Дипломный проект, 2014, № 10
Редкие публикации
«Знаем, как вы плохо играете...»
В начале 30-х годов в МХАТе задумали поставить «Мёртвые души». Как вспоминал исполнитель роли Чичикова народный артист СССР В. О. Топорков, всем, кто бывал на репетициях Константина Сергеевича Станиславского, памятна взволнованная атмосфера напряженных исканий и открытий, когда рушились общепринятые представления о знакомых вещах и перед актерами раскрывались совершенно новые творческие горизонты.
В. О. Топорков в роли Чичикова и И. М. Москвин в роли Ноздрева.
Яркая сцена «Чичиков у Ноздрева» шла неплохо, но заключительная ее часть - игра в шашки - никак не давалась. Чего только не перепробовали артисты, и, наконец, предложили Станиславскому изъять этот эпизод. Однако он не разделял их взгляды (из воспоминаний В, О. Топоркова):
«- Самое замечательное место во всей сцене - игра в шашки. Разве вам не кажется, что это так?
- Она останавливает ритм сцены.
- Вот тебе раз! Самый напряженный момент сцены, и вдруг... Да тут бешеный ритм.
- Мы не понимаем... Сидят и двигают шашки...
- А вы были на шахматном турнире? Там тоже сидят и двигают, а между тем бывают чрезвычайно напряженные моменты. Вы говорите, что много работали над этой сценой. Это хорошо, но, очевидно, работа шла не в том направлении. Расскажите, как вы работали, что делали.
Мы подробно рассказали ему все, что могли».
Убедившись, что артисты неточно представляют себе размер ставок, от которых и зависит напряжение, Станиславский предложил еще раз продумать этот вопрос.
«В конце концов было установлено: Ноздрев мог иметь до двухсот умерших крестьян, числящихся живыми, то есть тех, какие и нужны были Чичикову. Заложив их в случае выигрыша в опекунском совете по двести рублей за душу, он получил бы сорок тысяч наличными деньгами.
- Вы теперь понимаете, какую игру вел Чичиков? Рискуя ста рублями, он мог выиграть сорок тысяч рублей, то есть целое состояние. Вот что прежде всего, со всей отчетливостью, вам надо понять. Вы чувствуете, что значило для него каждое движение шашки и каково ему было пережить, когда этот великолепный куш сорвался из- за шулерской игры Ноздрева! Подумайте обо всем этом хорошенько и постарайтесь понять, что бы вы делали при данных обстоятельствах».
На следующей репетиции Станиславский стал развивать свои взгляды на психологию шашечной борьбы.
«- Вам нужно выиграть во что бы то ни стало. Может быть, тут вопрос чести, жизни, чего хотите. Шашки - это не игра на счастье, это уменье, расчет. Чтобы не прозевать, не упустить благоприятного момента для удачной комбинации, что нужно прежде всего мобилизовать в себе? Припомните моменты из вашей жизни, о которых вы так интересно рассказывали.
- Какой цвет глаз у Москвина? Зачем вы сейчас проверяете? Вы же должны и так знать: вы столько раз играли с ним в шашки на репетициях! Неужели вам даже не запомнился цвет его глаз? Чего же не хватало у вас, что выпало у вас?
В чем вы нарушили природу азартной игры в данном случае? Вы были невнимательны к своему партнеру, к Москвину. Отсутствовал элемент внимания, обостренного внимания. Вот с него надо было начинать работу: тренировать свое внимание, задавать задачи своему вниманию, развивать способность быть внимательным к действиям партнера, сначала хотя бы к самым простейшим, далее - к более тонким и затем к тончайшим... Тренируйтесь в этих действиях. Вы хорошо играете в шашки?
- Нет, слабо.
- Расставьте шашки на доску, начинайте играть... Для чего сделали этот ход? Вы, прежде чем сделать его. продумайте два-три хода вперед и постарайтесь предугадать, какими ходами вам может ответить Москвин и в каком положении будут после этого ваши шашки. Сосредоточьте свое внимание на этом... Угадали ходы Москвина?
- Нет.
- Играйте дальше, только опять соображайте на два хода вперед да следите при этом за левой рукой Москвина: он стащит со стола вашу сторублевку. Иван Михайлович, попытайтесь это сделать, а вы, Василий Осипович, вовремя успейте прикрыть кредитку, прежде чем Иван Михайлович чуть двинет руку в этом направлении, и думайте, думайте о своих ходах в шашки... Ну-с. продолжайте игру. Только играйте по-настоящему и до конца. Мы посмотрим, кто из вас лучше играет...
Э!.. Вот видите, сторублевки у вас уже нет, это невнимание... Иван Михайлович, вы слишком заметно сплутовали, Чичиков сейчас же откажется с вами играть. Для этого надо найти подходящий момент... Продолжайте играть».
Подводя итоги тем кропотливым тренировкам, Топорков отмечал:
«- Долго шли эти наши упражнения. пока не совершился наконец тот перелом, который неизменно наступает как результат верной направленности и настойчивости в работе. Мы уже углубились по серьёзному в нашу шашечную игру, внимательно следим за каждым движением друг друга, и поэтому самое сидение наше на стульях неспокойно. В этом уже ощущалась напряженность внимания двух азартных игроков, их ритм, а наигранное внешнее спокойствие в произнесении фраз «Давненько не брал я шашек в руки», «Знаем, как вы плохо играете в шашки», еще более подчеркивало подлинные переживания двух игроков. Я видел, как горели глаза Москвина. А впоследствии эта сцена стала нашей любимой сценой во всем спектакле».