© О Сергеев
Это послание возвращает к проблеме профессиональной оценки психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ, о чем 5 лет назад говорила завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики, информатики Ольга Шадрикова: Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки».
На это раз разобраться в проблемах ЕГЭ Президент РФ поручил специалистам. Одновременно он привел «железобетонные» аргументы апологетов ЕГЭ, не устающих твердить об изобретении панацеи от коррупции, что в процедурах ЕГЭ больше плюсов, чем минусов, главным же его достижением служит доступность для школьников из глубинки поступать в столичные вузы.
Однако все плюсы превращаются в жирный минус, если талантливым и творческим личностям закрыт доступ в вузы, для одаренных школьников ЕГЭ - восхождение на Голгофу, а суицидальное поведение становится нормой жизни.
Сегодня набирает обороты конкуренция между репетиторами по натаскиванию и тренерами по психологической подготовке к единому госэкзамену.
В условиях всеобщей истерии вокруг ЕГЭ и кратного роста числа суицидов Рособрнадзор должен объявить мораторий на ужесточение процедур ЕГЭ.
Чтобы снять с себя ответственность за бездействие, он подает иск в Тверской суд г. Москвы к газете «Новые ведомости», которая якобы порочит деловую репутацию Истцов в статье «ЕГЭ – причина суицида в российском образовании». Абсурдный иск главы Рособрнадзора суд оставил без удовлетворения.
А что же столичные вузы? При губительной тенденции снижения Рособрнадзором минимального балла ЕГЭ по обязательным предметам «вровень с плинтусом» первый семестр в вузе превращается в рабфак 1930-х годов. 5 лет назад ректор МИФИ Михаил Стриханов предупреждал: доведение до кондиций студентов сокращает программу вуза. В день аварии на ЧАЭС преступно не понимать роль 1 курса в программе подготовки инженеров для атомных электростанций.
Чтобы раскрыть механизмы ЕГЭ, отсекающие от элитных вузов школьников с талантом - «высоким уровнем развития способностей, прежде всего специальных» по канонам инжиниринга следует сформировать платформу взаимосвязанных понятий, критичных к сфере сознания человека.
Центральными понятиями традиционной отечественной платформы открытого типа «Талант» являются: направленность личности, потребность в творчестве, деятельность, культурно-историческое явление, принцип историзма, способности специальные, самоактуализация, воображение, интуиция, повторение, запоминание, подсознание, психологический образ, единство психики и деятельности, общественно-исторический опыт, процесс обучения и воспитания.
Данная платформа открыта и для множества других психолого-педагогических понятий, отражающих опыт становления и развития таланта каждой личности.
Водораздел с отцом ЕГЭ - бихевиоризмом (behaviour – поведение), определяют понятия: проблемная ситуация, формализация умственных операций, тесты, инстинкт, поведение, стимул, реакция, метод проб и ошибок, учение и научение.
Ресурс развития понятийного аппарата данной платформы ограничен главным принципом бихевиоризма – отрицания сознания как предмета исследования, что сводит психику к различным формам поведения, как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды, распространяет метод проб и ошибок на учение человека, отвергает сознание как регулятор человеческой деятельности.
В отличие от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями, бихевиоризм трактует научение как не связанный с психикой и познанием случайный процесс стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени.
Прообразом ЕГЭ явились построенные на этих принципах программы обучения Скиннера и Краудера, хорошо знакомые водителям по экзаменам на знание ПДД.
Вот какую лицемерно-издевательскую рекламу производят специализированные компании, натаскивающие на ЕГЭ: Даниил Печерников нашёл это на перекрёстке улиц Бухарестской и Салова
Учебный процесс в старших классах ныне обязательно включает освоение технологии научения - натаскивание на ЕГЭ. Абсурд этой процедуры аналогичен ситуации, когда для грубого измерения штангенциркулем деталь с нанодопуском обрабатывается на станке ДИП 1930-х годов.
При переформатировании под стандарт ЕГЭ знаний, умений и навыков, как «лишняя стружка» отсекается воспитание социально-историческим опытом.
Можно посоветовать директору Центра педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы Ивану Ященко обратиться к первоисточнику, чтобы «… разделить ситуацию: поведение и прилежание – одно, а знания – другое…» (РГ. 17 04. 2015). Это технология снимает проблему воспитания, оценивания и лишнего человека в системе ЕГЭ - учителя.
«Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе» - заявил директор центра образования «Измайлово» Александр Рывкин.
Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребенка. Оценить качество образования под силу только учителю – и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.