Дипломный проект, 2014, № 9
Кабинет методиста
Актуальные проблемы преподавания истории Древнего мира в современной школе
© В.И. Уколова
При отмечающемся в последние годы возрастании у российского общества интереса к истории, он больше концентрируется на осмыслении исторического пути нашего Отечества. Обращение же к предыстории человечества и к истории древнего мира носит либо профессиональный характер, либо оттенок интеллектуального любопытства. В школьном курсе всеобщей истории заметно стремление сократить изучение истории древнего мира, при этом главными предлогами оказываются временнaя отдаленность и мнимая «несвязанность» с современностью. Все это делает чрезвычайно важным умение показать детям двадцать первого века, что без достижений древних цивилизаций наш мир просто не существовал бы. Современная человеческая цивилизация, глобальная и информационная, технологическая и рационалистическая, связана с историей древнего мира прочнейшими узами преемственности, как взрослый человек связан со своим детством, в котором формировалась его личность, отношение к миру и к другим людям, закладывались основы не только характера, но и всего жизненного пути.
В преподавании истории древнего мира центральное место занимает учебник. Он должен ввести детей в мир истории, каким тот предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что история древнего мира жива и для сегодняшнего дня, составляя фундамент современной цивилизации. Программу и учебник следует ориентировать на то, чтобы дать возможность учащимся овладеть определенным объемом знаний по истории древнего мира и пробудить в них стремление к поиску ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: кто мы, откуда мы, и куда мы идем? Основная направленность курса – гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль.
Оптимальный путь освещения истории древнего мира, доминирующий сегодня в мировой науке и педагогической практике, не фактологический или социологический, а цивилизационно-гуманитарный. При этом в центре внимания оказываются комплексные характеристики древних обществ с особым вниманием к культуре и религии, к человеку, его поведению, образу жизни, ментальности, повседневности.
Целесообразно создать в процессе преподавания системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира; пробудить у учащихся понимание единства, всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления, ибо факты могут забыться, а тип мышления, творческого и аналитического восприятия истории останется формирующей чертой личности.
В результате изучения курса древней истории учащиеся должны получить базовые знания по истории древнего мира, освоить навыки работы с учебными текстами исторического характера, научится понимать вопросы и задания и правильно выстраивать ответы. У них также должны выработаться умения осмыслять доступный для их возраста исторический материал, давать общие характеристики цивилизаций и культур, сопоставлять факты, события, личности, анализировать фрагменты исторических источников, на своем уровне правильно оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.