Контрольный листок, 2014, № 7
Аналитика
Биеннале всеобщего плагиата
© Даниил Печерников
Как-то, распространяя свои объявления (в качестве агента по недвижимости, а не исполнителя курсовых работ), я заметил на одной из придомовых досок листовку со знакомым рисунком. Она напомнила мне картинку, из-за которой компания «Норд-Стьюдент» предъявляла претензии «Синьору Курсаче» (об этом я говорил ещё в марте 2014 года). Но, похоже, мы имеем дело с очередным «блуждающим сюжетом», или же рисунок взят с фотостока. И если «Норд-Стьюдент» утверждает, что рисунок для их компании выполнен фрилансером Solar-Kitty, то им следовало бы проверить: не взяла ли она картинку с фотостока. По крайней мере, на сайте «Норд-Стьюдент» таких «стоковых» рисунков больше, чем достаточно.
Скан листовки изготовлен для сегодняшнего номера
И это не единственный новый вид плагиата, с которым мне пришлось столкнуться в 2013/14 учебном году. Например, в таких вузах, как ИНЖЭКОН и ПГУПС, отмечены многочисленные случаи плагиата класса «Сбербанк-Атон»: списывают информацию за предыдущий период, да ещё из общедоступных источников и преподносят её как актуальную. Но если в случае со «Сбербанком» разница составила всего один год, то преподаватели названных вузов превзошли и «Сбербанк» с «Атоном», и самих себя. И очень часто они проделывают такие трюки (попросту – злостные подвохи) со студентами-иностранцами, преимущественно из КНР. Иногда они продают им часть работы, обычно практическую. Иногда заставляют вносить «корректировки» в уже сделанную работу, давая фрагмент с требованием обязательно вставить его при «исправлении», а на самом деле – настоящем искажении. Один раз мне попалась часть работы про какую-то китайскую компанию, тема была связана с управлением персоналом или что-то в этом роде. Догадался я проверить, и оказалось: навязанный исполнителю (то есть мне) метод управления был применён впервые в 2003 году во Франции (а не в 2012 году в Китае), и в Интернете описан. В другой раз мне прислали очередной чужеродный фрагмент (он не соответствовал теме работы) с требованием именно добавить его в дипломную, я снова проверил. У меня речь шла про гостиничное предприятие в Карелии, и анализируемый период был 2011-2013 годы, мне прислали (с заменой названия на анализируемое предприятие) … фрагмент старой курсовой работы про какую-то турфирму с Сахалина! Работа эта также есть в Интернете, Антиплагиат мне выдал полное (кроме названия и годов – они были 2005-2009) заимствование с сайта bestreferat.ru. Преподаватели должны были заметить и пресечь это списывание, и вместо этого они сами им занимаются! Один раз - в конце апреля 2014 года - я даже зарегистрировал два таких случая плагиата класса «Сбербанк-Атон» подряд в один день! Разумеется, в требовании таких «корректировок» я категорически отказывал и отказывать буду. Мало того, что это плагиат, - это заведомо неверный текст!
Но в рефератном деле такой плагиат предвосхитила компания IQ Assistant ещё в конце мая 2012 года. Что может сказать исполнитель, когда ему присылают часть работы с оригинальностью всего 23 %, с годами 2005-2006 и ещё с украинской организацией (хотя название спешно поменяно на российское функцией «заменить всё», забыли то же самое проделать с валютой, и вместо рублей – «руб.» остались гривны – «грн.»). И заставляют принимать это как должное с угрозой невыплат!
Неудивительно, что компании «Норд-Стьюдент» и IQ Assistant дружат: они достойны друг друга, и спорят, кто кому из них и сколько исполнителей даст вперёд.
И могу сказать, что спорят они напрасно: есть компания «Росдиплом», она в отношении плагиата любому даст вперёд. Потому что на сайте этой компании зарегистрирован пример плагиата, который иначе как оскорбительным не назовёшь. Это работа на тему «Праздный класс в современной России».
Мы уже публиковали этот скриншот, работа как раз на названную тему
Вот характерная цитата из этой работы:
У В. Грановского по этому поводу есть несколько простых тезисов. В частности, такой: если у вас нет свободного времени, вы не элита. Разница между человеком, который пашет на рисовом поле, и тем, кто работает в офисе во главе собственной компании, состоит лишь в том, что у второго работа насыщена дорогими вещами, такими как, скажем, личным самолетом или полетами в первом классе, а также дорогими украшениями, часами, портсигарами. Но в целом — и возделыватель рисового поля, и сотрудник офиса работают по 12 часов в сутки шесть-семь дней в неделю. Их моральная и физическая истощенность наступает приблизительно в одно и то же время. Оба эти персонажа — не элита, так как между ними нет существенной разницы в наличии свободного времени и способе его проведения.
Кроме небольших изменений в предложениях, приводимый отрывок (и весь параграф, откуда он взят), просто списан из статьи упомянутого В. Грановского «Выбор одежды «праздным классом» (Социум, 19 октября 2007. - № 9. – С. -25). Причём списан не только текст, это не просто некритичный подбор источников, это копирование субъективного мнения автора статьи, непрофессионально или сознательно отождествляющего понятия «элита» и «досужий (праздный) класс». «Праздный класс» непосредственно элитой не является, хотя может быть связан с ней, даже родственными отношениями, например, дети представителей элиты, но в этом случае можно сказать, что основные потребности этих бездельников изначально удовлетворены, и удовлетворены именно благодаря элите. Кстати, исходя из такого некритичного подбора источников, авторы курсовой в качестве примера посвящают целый параграф Ксении Собчак, которую можно назвать именно примером «праздного класса», но не элиты – в противоположность её родителям, именно из политической элиты.
