Контрольный листок, 2014, № 11
КОМКОН-2 нашего издательства
Безграмотность дипломников и сарказм научных руководителей
© Даниил Печерников
На пятнадцатом году жизни я прочитал «Понедельник начинается в субботу» (ещё не зная, что с одним из авторов мне доведётся встретиться; да, я побывал в 2007 году на встрече Бориса Стругацкого с читателями). Но тогда я сразу стал придумывать связанные истории (словосочетания «спин-офф» я тогда не мог знать и сейчас не применяю), в основном – из прошлой жизни отдельных сотрудников НИИЧАВО. Одно из таких историй начало положил фрагмент:
Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепно выполненное чучело одного старинного знакомого Кристобаля Хозевича, штандартенфюрера СС в полной парадной форме, с моноклем, кортиком, железным крестом, дубовыми листьями и прочими причиндалами. Хунта был великолепным таксидермистом. Штандартенфюрер, по словам Кристобаля Хозевича, - тоже. Но Кристобаль Хозевич успел раньше.
Сюжет я разыгрывал на ходу. Штандартенфюрер, друг Кристобаля Хунты, был расстрелян из-за интриг в канцелярии самого Гитлера. Хунта запросил его труп с целью якобы похоронить (так как родных и близких у штандартенфюрера не было), а вместо этого сделал из него чучело, с помощью простого колдовства заставил его двигаться и отдал приказ идти прямиком в ставку Гитлера, чтобы расстрелянный мог отомстить сам за себя. Здесь я несознательно использовал мотив фэнтези (даже не зная тогда не только самого приёма, но даже этого слова): мёртвые не могут погибнуть во второй раз. Я даже изображал, как чучело разгоняет охрану Гитлера, напрасно тратящую патроны, а затем врывается в ставку Гитлера и начинает его колотить палкой, преследуя всюду. В это время к Гитлеру является ничего не подозревающий Геббельс. И Геббельсу тоже досталось от чучела, хотя этот оказался сообразительнее, разломав подвернувшийся ему стул и начав фехтовать с чучелом штандартенфюрера, причём с переменным успехом. Но стоило Геббельсу зазеваться, как чучело штандартенфюрера, подкравшись сзади, дало ему такого тумака, что Геббельс на собственном каляме проехал по всем ступеням вниз.
Впрочем, то, что я задал как следует в этой истории Геббельсу через посредство чучела штандартенфюрера СС, - это игра, если сравнивать с тем, что ему и заодно его ведомству, ответственному за пропаганду в Третьем рейхе, устроили в Московском городском педагогическом институте. Совершенно случайно мне удалось найти первую главу работы на не названную точно тему, но относящуюся именно к пропаганде в нацистской Германии. Впрочем, по имени Геббельс назван только дважды, в том числе и в таком фрагменте:
Коммуникационный менеджмент как управленческая дисциплина активно используется в стратегической коммуникации (СК).
Сам термин «стратегическая коммуникация», это «сочетание двух понятий, мягкой силы и сдерживания, которые оказывают влияние на мировое общественное мнение». Данный термин напрямую подтверждает приемы, которые использовал Геббельс в фашистской пропаганде. Основной целью СК по определению американского военного аналитика Грега Колуси является воздействие на общественное мнение для донесения целевым аудиториям нужной государству информации. Для того чтобы эффективно влиять на общественное мнение, СК должны сфокусироваться не вокруг конфликта, а на управлении им. В качестве яркого примера неэффективного использования СК, по мнению этого автора, может послужить сам принцип гитлеровской пропаганды, этот принцип выражался в крайней деморализации. Руководство Третьего рейха сочли возможным с полным основанием представлять себя среди буржуазных кругов западной Европы в качестве антипролетарской силы, в тоже время выступая перед рабочими под личиной антикапиталистической партии, они в тоже время рекламировали себя и как нацистов и как социалистов. Нелепым обманом было название – «национал-социалистическая рабочая партия». Раушнинг писал: «Для национал-социалистов, чем противоречивее и иррациональнее учение, тем лучше, тем эффективнее оно».
Цитата свидетельствует о полной безграмотности автора (а это студент последнего курса!), замечаний можно сделать много, если по существу, но преподаватель ограничился только саркастическим комментарием
И Раушнинг такой же грамотей, как и Вы?
И именно такие комментарии-насмешки вместо настоящих замечаний встречаются по всему тексту, написанному всё так же бездарно.
Студент: Во второй половине XX века в практике внешнеполитических взаимоотношений между государствами стал широко применяться коммуникационный менеджмент (КМ). Но в действительности, «вожди» Третьего рейха некоторые методы коммуникационного менеджмента, начали использовать еще в конце 1936 года.
Становление КМ как управленческой дисциплины приходится на середину 1980-х гг. XX века, когда стремительное развитие технологий социального управления повлекло революцию в области социальных отношений. Развитие технологий в первую очередь затронуло область средств массовой коммуникации, дав возможность более эффективно использовать информационный ресурс в управленческих целях.
Преподаватель: Ну и переход! Логика равна нулю!
Студент: Факторами быстрого развития КМ в Третьем рейхе стали: Потребности в «захвате территорий» в 1935 году к Германии была присоединена Саарская область. В речи по радио Гитлер заявил, это моё …
Преподаватель (вставляя саркастический комментарий в предложение): корректор почему отключен, грамотей вы наш?
Студент: …последнее требование, но фашистские газеты уже начали кампанию за «возвращение» в рейх «немецких областей», которые почему-то!! оказались на территории Франции, Чехословакии, Польши и Литвы.
Преподаватель: Ну! Войну проиграли… Кстати, о восстаниях в Силезии ведаете?
Мало того, студент то и дело отвлекается на совершенно не имеющие к теме работы понятия, определения, страны и эпохи, но преподаватель оставляет это либо совсем без комментариев, либо так же некорректно вставляет их в середину того или иного предложения. И это даже не «чёрт знает, что», это значительно дальше чёрта. Вот образчик студенческой чуши, перебиваемой насмешками научного руководителя:
Студент: Одной из важнейших субдисциплин КМ, используемых …
Преподаватель: и сейчас?
Студент: … в практике Третьего рейха, является имиджмейкинг.
Проблема формирования имиджа уходит своими корнями в глубокую древность. Так, к примеру, в Древней Греции и Древнем Риме придавали огромное значение военной экипировке, защитные доспехи и оружие представляли собой предмет особой роскоши.
Преподаватель: С чего вы взяли, что античное оружие было роскошным?
Студент: Во многих случаях, снаряжение представляло собой сложную и уникальную конструкцию.
В средние века искусное использование таких атрибутов придворной знати Востока и Европы, одежда и обувь, этикет и речь – …
Преподаватель: Читать неграмотный текст противно! Первокурсников от этого отучаем – в первом семестре.
Студент: … свидетельствовало о том, что с ростом культуры в обществе актуализируется потребность в обладании привлекательным личным имиджем.
Затем имидж был взят на вооружение нарождающейся политологией, специалисты которой увидели в нем важное направление в своей работе.
Преподаватель: Политологию «родили» Платон и Аристотель!
Студент: К этому времени были известны публикации …
Преподаватель: Сеньор Коля книжечку издал?
Студент: Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано обоснование социальной ценности визуального эффекта личности. Н. Макиавелли аргументировано доказал, как полезно государственному лицу обладать «личиной», т.е. маской. Г. Лебон популярно раскрыл смысл имиджа для политика как средства достижения желаемого общественного успеха.
Задам вопрос научному руководителю: как же преподаватели ведут работу, если говорят, что первокурсников отучают писать безграмотно, но при этом такая же безграмотность вновь появляется в «творчестве» студентов на последнем курсе? Я не сомневаюсь, что данный случай – не единичный даже в Московском городском педагогическом институте! Это – свидетельство не только студенческой безграмотности, но и преподавательской безответственности. При подготовке будущих учителей допускают, чтобы на последнем курсе в работе могли быть намешаны Макиавелли, Лебон и Геббельс, современная глупость в виде «имиджей-престижей», и в результате даже набором слов написанное назвать нельзя. То есть студентов совершенно не учат подбирать источники, прочитывать их, различать главное и второстепенное, выдерживать основную тематическую линию в работе (например, студент по ходу работы вдруг вспоминает про лоббизм, затем про «общественную дипломатию», и, наконец, про конфликтологическую теорию «информационных войн, причём всё перечисленное неизвестно откуда появляется и так же неизвестно куда исчезает через страницу-полторы). А главное – студентов не учат грамотно думать (такое понятие - «грамотно думать» - существует). И самое худшее – преподаватели, получая оплату за нагрузку по научному руководству, самоустраняются от выполнения обязанностей по научному руководству, ограничиваясь такими вот пометками в виде саркастических комментариев.
Например, на слова студента: «По избранной теме в отечественной и зарубежной историографии нет обобщающих трудов», преподаватель, вместо того, чтобы не согласиться с этим и порекомендовать что-то прочитать студенту - хотя бы близкое к теме, ограничивается короткой фразой: «Уверены? То, что не знаете, не означает, что нет».
Данный письменный памятник бездарно написанного студентом текста, с преподавательскими насмешками, - это подтверждение худшего: сейчас депрофессионализация выступает и как идея, и как принцип. Александр Рубцов, руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН, отмечает по этому поводу: «Закончился период, когда на место выдвиженцев от партии приходили авторитеты из профессии. Но и не вернулись нравы советской власти, когда брошенные на любое направление (хоть на культуру) люди «от сохи» ещё сохраняли уважение к чужой профессии. Теперь дилетанты с фанаберией готовы учить ученых, перестраивать отрасль, будто лесоповал, и общаться с мэтрами, как с бригадирами гастарбайтеров… Доказательством «права править» оказывается способность подавлять любые права, кроме своих, а свои - ничем не ограничивать. Один из знаков такой легитимности - кадровые чудеса, способность поражать воображение непредсказуемыми и необъяснимыми назначениями - сигналами, встраивающими в лояльность и своих, и колеблющихся. Лучший способ - бросить на дело людей со стороны, без заслуг и нормальной карьеры, но с безудержным, несомневающимся активизмом, свойственным плохо обученным неофитам».
Без комментариев
Для меня, за больше чем пятнадцать лет написавшего немало работ и видавшего виды, эта «находка» - свидетельство того, что среди преподавателей лень распространяется в масштабе эпидемии, и не меньше, чем среди студентов; отражение процессов в образовании и культуре, в том числе «культуре» научной работы. И то, что на диплом о высшем образовании, да ещё педагогическом, претендует такой безграмотный учащийся (несомненно, не один такой!), - в этом немалая вина и научного руководителя, и преподавательского состава. Едва ли кто из них задумается, кого готовят они в качестве «специалистов», а последствия их безответственности учёту могут и не поддаться.