Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 28.05.2017, 19:31
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 833
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 3
 
Актуальная тема
 
Психология чтения
 

© И.И. Тихомирова (Санкт-Петербург)

 

Чтение как способ развития творческой одаренности детей

 

Отличительной чертой одаренных детей, как установлено специалистами, является активность воображения. Воображение приводит в действие другие высшие психические функции человека. Если мысленно поставить воображение в центр модели деятельности сознания одаренного ребенка, то от центра идут стрелочки к аналогиям и ассоциациям, к восприятию, к памяти и мышлению, эмоциям и мотивам. Аналогичную функцию выполняет и чтение. Через деятельность воображения оно актуализирует творческие способности читателя. Читатель научается думать, переживать, переводить слова в образы, включаться в другие жизни, идентифицировать читаемое с собой и тем самым открывать в себе собственные возможности. Нынешний спад общего развития детей, учение без интереса, неприязнь к «ботаникам» в подростковом сообществе, нельзя объяснить в отрыве от кризиса чтения, от отрицательной динамики отношения школьников к этому виду деятельности. Именно в чтении ребенок реализует свои способности, развивает личностные интеллектуальные и творческие задатки. Лауреат Нобелевской премии в области физики, академик В.Л.Гинзбург, проектируя развитие творческого потенциала нации, поставил во главу угла детское чтение. Он полагал, что одаренный ребенок - это читающий ребенок. Схожую позицию высказывал американский педагог Глен Доман. Он говорил: «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса – и вы поймете, что их всех объединяет. Понять это несложно – они все умеют читать лучше всех остальных». О начале пути ребенка к творчеству через чтение подтверждают и многие реальные портреты одаренных детей, которые публикуются в журнале «Одаренный ребенок». Говорит об этом и опыт детского чтения, отраженный в собранных мной автобиографиях выдающихся деятелей культуры. (См. «Школа чтения: опыт, теории, размышления. Хрестоматия ». М. 2006.). Все они вышли из детского чтения. Оно стало почвой, на которой проросли и развились задатки их таланта, сделавших из них знаменитых писателей, художников, актеров, меценатов.

 Особое значение для развития одаренности ребенка имеет творческое чтение. Результаты моей многолетней работы по развитию творческого чтения детей, проведенной в условиях библиотеки, показали, что именно оно более всего содействует выявлению, поддержке и развитию способностей детей к созидательной деятельности. Структура процесса творческого чтения и модель деятельности сознания одаренного ребенка, где интегрирующим центром является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция. Процессы, происходящие в сознании читающего ребенка, и процессы деятельности мозга творящего ребенка оказываются идентичными. Помогая ребенку войти в мир книги, побуждая к неконтактному резонансу с автором и персонажами, педагог, будь то учитель, родитель или библиотекарь, развивает человеческие таланты. Подтверждает это методический сборник «Растим читателя-творца». (Сост. И.И. Тихомирова, М.2009)), вобравший в себе десятки работ по развитию творческого чтения детей в школе, в библиотеке, в семье. Ребенок, воодушевленный прочитанной книгой, ищет для себя возможность претворить читательские впечатления в продуктах собственной творческой деятельности, тем самым реализовать свою природную креактивность. В младшем школьном возрасте он чаще всего рисует под впечатлением от книги, делает поделки, импровизирует, играет. Став подростком, он нередко начинает сам писать стихи или прозу, выражать свои впечатления в общении с другими. Результаты неконтактного резонанса ребенка с образами литературного произведения можно проследить на материале читательских отзывов. В отличие от рецензии, в которой важна объективная оценка литературного произведения, в отзыве ценится субъективный взгляд читателя, его рефлексия, характер личностного восприятия прочитанного текста. Отражение внутреннего мира читателя в отзыве делает отзыв незаменимым документом для всех, кто ищет таланты. Он раскрывает то индивидуальное во внутреннем мире читателя, без чего невозможен личностный контакт с ним на почве литературы.

 Импульс к творчеству, полученный в ходе чтения, усиливаясь и укрепляясь, способен двигать читателя к «творчеству жизни» (термин Н.А. Рубакина), к реализации своей креативности в разных сферах деятельности, в том числе и в научной. Как сказывается читательский талант на научной деятельности, хорошо показал писатель Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет». Герой рассказа ученый-физик, анализируя свой путь в науку, пришел к выводу, что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с любимыми книгами. Они рождали в нем состояние инсайта, какое позже он стал испытывать при занятии наукой. Счастье этого состояния, испытанное при чтении детских книг, вывело его позже на путь глубокого увлечения научной деятельностью.

 Понимание природы чтения как творческого процесса подсказывает педагогу направление диалога с читающим ребенком. Цель диалога - неконтактный резонанс с текстом книги, возникший в ходе чтения, превратить в контактный живой обмен читательскими впечатлениями, способный выявлять, поддерживать и развивать творческую одаренность читателя. При этом не одаренность идет впереди читательского развития, а читательское развитие является предпосылкой реализации творческой одарённости ребенка.

 

Чтение как психологический процесс

 

Прежде чем говорить о том, что происходит в сознании человека, когда он читает, целесообразно сначала поставить вопрос: если чтение уходит из жизни взрослых и детей, то стоит ли говорить о нем на глубинном уровне. тем более говорить о нем не стоит, тем более процитирую отрывки из статьи «Динозавры прошлого, или Чему учить в школе будущего», опубликованной в журнале «Директор школы» (2011, №3) высказывания Д.М. Ковалевского, заместителя главного редактора «Журнала руководителя управления образования» о том, нужно ли вообще читать человеку информационного общества

Прежде чем раскрывать чтение с психологической стороны, целесообразно поставить вопрос, а нужно ли это делать, учитывая, что чтение как явление культуры уходит из жизни. Может быть, и не стоит бежать за уходящим поездом? Пусть все идет своим чередом. Именно так поставил вопрос Д.М. Ковалевский, автор статьи «Динозавры прошлого, или: Чему учить в школе будущего», опубликованной в журнале «Директор школы» (2011, №3) в рубрике «Организация учебного процесса». Человек этот – не дилетант в образовательной системе России, а заместитель главного редактора «Журнала руководителя управления образованием». К его мнению, наверное, прислушается не один директор школы. Процитируем основные положения его концепции, обосновывающей образование без чтения в настоящем и будущем и опровергающей мнение, что чтение есть базовый компонент всей учебной деятельности. По его мнению, цепляясь за чтение, искусственно его поддерживая, мы тормозим нашу культуру, будущее которой заложено в социальные сети веб-2 и веб-3. Не надо мешать чтению умирать. Прошлое тянет нас назад. Отказ от обязательности чтения сослужит для прогресса хорошую службу, без чтения и письма выиграет вся страна. Дети лучше взрослых чувствуют прогресс и надо им довериться. Если они не хотят читать, то для этого есть основания. Сама интуиция ведет их к символической передаче информации без слов, то есть к смайликам. Нам некогда отвлекаться на прошлое, время ускорило свой бег – нас зовет будущее. Какое прекрасное завтра школьного образования открывается перед взором автора: сочинения писать не надо, надо их наговаривать минут на 5 продолжительностью и учитель, сидя в кресле-качалке прослушает их на проигрывателе. А по дороге домой школьник в наушниках прослушает «Войну и мир». Аудиокнига даст возможность почувствовать неповторимый язык автора – ни писать, и кому какое дело в этом случае, как пишутся слова. Время, которое мы сегодня затрачивает на обучение чтению и письму, можно будет использовать гораздо эффективнее. Процитирую вывод автора: «Страна, которая первой сознательно откажется от обязательности обучения чтению и письму, станет лидером во всех областях». Итак, человек, отказавшийся от слов и выражающий эмоции символами, схемами, с последовательностью нарисованных действий, каким он станет. Совершенствование возможностей машины и ее использования как отразится на самом человеке, превратив его в информатикус?

Итак, чтение уходит в прошлое, а сам человек, отторгнутый от чтения, изъясняющийся символами и знаками, каким будет он сам. Вот тут нам и надо присмотреться, что уйдет из самого человека вместе с чтением, каким он останется, ограниченный смайликами. Радоваться надо или горевать?

Для ответа на этот вопрос и требуется психологический анализ мозговой деятельности человека – читающего. Это и актуализирует потребность разобраться, чего человек теряет вместе с чтением, и останется ли он человеком, превратившись из человека читающего в человека в информатикус.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz