе репертуара приходится ориентироваться на детей со средней примарной зоной. В тех местах хорового произведения, где дети с низкой или высокой примарными зонами затрудняются проинтонировать тот или иной мотив, можно применять метод мысленного пения, при сохранении беззвучной артикуляции литературного текста.
III. Исследования Г.П. Стуловой позволяют сделать вывод о том, что детям младшего школьного возраста, свойственны те же регистры, что и голосу взрослых. Использование того или иного регистра связано с качеством интонации и с возрастом ребенка. Дети, плохо интонирующие, поют в грудном регистре; со средним качеством интонации - в микстовом; голоса с хорошей интонацией звучат ближе к фальцету.
Регистровые возможности у детей проявляются не одинаково, это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной системы, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функцией эндокринной железы, музыкального и вокального опыта.
При пении восходящего звукоряда грудным голосом, примерно на звуках до, ре второй октавы наступает момент, когда качество звука внезапно изменяется. Вокальные мышцы переключаются с полного сокращения на краевое, и тембр голоса резко меняется. Максимально активный настрой вокальных мускулов и пассивное натяжение связок должны уравновешиваться незаметно и постепенно, тогда воспроизводимые звуки не будут чисто фальцетными или чисто грудными, а качество звука станет носить смешанный характер.
Работая над сглаживанием регистров, мы применяем упражнения, которые строятся по принципу нисходящего звукоряда. Этот метод мы находим очень эффективным: он позволяет с наименьшими трудностями переключаться на грудной регистр, создавая оптимальный режим для работы голосовых связок. Настраивая голос на правильное звукообразование в любом регистровом режиме, мы используем упражнения на стаккато. Цель таких упражнений - активизация соприкосновения голосовых связок с последующим расслаблением, что не только обеспечивает интонационно точное воспроизведение звука, исключая «подъезды», но и ликвидирует мышечные зажимы и форсирование звука. Отрывистое пение является отправной точкой для правильного звукообразования.
Рекомендации, данные в этой статье, направлены на то, чтобы научить петь любого ребенка независимо от его природных данных, развивать вокальные задатки, способствовать всестороннему развитию личности, а также соблюдать правила охраны и гигиены детского голоса.
«Управлять развитием детского голоса - это значит учитывать природу естественно протекающего процесса, согласовывать каждое действие на данный процесс с его внутренней логикой». В этом высказывании Стуловой, по нашему мнению, заложен основной здоровье сберегающий принцип «Не навреди!», которого должен придерживаться любой педагог при работе с детьми.
 
Литература
 
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983.- 224.
2. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведения / Л.Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр "Академия”, 1997. -240с.
3. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки / В.В.Емельянов. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.- 41.
4. Краевая Л.В. Вокальная работа в детском хоре: Учебное пособие / Л.В. Краевая, Л.Л. Равикович.- М.: Красноярск: РИО КГПУ, 2000.-84.
5. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студ. пед. ин-ов. / А.Г.Менабени. - М.: Просвещение, 1987.- 95.
6. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Г.П. Стулова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.
 
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz