Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 22.11.2017, 23:29
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 919
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Литературные прибавления к «Контрольному листку», 2016, № 1
 

Байки из кабинета Корпоративного Духа

 

© Даниил Печерников

 

Телефонный хулиган

 

 

Гостевые Духи с одобрения Корпоративного Духа используют обратную связь на сайте, прямую электронную почту и мобильный телефон для размещения самых неожиданных заказов.

Что нужно, если задание состоит в инсценировке исследования? И тема – «Мобильные телефоны как атрибут молодёжных субкультур», да ещё и в системе бронирования заказ записан как работа по эстетике, хотя стоило бы – по социологии. Файл с указаниями (по сути – недоработанными набросками) был прислан по почте, а затем неустановленный пользователь продиктовал требования по телефону.

Евгения Димова, курировавшая все заказы в онлайне, записала эту шутку и прикрепила файл, с указаниями. А поскольку два исполнителя кряду подвели, то работу передали мне, и поскольку отступать от заявленных требований не полагалось, получилось нечто вроде письма из Простоквашино.

 

Выбираем мобильные телефоны и выделяем пять типов субкультур для возрастной группы 15-30 лет

  • «помешанные»
  • «отвязные» (безразличные)
  • «протестующие» (отличаются небрежностью по отношению любым правилам)
  • «активные» («мобильная личность»)
  • «разведывательные личности»

Определяем общие требования. Обладание мобильным телефоном и его использование молодыми людьми, может рассматриваться не только в разрезе коммуникативных практик, но и как инструмент участия в деятельности молодежных сообществ, а также маркировки границ социальных сетей, в рамках которых действует индивид. Мобильный телефон в молодежной среде выступает в качестве ключа, необходимого для вхождения в те или иные сообщества и социальные сети.

Соответственно, используемые молодежью мобильные артефакты должны рассматриваться не только с точки зрения их функциональной эффективности, но и как инструменты самореализации личности в социуме. Символическая ценность владения мобильным телефонным артефактом последней марки в рамках молодежной субкультуры приобретает особую значимость, поскольку является стратифицирующим признаком. Субкультура молодежной мобильной коммуникации находится на начальном этапе развития, тем не менее, выявленные в настоящем исследовании особенности позволяют делать выводы о тенденциях развития, а также о направлениях дальнейших исследований.

Нельзя не отметить нарастающую антропоморфность мобильного телефона в молодежной субкультуре, он, действительно, становится другом, советчиком, рассказчиком, своим парнем – «мобилой», двойником, тенью, отражающей в человеке им самим выбранные стороны своей индивидуальности. Человек общается с самим собой, предъявляя себе при пользовании телефоном те визуальные и звуковые образы, которые он «скачал» из предложенного массива картинок и мелодий для звонков.

Названия мелодий, логотипы, картинки, открытки, доступные для каждой марки телефона, публикуются в специальных журналах (например, «Телефон», «МТС-ХPRESS» и др.), которые являются частью механизма распространения моды в «мобильной жизни». Журналы задают паттерны имиджевого восприятия определенных моделей телефонов: стильный телефон для молодежи, специальный телефон для женщин, для деловых людей, спортивный (противоударный, водостойкий, с компасом и т.п.) телефон. Таким образом, мобильный телефон приобретает статус репрезентанта своего владельца. Престижность марки, новейшая модификация, модные аксессуары, безлимитный тариф, не только демонстрируют высокое социальное и/или финансовое положение индивида, но и поднимают его на верхние ступени иерархической лестницы в молодежной субкультуре. На самом деле, в эту гонку за модой, в большей или меньшей степени оказывается вовлеченной вся молодежь, поскольку устаревшие (это может произойти уже через несколько месяцев после покупки) телефоны не в состоянии поддерживать новейшие протоколы и предоставлять новые возможности в области мобильной коммуникации. Выбора практически не остается: либо стать идейным маргиналом, аутсайдером и принципиально, с вызовом пользоваться допотопным «мобильником», либо включиться в гонку.

Поскольку музыка представляет собой главную составляющую молодежной субкультуры, количество мелодий, хранящихся в каждом телефоне, в результате регулярных скачиваний намного превышает действительно используемые в качестве звонков. Мир звуков «приручен»: в телефон можно занести любые звуки – музыку по нотам, гогот гуся или рев пожарной сирены. Так звонок от родителей может, к примеру, предваряться гимном России, а звонок от возлюбленного – «Не оставляй меня, любимый». К тому же музыку можно просто слушать, воспроизводя ее из мобильного телефона как из аудиомагнитофона или перебрасывая с помощью специальной технологии на электическое пианино.

1.В группе любовь или Фанатение (синоним «помешательства на чём-то» можно найти огромное количество изображений с сердечками и обнаженными женщинами, есть картинки и тексты из серии «ужасы» (всякого рода комбинации из черепов и т.п.), «мультики», «музыка» («I … Britney»), «спорт» («СПАРТАК ЧЕМПИОН»), «техника» («VOLVO») и пр. Присутствует много постмодернистской игры с социалистическими символами (СССР, серп и молот, Ленин, плакаты советской эпохи, например, «Не болтай!»).

Знаковыми параметрами мобильного телефона в молодежной субкультуре является все: марка телефона, форма корпуса, оператор и тарифный план, цвет панели, вид чехла, шнурок, наличие системы hands-free (включение и разговор через наушники), способ ношения. Возникает целая семиотическая система, связанная с тем, как и где носится мобильный телефон. Вообще в молодежной субкультуре мобильный телефон можно носить, где угодно.

Логотипы становятся заставками в режиме ожидания. В любом молодежном телефоне они составляют своего рода коллекцию, раскрывающую суть внутреннего мира владельца, его эстетические пристрастия и повседневные интересы. Подавляющее большинство текстов и электронных иллюстраций однозначно соотносится исключительно с молодежной субкультурой. Преобладает ирония, с претензией на афористичность, грубоватый молодежный сленг, порой не совсем приличный подростковый юмор. Среди предлагаемых текстов, к примеру, можно встретить такие: «сила, брат, в мобиле», «я тащусь», «аппарат ВИЧ-инфицирован» и т.п.

2.Для новой модели телефона «MAXON» так и постулируется: «Носи где хочешь» (в соответствующей рекламе – на ширинке у парня и вместо заколки у девушки). Так что, если телефон все-таки лежит в сумке – скорее всего, владелец видит в нем, прежде всего, средство коммуникации, ему не важно, каков телефон и как его воспринимают окружающие, главное – иметь возможность осуществить или принять нужный звонок. Примерно так же ощущает свой телефон человек, который носит его в кармане, только относящийся к жизни и вещам с оттенком небрежности, как к чему-то не слишком ценному, но полезному и приятному, и должному всегда быть под рукой. Телефон, прикрепленный к ремню брюк, выдает в своем владельце человека, выбравшего образ бизнесмена. Телефон, висящий на шее, как кулон, присущ девушкам, склонным к честолюбию, тщеславию, следящим за модой и не равнодушным к украшениям.

3.Телефон без чехла – признак некоторой небрежности, неаккуратности. Замысловатый (например, меховой) чехол – желание «выпендриться» или врожденное стремление к порядку, в котором все подчинено одному владельцу известной целесообразности, или просто забота о «мобильном друге», которому, как утверждают журналы, тоже нужна стильная «одежда».

4.Телефон с наушниками «hands-free» демонстрирует свободную, «мобильную» личность, которая, «не покладая рук», параллельно с приемом многочисленных входящих звонков занята каким-то важным делом (ведет автомобиль, подписывает документы и т.д.) или просто очень коммуникабельная особа, ценящая физическую свободу, в том числе рук. Последние модели таких наушников позволяют уже не доставать телефон даже для нажатия одной единственной кнопки, микрофон на изогнутой дужке располагается сбоку, рядом с уголком губ, как у диспетчеров экстренных служб и почти как у модных ныне специалистов по шпионажу.

5. «Разведывательный» характер мобильного телефона еще больше усиливается в разрабатываемых ныне новых моделях, в которых вместо PIN-кода (шифра, дающего допуск к пользованию телефоном) в память закладываются отпечатки пальца владельца и нескольких его «доверенных» лиц.

В результате в невербальную семиотическую систему повседневного поведения включаются новые жесты, связанные с мобильным телефоном: рука с телефоном (которого из-за его маленьких размеров может быть самого и не видно), поднесенная к уху; «клавиатурные» движения пальцев; подчеркнутый взмах кисти при открывании телефона-«раскладушки»; легкий удар пальцем в области мочки уха при включении микрофона «hands-free».

Конечно, многие элементы повседневной культуры, связанные с присутствием мобильного телефона в нашей жизни, имеют знаковый характер лишь внутри молодежной субкультуры, однако, нельзя не признать, что в ХХI веке именно молодежная субкультура во многом определяет сущностные характеристики общего семиотического пространства современной культуры, в том числе и сами правила, и механизмы смыслополагания.

 

К счастью, я не принадлежу ни к одной из этих групп. Деньги для меня – только средство платежа, мобильный телефон – только переносной передатчик для связи с заказчиками, признаю я только общественный транспорт (поэтому позирую пешим с единым проездным билетом), и ничего из перечисленного я не считаю статусным предметом. Я всего лишь умею, умею писать работы на заказ, и эту я нарочно написал в ироническом ключе, чтобы напомнить об этом. О мобильном телефоне с логотипом HomeWork сведений даже от Корпоративного Духа получить не удалось, а часы HomeWork мне не нужны, хотя тогда я ещё не осознавал этого.

 

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz