Социология
Антисоциальная сущность социальной рекламы
© Даниил Печерников
В современной коммуникативной среде естественный язык является важнейшим и универсальным средством общения, но совсем не единственным. Именно во взаимодействии со знаками иной природы (например, иконическими) вербальные знаки наиболее успешно реализуют свои коммуникативные функции. В человеческом употреблении сегодня имеется большое количество семиотически неоднородных текстов, которые в самом общем виде называются креолизованными. Под семиотическим термином «креолизованный текст» понимается текст, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык.
Основная задача текста заключается в том, чтобы обеспечить читателю или зрителю оптимальные условия для понимания и интерпретации. Поэтому, учитывая характер и назначение текста, автор может обращаться к тем или иным средствам выражения – языковым и неязыковым. Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность семиотического текста, его коммуникативный эффект, поскольку сочетание разнокодовых сообщений дополняют и поясняют друг друга.
Креолизованный текст широко используется в социальной рекламе и часто носит откровенно манипулятивный характер. Вот несколько примеров:
1. Видеореклама в Санкт-Петербургском метрополитене, применявшаяся в 2010 году, вызвала следующий отзыв: «Не могу не обратить внимание на манипулятивные технологии в социальной рекламе в Санкт-Петербурге. На станциях метро, в основном на новых линиях (оранжевой и фиолетовой) установили мониторы, которые показывают так называемую «социальную рекламу». Особенно в последнее время вошли в моду ролики в стиле скандального мультфильма «Южный Парк». Видел сегодня на «Чкаловской» такой «шедевр» (нарочно пишу в кавычках, чтобы не скрывать своего отношения): какой-то мальчишка не уступает места старикану, а тот, на самом деле, эдакий колдун-пердун оказывается, и тут же прибегает к своему колдунству и превращает мальчишку в жабу. И далее в пол-экрана написано: «Уступайте места инвалидам и пожилым людям» (или что-то в этом роде). Я в таких случаях всегда припоминаю слова Фазиля Искандера: «Не каждая старость достойна уважения». А в отношении таких приёмов воспитания этого уважения - я всегда был против них. И с удовольствием мечтал надругаться над ними зеркальным приёмом: во все сказки подобного рода вмешивается могущественнейший сверхволшебник (тогда ещё не существовало книг Сухинова, но ясно, кто подходит под это требование), который абсолютно защищён от любых чар, а сам по своему беспределу отменяет и изменяет чьи угодно, да ещё и карает инициаторов этих чар. Пора создавать своеобразный мир «тёмной» сказки, где нет места поучениям. Тем более, давно замечено, дети, относимые к «трудновоспитуемым» достигают всегда большего, чем «воспитанные», покорненькие, массовое получение которых и есть одна из целей социальной рекламы, вроде описанной мной» (источник – «Форум Изумрудного города», комментарий написан пользователем, зарегистрированным под ником Пакир – чтобы было известно: это имя короля Тёмных магов острова Горн в книгах С.Сухинова; равного ему мага, если не считать уже оставившего наш мир Торна, главы Светлых магов Атлантиды, ни у Сухинова, ни у других авторов никогда не было).
Один из немногочисленных рисунков (книги С.Сухинова иллюстрировал художник М.Мисуно), где показан Пакир - это, пожалуй, самый зловещий его вид, так как могущественнейший из магов мог принимать любые виды - от красивых женщин до устрашающих чудовищ
2. Петербуржцы задолжали за услуги ЖКХ 4 млрд. рублей. И гражданам решили в виде мрачного комикса на обороте квитанции напомнить, что, если не платить за свою обжитую квартиру или комнату, придется жить как в конуре - выселим по суду! Это не первый пример креатива коммунальщиков. Во всех пунктах «Петроэлектросбыта» и на станциях метро горожане видят постеры, изображающие сказочных героев коммунального эпоса: оживший электросчетчик на ножках и дремучую, злорадно скалящуюся старуху. Парочка пожаловала в гости к маргиналу в майке-алкоголичке со словами: «Сорок дней не платишь, Сеня, познакомься, баба Пеня!» Должника по неплатежам за услуги ЖКХ принято изображать тяжело пьющим и неблагополучным. На самом деле среди них встречаются вполне обеспеченные, приличные граждане.
3. Пример, явно содержащий сексуальную дискриминацию по типу «чёрного расизма» - в 2008 году в Санкт-Петербурге изготовили социальную рекламу - например, плакаты, где сидящий мужчина, окруженный стоящими женщинами (особенно пожилыми или беременными), изображен с головой свиньи. И что интересно, такую идею вторично выдвинула одна читательница Metro в 2010 году.
Вот эта статья из Metro
Плакат - так называемая социальная реклама 2008 года. Насколько это «творчество» согласуется с частью 3 статьи 19 Конституции России - решать читателям, как и о том, правильным является личное мнение или мнение окружающих (самым выдающимся в этом отношении был Мустафа Кемаль, который с подросткового возраста считал единственно правильной свою самооценку, а всё, что противоречило ей, считал ненормальностью).
4. Примеры из Москвы – манипулятивные технологии с одобрения православной церкви (примем во внимание, что любая религия – самая древняя манипулятивная технология сама по себе). Плакат С. Аракчеева изображает условную московскую улицу. Слева мы имеем два медицинских учреждения (с рекламой планирования семьи), три бренда напитков, одну закусочную. И женщину в машине, окружённую четырьмя тенями детей. Очевидно, так изобразили жертв абортов. Справа церковь, дерево и забор. Видимо, это все, что нужно «православной» – она изображена скромной в окружении четверых детей (соблюдено соответствие возрастов всех персонажей и численное равенство родившихся и неродившихся).
5. Петербургские магазины second hand выпустили буклеты в четырёхцветном исполнении (обычно чёрный, белый, оранжевый и зелёный), увязывающий сбыт своего товара с экологией.
Приводимые примеры свидетельствуют о том, что социальная на словах, реклама может оказываться настоящей антисоциальной, полностью манипулятивной, а значит – разрушающей. Манипуляция никогда ничего не была и впредь не будет способна создавать – она по самой своей природе разрушительна. Как-то в Санкт-Петербурге (те же 2009-2010 годы) проводился конкурс на самую глупую рекламу. И, несомненно, все перечисленные примеры могли быть выдвинуты по любой номинации и взять немало призов на этом конкурсе. Но ... видимо, кому-то это очень НЕ нужно...