Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.03.2024, 13:53
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Остров Горн, 2014, № 4
 
Социология
 
Анализ воздействия мультфильма на моральные установки зрителя (на примере мультфильма «Симпсоны»)
 
© М.И. Яновский (Донецк, Украина)
 
Окончание, читать сначала
 
Организация и методы исследования
 
Предмет нашего исследования - воздействие мультфильма на моральные установки зрителей.
Испытуемыми в исследовании были лица, в наибольшей мере интересующиеся данным мультсериалом, подростки. Предварительный опрос испытуемых и экспериментальной, и контрольной групп показал, что все они многократно смотрели его по телеканалам или в видеозаписи. Специфика экспериментального воздействия состояла лишь в систематическом ежедневном просмотре данного мультфильма в течение двух недель.
Испытуемыми были учащиеся V-VII классов (13-14 лет) общеобразовательных школ г. Донецка. Общее число испытуемых 60 человек. Из них 30 человек экспериментальная группа (17 девочек, 13 мальчиков), 30 человек контрольная группа (12 девочек, 18 мальчиков).
В экспериментальной группе процедура исследования состояла в демонстрации видеоматериала серий мультипликационного фильма «Симпсоны» в течение 15 дней, по одной серии в день. Количество демонстраций было выбрано по аналогии с количеством экспозиций, нужных для фиксации установок в эксперимента Д.Н. Узнадзе (1966). Мы, однако, полагаем, что формирование установок происходит и при однократной экспозиции но в этом случае их уровень не достигает порога возможностей диагностических методов.
Диагностика с использованием методик проводилась до и после серии демонстраций.
В контрольной группе исследование проводилось также в два этапа: первичная диагностика теми же методиками, что и в экспериментальной группе и по истечении 15 календарных дней повторная диагностика. Время первой и второй диагностики: в экспериментальной и контрольной группах в целом совпадало.
Исследования проводились во время, удобное для испытуемых, небольшими: группами учащихся. На проведение каждого сеанса исследования затрачивалось примерно 30 минут.
Диагностический аппарат исследования составили методики на определение таких социальных установок личности, которые включают в свой состав моральные установки в той или иной степени. При отборе методик мы руководствовались как социальной значимостью возможных изменений установок, так и обоснованным российским психологом А.А. Девяткиным (1999) представлением о том, что установки (в том числе социальные и, в частности, моральные) являются «соединительным звеном» между личностью и ситуацией, или шире жизненной средой. Таким образом, по нашему мнению, «вхождение» зрителя в среду, в психологическое пространство фильма будет отражаться в актуализации и в соответствующих трансформациях установок личности.
Для определения установок были выбраны следующие методики.
  • Средние уровни социально-психологических установок испытуемых до и после демонстрации 15 серий «Симпсонов»
  • Методика О.Ф. Потемкиной для диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (Практическая психодиагностика, 2001, с. 641-648). Методика заключает такие шкалы, как: ориентация на деньги, на труд, на эгоизм и т.д.
  • Методика В.В. Бойко для определения коммуникативных (деструктивных) установок в межличностных отношениях, Там же, с. 297-303). Ее шкалами являются: завуалированная жестокость, открывая жестокость и т.д.
  • Методика Ю.А. Клейберга (2004) ля диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (три уровня склонности: низкий, средний или высокий)
Поскольку просмотр большого числа серий, как показало исследование, оказал определенное негативное влияние на моральные установки испытуемых, после эксперимента с ними были проведены коррекционные занятия для снятия данного негативного психологического эффекта. Возможность эффективной коррекционной работы в подобной ситуации показана в исследовании А.С. Злобиной (2003).
Наше исследование было проведено совместно с И.Д. Ивановой (Иванова, 2011).
Следует сказать о проблеме, возникшей в ходе исследования с контрольной группой. К сожалению, как показала обработка данных после проведения эксперимента, нам не удалось достичь равенства контрольной и экспериментальной групп (см. табл. 1 и 2).
 
Таблица 1 - Результаты исследования (здесь и далее полужирным начертанием выделены наиболее значимые результаты)
 
Таблица 2 - Уровень деструктивных установок в межличностных отношениях до и после демонстрации 15 серий «Симпсонов»

 
Вероятно, причина в том, что в экспериментальную группу участники набирались добровольно, в нее попали подростки, которым мультфильм «Симпсоны» интересен. Такие подростки имели отличия: более выраженные установки на результат и на деньги (табл. 1), на открытую жестокость (табл. 2). Собственно, это само по себе интересно как побочный результат исследования, в основном подтверждающий выдвинутые предположения о воздействии «Симпсонов» на зрителей. Однако методологически неравенство экспериментальной и контрольной групп несколько снижает ценность полученных результатов.
В силу невозможности повторного проведения эксперимента мы будем опираться на полученные данные. Поэтому следует разобраться, как в нашем случае неравенство двух групп может повлиять на интерпретацию результатов. Мы полагаем, что исходные отличия экспериментальной группы можно считать некоторой промежуточной переменной (определенной предрасположенностью), которая может обусловливать изменение моральных установок при просмотре «Симпсонов». Это хотя и ограничивает возможность экстраполяции наших выводов на всю подростковую аудиторию, но отнюдь не мешает говорить о том, что по крайней мере в отношении части (причем немалой, учитывая популярность мультфильма) подростков выводы нашего исследования справедливы.
Результаты по методике О.Ф. Потемкиной для диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере представлены в табл. 1. Из нее видно, что после просмотра 15 серий мультфильма «Симпсоны» статистически значимо понизилась ориентация на процесс (с 5,57 балла до 4,73), усилились ориентация на власть (с 4,93 до 6,33) и ориентация на деньги (с 6,53 до 7,63). На уровне тенденции понизилась ориентация на альтруизм (с 3,93 до 3,07). В контрольной группе не обнаружилось значимых различий показателей между первым и вторым этапом диагностики.
Результаты по методике В.В. Бойко для определения деструктивных установок в межличностных отношениях представлены в табл. 2.
Из нее видно, что по шкале завуалированная жестокость наблюдается значимый рост среднего показателя с 9,67 до 12,77 балла. Также мы видим существенное увеличение среднего показателя негативный личный опыт, которое, тем не менее, оказалось ниже уровня статистической значимости. Однако использование ф*критерия Фишера подтвердило наличие значимого роста этого показателя. Так, общее по этому показателю «до» и «после» t составило 9,2. Число испытуемых с уровнем этого показателя выше 9,2 составило 12 человек до просмотров мультфильма и 19 человек после. Такое возрастание значимо (ф* = 1,824; р < 0,05). Существенного изменения каких-либо показателей установок у испытуемых контрольной группы обнаружено не было.
 
Таблица 3- Распределение числа испытуемых по уровням выраженности склонности к преодолению социальных норм и правил до и после демонстрации 15 серий «Симпсонов»

 

 
По методике Ю.А. Клейберга для диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил наблюдалось существенное различие (в сторону ростам между средними показателями до и после эксперимента. Однако примерно такие же различия были и в контрольной группе. Единственное существенное отличие экспериментальной группы в значимом приросте числа испытуемых с высоких: уровнем показателя (чего не наблюдается в контрольной группе) (табл. 3). Для статистического анализа мы применили <р*-критерий Фишера. Возрастание числа испытуемых с высоким уровнем показателя значимо (<р* = 1,994; р < 0,03). В контрольной группе возрастание незначимо (ср*= 0,864).
 
Обсуждение и интерпретация результатов
 
Представленные результаты соответствуют предположению, что при длительном восприятии фильма с однозначным делением совокупности персонажей на положительных и отрицательных возникает парадоксальное соскальзывание зрителя в принятие качеств и моральных установок отрицательных персонажей. Так, усиление ориентаций на власть и деньги в экспериментальной группе (табл. 1) невозможно объяснить подражанием положительным героям мультфильма Симпсонам. Власть и деньги, ориентация на них (обратим внимание на особенно большой рост ориентации на власть) это в данном мультфильме, как правило, атрибуты антагонистов Симпсонов социально успешных и причастных к власти директоров, бизнесменов и т.д., во всяком случае, не членов семьи Симпсонов. Тенденцию к снижению ориентации на альтруизм можно рассматривать как результат того же процесса.
Данные эмпирические результаты вписываются также в выявленную в нашей предварительной психологической характеристике визуального стиля «Симпсонов» направленность на формирование установки на «самоутверждение».
Снижение ориентации на процесс стоит несколько особняком. На наш взгляд, оно означает появление установки на упрощение, на неподдержание тех длящихся процессов, которые для своего дления требуют усилий субъекта. К таким процессам относится, например, деятельность. Если так, то это соответствует нашему предположению о формировании фильмом такого «психологического поля», которое настраивает зрителя на редукцию напряжений. Напомним, выше, в нашем предварительном анализе, мы говорили о возможной способности двухкомпонентного психологического поля персонажей мультфильма сбрасывать психологические напряжения зрителя.
Завуалированная жестокость совпадает с «лицемерием и коварством» антагонистов Симпсонов (см. выше данную им нами характеристику), и ее рост, на наш взгляд, еще раз подтверждает идентификацию зрителей не с Симпсонами, а с их антагонистами (впрочем, данный показатель может быть истолкован и как результат «заражения» общим сатирическим настроем мультфильма). Напомним, выше говорилось, что «лицемерие» и причастность к власти вместе создают одностороннюю непроницаемость границы в психологическом пространстве: «я контролирую, меня не контролируют». То же самое в другом аспекте: «мне можно то, что другим нельзя», это, вероятно, обусловливает также и значимое увеличение количества случаев высокой склонности к преодолению социальных норм и правил (табл. 3). Напомним также, что выше мы определяли показное нарушение норм (которое является косвенным признаком захваченности негативизмом, образом «плохого» героя) как возможный эффект воздействия особенностей структурирования видеоряда в «Симпсонах».
Рост показателя негативного личного опыта (табл. 2) подтверждает нашу идею, изложенную в теоретической части, что психологическое воздействие фильма происходит через воссоздание виртуальной среды, в которой зритель как бы проживает определенные жизненные ситуации, т.е. имитируется получение им жизненного опыта или создается образ жизненного опыта, который принимается зрителем как свой. Поэтому мы и можем говорить, что изменение установок здесь сопряжено с «движением» внутри переживаемого жизненного пространства.
В заключение обратим внимание на возможность истолкования эффекта идентификации зрителя с отрицательными персонажами реализацией эффекта «контрастной иллюзии» по Д.Н. Узнадзе. Вероятность возникновения ее на материале серии изображений с морально значимым содержанием была ранее показана в одном из наших исследований (Яновский, 2008). При такой интерпретации можно говорить также о формировании («фиксации») у зрителей соответствующих установок.
 
Выводы
 
Мультфильм «Симпсоны» изменяет установки зрителей. В частности, он усиливает установки на власть и деньги, а также на завуалированную жестокость в межличностных отношениях. Кроме того, под воздействием данного мультфильма испытуемые больше акцентируются на негативном личном опыте.
Данный эффект находит объяснение в рамках теории поля К. Левина как результат происходящей в силу большей легкости с точки зрения устройства поля взаимодействующих персонажей идентификации с отрицательными героями мультфильма. Наблюдаемые эффекты воздействия мультфильма могут обобщенно рассматриваться как формирование установок на личностное самоутверждение в сочетании с вероятной «захваченностью» самосознания зрителя образом «плохого» персонажа, т.е. негативизмом.
 
Автор ссылается на следующие источники:
 
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.
Берковиц Л. Влияние сцен насилия на зрителя // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. Т. 2. С. 11-28.
«Ватикан назвал сюжеты Симпсонов "реалистичными и умными”». URL: [http://sd.net. ua/2009/12/24/vatkan__smpsons.html] (дата обращения: 19.01.2014).
Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: монография. Калининград: Калинингр. ун-т, 1999.
Деллюк Л. Фотогения. М.: Новые вехи, 1924.
Джин Р.Г., Стоннер Д., Шоуп Г.Л. Агрессия способствует агрессии: данные против гипотезы катарсиса // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003. Т. 2. С. 29-43.
Жинкин Н.И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня: Сб. М.: Искусство, 1971. Вып. 2. С. 214-254.
Жмырова Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 303-306.
Злобина А.С. Влияние морально-инверсированных видеосюжетов на социально-психологические качества личности подростка: Дис.... канд. психол. наук. Самара, 2003.
Иванова И.Д. Влияние многосерийных мультипликационных фильмов на моральные установки подростков: магистерская работа. Донецк: ДонНУ, 2011.
Каночкин Л. Влияние американских мультфильмов на сознание детей. 2008. URL: [http:// www.foru.ru/slovo.l7705.1.html] (дата обращения: 19.01.2014).
Карпова Н.Л. и др. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя / Карпова H.Л., Данина М.М., Кисельникова Н.В., Шувиков А.И.// Вопр. психол. 2011. № 4. С. 87-97.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособ. для вузов. М.: Сфера, 2004.
Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журн. практич. психологии и психоанализа. 2005. № 2. С. 13-16.
Корнеева Т.В. Ребенок в информационном пространстве // Вестн. Моск. городского пед. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2008. № 3 (26). С. 70-78.
Красникова А. Звери Трубадура. Анализ мультфильма «Бременские музыканты». 2012. URL: [http://www.popsy.ru/artcles/full/stat/zver_trubadura_analz_multflma_bremenske_ muzykanty] (дата обращения: 19.01.2014).
Лорензини Л. Дети и мультики // Психолог и Я. СПб., 1994 (декабрь). URL: [http://www.sunhome. ru/psychology/l1218] (дата обращения: 19.01.2014).
Маркина О.С. Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма (на примере фильма Р. Быкова «Чучело»): Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2010.
Маркова Н.Е. Глобальный эксперимент над детьми (интервью). 2004. URL: [http://rusk.ru/ st.php?dar=318182] (дата обращения: 26.01.2014).
Маркова Н.Е. Экспертное исследование содержания некоторых серий мультсериала «Гриффины и Симпсоны». 2005. URL: [http://www.rkomtet.ru/meda/rghts/rentv/razdel/expert] (дата обращения: 19.01.2014).
Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2010.
Павлова Л. Насилие и жестокость товар (интервью). 2005. URL: [http://www.r-komtet.ru/ meda/rghts/rentv/razdel/15072005] (дата обращения: 19.01.2014).
Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001.
Смыков И.А. Исковое заявление, 2005. URL: [http://www.r-komtet.ru/sm/sk_REN-TV.htm (дата обращения: 19.01.2014).
«Темный рыцарь. Возрождение легенды». URL: [http://ru.wkpeda.org/wk/Teмный_pыцарь:_Возрождение_легенды] (дата обращения: 19.01.2014).
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Яновский М.И. О возможности интерпретации «эффекта Узнадзе» с позиции теории поля // Тези доповщей Мiжнародной науковопрактичной конференцiи «Харкiвська школа психологи: спадщина сучасна наука» (19-20жовтня 2012 р.). Харкiв: ХНПУ, 2012а. С. 301-302.
Яновский М.И. Проблема изменения Я-концепции под влиянием просмотра кинофильма // Вопр. психол. 20126. № 1. С. 92-99.
Яновский М. И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в киномонтаже // Психол. журн. 2008. Т. 29. № 1. С. 46-53.
Bandura A., Ross D., Ross S.A. Transmsson of aggresson through mtaton of aggressve models // J. Abnorm. and Soc. Psychol. 1961. V. 63. P. 575-582.
Johnston D.D. Adolescents’ motvatons for vewng graphc horror // Human Communcaton Research. 1995. V. 21. N 4. P. 522-552.
KrshS.J. Cartoon volence and aggresson n youth // Aggresson and Volent Behavor. 2006. V. 11. P. 547-557.
 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz