Название этого направления моего расследования мне дала … преподавательская некомпетентность, собственно, описка, оказавшаяся иным значением. Тема начиналась словами «Развитие франшиз на рынке…», а преподаватель написал «франшизм». Я удивился и на всякий случай обратился к словарям в Интернете. В теме получалось, что «франшизм» - родительный падеж и множественное число, единственное число по нормам русского языка должно быть «франшизма», то есть это женский род, но данного слова в женском роде я не нашёл. Мне удалось найти очень мало и в мужском роде и единственном – «франшизм», но это означает, что речь идёт о так называемом «чёрном франчайзинге». Вот что я нашёл:
«Франшизм», или тёмная сторона франшизы
Есть такой формат, по которому развивается, в основном, розничный бизнес – это франчайзинг. Но мы ведь живем в России: там, где появляется что-то новое, обязательно находятся несколько предприимчивых людей, которые захотят на этом «нагреться». Появилась так называемая черная франшиза, когда большой бизнес умышленно за чужие деньги изучает рынок. Мы назвали это «франшизм».
Поясним: в свое время некая сеть магазинов электроники продавала франшизу во многие города. Спустя пару лет франчайзер прекратил поддержку партнеров, многие магазины перестали существовать, а владелец сети, изучив рынок, открыл четыре гипермаркета в самых выгодных городах. Или другой вариант: сотрудничество продолжается, но франчайзер открывает в самых прибыльных местах подобные магазины другого бренда и, путем демпинга, вытесняет магазины своих франчайзи. Что получается: большая компания за полтора миллиона дала попользоваться неким известным брендом местному предпринимателю. Он вкладывал в этот бренд: в вывеску, в магазин, в стеллажи - хорошо, если эти деньги окупились в течение двух лет. Франчайзер же, не тратя ни копейки, изучил рынок и нашел для себя выгодное решение.
По сути, со стороны большого бизнеса это настоящий геноцид по отношению к мелким предпринимателям
Но сейчас я не просто веду журналистское расследование, но и намеренно стараюсь придать этой изначально ошибке новое, самостоятельное значение, как это было со словом «бюрокрад», обозначающим чиновника-плагиатора (вариант: депутата, «эффективного менеджера» и др.). Связано это с предыдущим делом – о массовом выбросе положительных отзывов о заслуживающей откровенно противоположного компании HomeWork. Конечно, я давно не верю ресурсам отзывов и много рассказывал и о подложных как хороших, так и плохих отзывах, о функции «управления отзывами», достоверно известной мне с 2012 года. И столь большой выброс за столь короткий срок тоже настораживает. Но оказалось, дело получило продолжение, так как выявился новый вид субъектов паразитирования на образовании.
Пиарасты и мордомейкеры
Я слышал немало о «биржах отзывов» и покупке ссылок. И кое-что даже видел, например, заказ о написании 10 положительных отзывов за 100 рублей на книгу сомнительного содержания. И тем не менее, найденный мной ресурс Alldoski.ru напомнил мне речь мерзавца Патрика Дрискола – ассистента-антагониста из книги Г. Мало «Без семьи»:
- Обратите внимание на цены! Какие низкие цены! Более дешёвых вы нигде не найдете. Так как я сам никогда не плачу за товары, то и могу продавать их дёшево. Я не продаю, а отдаю почти задаром! Обратите внимание на цены! Смотрите, какие цены!
И я слышал, как люди, отходя, говорили:
- Товары, должно быть, краденые.
- Да он и сам этого не скрывает.
Если бы покупатели взглянули на меня, то по моему красному от стыда лицу поняли бы, что их предположения правильны.
Даже не скрывают в рекламе, что отзывы ... поддельные (заказные)
Точно так же преподаватели (особенно в бывшем СПб ГУСЭ на кафедре товароведения во главе с М.И. Дмитриенко) не скрывают, что не читают работ. Но это не мешает им оценивать работы. И студенты, запуганные или обманутые ими, молчат, хотя следует прибегнуть к таким приёмам «ультрареволюционного авантюризма», как избиение преподавателей. Но пока этого не произойдёт, Дмитриенко из ГУСЭ будет и дальше борзеть от безнаказанности.
И Alldoski.ru тоже не скрывают, что пишут заказные отзывы. Правда, отзыв стоит не 10 или 15, а от 90 рублей при оптовой партии от 100 отзывов!
Это уже не «артурогрантовские» продающие тексты, а откровенные отзывы, не соответствующие действительности. Не знаю, как назвать таких субъектов, паразитирующих на рынке. Пиарасты, мордомейкеры, что ли …
Они имеют на фрилансовых ресурсах статусы привилегированных пользователей и пользуются спросом у рефератных посредников, иначе чем объяснить массовые отзывы, на которых они как раз и специализируются.
Самое интересное, пишут эти «пиарасты» и «мордомейкеры», как и преподаватели, тоже с ошибками:
Принцип нашей работы:
Исходя заявленной тематике, наши специалисты подбирают подходящие площадки.
Далее мы выбираем только те ветки, на которых ведётся оживлённое общение.
Копирайтеры нашей компании, напишут уникальные отзывы о компании и разместят их в нужных ветках. В таких отзывах говорится о Вашей компании с положительной стороны.
Реклама через отзывы на форуме, приносит массу эффекта.:
- привлечение внимания Вашей целевой аудитории
- формирование положительной репутации
- переходы потенциаальных клиентов на Ваш сайт
- вечные ссылки, т.к сообщения размещаются с ссылкой на сайт.
Для заказа услуги, достаточно позвонить нам или отправить заявку, с указанием кол-ва желаемых размещений.
Но отзыв за 90 рублей отличается от отзыва за 15 рублей только ценой. Он не соответствует действительности, и верить ему, если подумать, не станут.
Более того, я не советую вообще иметь дел с подобными ресурсами. Как только кто-то не сможет оплачивать их завышенные запросы, они сбивают позиции в поисковых системах и начинают писать уже плохие – тоже подложные - отзывы на тех же самых ресурсах, чтобы иметь повод вновь вынудить платить. Ведь условием сотрудничества у таких компаний обязательно бывает доступ к управлению сайтом легковерного заказчика, то есть единожды приняв их условия, пользователь окажется беззащитен от агрессий в Интернете.
ООО «Голодные игры»
На фрилансовых ресурсах заказать можно не только отзывы о себе, – да что угодно, считающееся объектом «интеллектуальной собственности», так как это общее понятие, не разделяющее качественные объекты и такие, которые лучше бы не появлялись, а ещё лучше – чтобы никогда бы не родились на свет те, кто их создал. Да, насколько бы мир мог быть лучше, если бы не появились на свет Сьюзен Коллинз, Рик Янси, Андрей Звягинцев. И если «Левиафан» последнего – одиночный фильм, то «шедевральное творчество» первых – это «супергаррипоттеровщина», когда быстро пишутся книги, экранизируются они на ходу (фильм по первой книге снимают тогда, когда вторая только-только анонсирована, а третья существует только в виде плана), а далее – компьютерные игры, сувениры, торговые марки и прочее околокнижное сопровождение, дающее большую прибыль, нежели доход от продажи книг и проката фильмов.
По ходу работы я однажды задумался, как создаются «новые франшизы», подобные «Голодным играм». У меня даже появилось предположение, что может существовать некая организация «на один проект», условно – некое ООО «Голодные игры», где есть куча администраторов, один исполнитель-координатор-редактор, под чьим именем выходят книги (обычно – три, это сейчас модно), толпа внештатных литературных негров.
Координатор-редактор может быть частично известным или новым, но обязательно – с определённым видом отклоняющегося поведения, а именно – способным на что угодно ради незначительной премии-подачки, будь то фирменные часы от HomeWork или «Золотой глобус». Он скорее старший исполнитель, а не руководитель. А среди администраторов есть такие, которые в правительственных кругах выбивают или мягко выпрашивают субсидии (которые можно потратить на нечто более полезное), договариваются об экранизации на ходу. То есть – выдуривают деньги и у правительства, и у бизнеса через посредников.
Быстро появляются «околопроектные» картонные поделки, ярко раскрашенные, всякие игры-стрелялки и прочее. Обязательно в штате ООО «Голодные игры» или ООО «Пятая волна» есть свои «пиарасты» и «мордомейкеры».
Надо сказать, что такая «оперативность» связана с массовым запугиванием и массовой ложью. Так происходит в рефератном деле, по тем же самым алгоритмам создаётся и массовая культура. Выбор тем не случаен: пусть какой-нибудь Апофис или пришельцы, пусть свиной грипп или потоп, но только ни в коем случае не революция. Этим и объясняется массовое появление скороспелых «франшиз», своеобразный кошмарный «франшизм» со спросом на подложные угодные отзывы, сопровождающие все эти «проекты эффективного менеджмента».
Ведь сколько достойных книг до сих пор не экранизировано, и в стольких же случаях экранизацией искажён авторский замысел!
Столько курсовых и контрольных я написал, что суждение по аналогии стало обычным. И поэтому вновь обращаю внимание: исполнитель, подумай о последствиях того, что ты пишешь.
Кстати, ни HomeWork и подобные ему посредники, ни фрилансовые биржи не способны в силу самой организации «добычи денег» помочь студенту, в отношении которого преподаватель не выполняет своих обязанностей по научному руководству. Помощь ему может оказать только настоящий исполнитель-наставник, и нужно, чтобы таких было больше. А «эффективных менеджеров» нужно к чёрту посылать.