Для профессионального исполнителя (поскольку слово «элита» ещё не получило отрицательного или саркастического звучания) приводимый подход следует признать оскорбительным. Элита может и должна существовать даже в том обществе, где «праздный класс» будет просто вырезан! Дело в принципе её формирования. Пользуясь случаем, могу выдать свои политические взгляды в этом отношении: лучшей формой правления я считаю абсолютную монархию, но правящий монарх имеет право назначать наследника по своему усмотрению и обязательно – не из числа своей семьи, так как наследовать должны не дети, а достойные (другой представитель той же семьи может стать преемником не ранее, чем сменятся не меньше четырёх поколений людей). Формирование элиты из достойных, хотя бы до допуска в неё и бедными они были (таких немного, и тем больше оснований их поощрять, а не ущемлять), просто необходимо, и такую элиту «праздным классом» назвать будет нельзя.
Плагиат бывает и в отношении статей о рефератном деле. В Интернет-журнале «Контрольный листок» мы публиковали статьи Алексея Тукмакова. И неожиданно выясняется, что эти статьи есть … на сайтах белорусских компаний, и автором их значится Матвей Сидорин. Статья про то, как различать хорошую работу и неудачную компиляцию, на сайте Тукмакова публиковалась в две части – 8 мая и 18 сентября 2011 года, но под именем Матвея Сидорина на белорусских ресурсах статья вышла между этими датами – 16 июля 2011 гола, но целиком! Статья «Какими бывают научники» также появилась в двух местах - на сайте Тукмакова весной 2011 года и одновременно на сайте компании dipmaster.by.
Скриншоты Интернет-ресурсов белорусских компаний
Проверка, проведённая нами, показала, что все статьи, которые есть на сайте А.Тукмакова, есть и на сайтах белорусских компаний «Дипмастер» и «10 баллов», причём в одном случае на белорусских ресурсах они появились раньше, в других – позже, а иногда и почти одновременно (как в приводимых примерах). Но мы не будем гадать, Тукмаков списал у Сидорина или Сидорин у Тукмакова. Просто, не отменяя своё мнение о хорошем содержании статей, мы ставим под сомнение авторство А.Тукмакова, одновременно приняв гипотезу, что это не профессиональный исполнитель, а посредник (то есть статьи написаны взаимодействующими компаниями в России и в Белоруссии). В пользу этого предположения говорит то, что Тукмаков (как он сам сообщает): работает на два города – Санкт-Петербург и Москву, имея стационарные телефоны в обоих городах; указывает на сайте, что пишет исключительно дипломные работы, тогда как многие исполнители – какую бы практику они не имели – выходят на новые рынки, начиная с рефератов или контрольных. А таких посредников поощряют крупные рефератные компании, как HomeWork. Как-то я побывал на церемонии вручения наград «лучшим» исполнителям это компании в 2007 году, там как раз один из экземпляров фирменных настенных часов с фирменным знаком HW в цветах поднадоевше-традиционного российского триколора вручили одной такой посреднице, собравшей вокруг себя группу «исполнителей второго порядка», хотя именно они выполняли всю чёрную работу.
И этот подход стал настолько обычным, что одному моему знакомому, также работавшему с HomeWork, исполнителю весьма разностороннему, в руководстве этой компании долгое время не верили, что он выполняет работы по ряду направлений без помощи каких-либо «ассистентов». Я помню его рассказ о разочаровании в тот вечер, когда он, куда более достойный, отличён не был.
От него же я всего месяц назад получил письмо с сообщением об ещё одном виде плагиата, возникшем … из-за преподавательской лени. Ведь именно в последний, завершившийся сейчас учебный год, преподаватели стали массово не читать работы. Работа была на тему воспитательного процесса в суворовском училище. Преподаватель же ограничился мелкими замечаниями и не заметил, что часть работы, оказавшаяся вне его замечаний, была списана из Интернете, причём скомпилирована из нескольких работ на тему воспитания вообще, а не применительно к данному виду учебных заведений, то есть не просто плагиат, а и несоответствие теме. В замечаниях преподаватель указал, что заключение (выводы) не стыкуется с основной частью, но заключение, как и введение, были списаны из разных работ, и именно поэтому они были ошибочными. Преподаватель же читал работу урывками и даже поленился проверить её программой Антиплагиат (в отношении которой преподавателям предоставляется больше возможностей бесплатно, чем рядовым пользователям, вроде меня, хотя бы и за плату). В результате исполнителю, получившему её в качестве платной доработки за кем-то другим, пришлось переписать большую часть, чтобы навести порядок, сохранив идею заявленной темы.
Позволю себе предположить: в своей глупой лени преподаватель просто не понял, что имеет дело с грубой компиляцией. Может быть, из-за той же лени сам он хоть плагиатом не занимается. Но и без этого лентяя выставка плагиата получилась многогранная…