Контрольный листок, 2014, № 1
Маркетинг
Демпинг во фрилансе. Бороться?
© Наталья Доровская
Предисловие
Фриланс – аналог индивидуального предпринимательства, с той разницей, что сотрудничество с заказчиком осуществляется посредством Интернета, а контакт ограничивается часто лишь письменным общением. В этих условиях человек, считающий себя специалистом-профессионалом и принявший решение занять определенную долю рынка фрилансерских услуг, начинает обустраивать свое рабочее Интернет-пространство таким образом, чтобы работать было комфортно и самому, и будущим заказчикам. Структура рабочего Интернет-пространства фрилансера включает пространство коммуникационное и пространство рекламно-маркетинговое.
Важной частью рекламно-маркетингового пространства фрилансера является его визитная карточка, в роли которой выступает личная страничка на том или ином посредническом портале, таком как, например, Free-lance.ru. Благодаря визитной карточке, будущие партнеры могут еще до начала делового общения оценить профессиональные качества друг друга, используя информацию о выполненных проектах, ценовых ориентирах, отзывах бывших и настоящих партнеров. Бросается в глаза и цифра в обрамлении плюса и минуса – «Отношение пользователей», именуемый в среде фрилансеров «кармой». «Отношение пользователей» - параметр, в сущности ничего не говорящий внимательному человеку, но оставляющий «осадок», который тем меньше, чем больше положительное значение кармы. И наоборот.
Область с показателями рейтинга выделена на скриншоте нашим издательством
Отношение пользователей – параметр, являющийся одним из наиболее спорных на портале Free-lance.ru. Приметное число между плюсом и минусом может по-разному воздействовать на фрилансера, особенно новичка – шокировать, угнетать, убивать, радовать, тщеславить. Разобравшись в сути дела и поняв, что наличие довольных заказчиков (положительные отзывы) и грамотных проектов (хорошее портфолио) приоритетнее эмоционально-анонимного отношения, фрилансер начинает более спокойно относиться к этой оценке. Однако прежде, в случае снижения кармы до отрицательных значений, новичок чаще всего испытает гамму чувств, связанных с неприятным ощущением враждебного конкурентного окружения. Ощущение на самом деле кажущееся, но вполне реальное и достаточно неприятное. Новичок, решивший посвятить часть жизни фрилансу, должен знать, что «Отношение пользователей» – инструмент, который в том числе используется коллегами-фрилансерами для борьбы с так называемыми демперами – теми, кто открыто выставляет слишком уж низкие, с точки зрения «истинно профессионального сообщества», цены.
Демпером провозглашается и фрилансер, и заказчик. Мгновенной платой за обнародование демпинговой цены является «флэшмоб-минусовка», когда в течение нескольких минут карма «провинившегося» устремляется вниз по шкале «игрек». Это – факт. Как и то, что в 2009 году цены на фрилансерском свободном рынке движутся вниз, побивая рекорды, формируя демпинговые ожидания заказчиков, погружая фрилансеров-новичков в слёзное отчаяние, а профессионалов – в кипящее негодование. Таяние цен топит остатки благоразумия заказчиков и остатки милосердия фрилансеров, среда становится агрессивней. Как остановить этот черный поток, рожденный желаемым, но недостижимым сейчас великолепным спросом, и подтапливающий наши светлые души?
Воспитание работодателей… возможно ли? Выступив единым кулаком (точнее сказать, единой фигой) – могут ли фрилансеры рассчитывать на, с одной стороны, более достойную оплату за свой труд, и с другой стороны – на приверженность работодателей фрилансу, который перестанет быть дешевым? Или изменится и работодатель? Рабовладельцы уйдут, и их место займут Партнеры? Взглянем на проблему без эмоций.
Демпинг или рыночное равновесие?
Экономическая сторона вопроса
Экономическая теория гласит:
1. Количество товара, которое потребители сейчас хотят и могут приобрести, есть спрос. Количество товара, которое производитель готов сейчас продать, есть предложение.
2. Чем ниже цена товара, тем выше спрос на него – это закон спроса. Существует некая цена спроса, при которой потребитель не станет покупать товар.
3. Чем ниже цена товара, тем ниже величина его предложения – это закон предложения. Существует некая цена предложения, при которой производитель не станет предлагать товар.
4. Существует некая цена, при которой сколько производитель предложит, столько потребитель купит – это равновесная рыночная цена. Рыночная цена является главным координатором рыночного равновесия: если какого-то товара стало много, спрос на него будет удовлетворен, и цена на него снизится.
Применительно к рынку копирайтинговых услуг, снижение цены на эти услуги означает, что предложение копирайтинговых услуг увеличилось, и покупатели копирайтинговых услуг могут теперь использовать их как замену для удовлетворения тех потребностей, которые раньше удовлетворялись услугами-заменителями (например, копирайтингом более низкого качества или даже рерайтингом). Одновременно, снижение цены предлагает производителям копирайтинговых услуг либо согласиться с новой, более низкой, ценой, либо переключиться на производство новых услуг, удовлетворяющих требования производителя по важным для него параметрам, прежде всего таким как себестоимость и качество. Грубо говоря, профессионалам-копирайтерам рыночная ситуация предлагает либо смириться, либо «уйти».
Теперь определимся с экономической трактовкой понятия «демпинг». Как правило, о демпинге говорят применительно к внешнеэкономической ситуации, когда компания, выйдя на зарубежный рынок, предлагает там товар по бросовой для этого рынка цене. Ценовой разрыв при этом возникает за счет разницы в издержках для компании на внутреннем рынке (в своей стране) и на внешнем (зарубежном) рынке. Ситуация демпинга чревата обрушением зарубежного рынка, ухудшением положения местных производителей этого рынка, поэтому здесь вступает в действие внешняя сила – государство. Государство, осуществляя антидемпинговые процедуры, выравнивает цены, искусственно смещая равновесную цену, влияя на величину и цену спроса и предложения. Из приведенной информации о демпинге нам важно то, что для борьбы с бросовыми ценами рыночная среда не обходится без третьей, регулирующей, силы – ею выступает государство, имеющее инструменты борьбы.
Вернемся к экономической теории. Теория гласит, что известно четыре инструмента влияния на рыночное равновесие:
1) введение налогов – на производители и/или на потребителя;
2) субсидирование производителей – с целью мотивировать их на увеличение предложения;
3) введение пределов цен – ограничение максимальной или минимальной цены;
4) квотирование и лицензирование производителя – с целью ограничить предложение.
Таким образом, сегодняшняя ситуация на портале Free-lance.ru показывает, что рынок предлагает профессионалам либо смириться со снижением цены (очевидно, что это временный процесс, связанный прежде всего с общемировым кризисом), либо найти приложение своим навыкам в смежных областях и таким образом поддержать привычный уровень дохода. Однако, фрилансеры-антидемперы предпочитают борьбу с рынком и пытаются повлиять на равновесную цену, психологически («минусовками») воздействуя на смирившуюся с новой, сниженной, равновесной ценой часть фрилансеров. Рекомендуемый минимальный прайс-лист, являющийся бесспорно полезным ориентиром для каждого фрилансера, с точки зрения экономической теории является неудачным аргументом в пользу сохранения равновесной цены на прежних уровнях.
Антидемпинговое сообщество (АДС) пытается сейчас взять на себя роль ценового регулятора. Это, бесспорно, благородная цель. Однако, к сожалению, АДС не обладает ресурсами для достижения своих целей (удержание цен на желаемом минимальном уровне). Главным инструментом АДС стало психологическое запугивание, но этот инструмент вряд ли можно считать действенным регулятором. Ведь государство, устанавливая нижний предел цены с целью недопущения ее снижения до равновесной, избавляет рынок от излишка предлагаемой производителями продукции посредством выкупа излишков. Антидемпинговое сообщество Free-lance.ru не имеет возможности использовать аналогичный механизм поддержания минимальной цены на ограниченном Интернет-пространстве российского рынка труда.
Скажи НЕТ демпингу и рабству!
Роль антидемпингового сообщества в регулировании равновесной цены
Март 2009 года ознаменовался рождением на портале Free-lance.ru антидемпингового сообщества (АДС) «Скажи НЕТ демпингу и рабству!«. Создатели АДС провели серьезную работу, результатом которой стало создание так называемого «Минимального прайс-листа», содержащего информацию о нижнем пределе расценок на труд фрилансеров-профессионалов – копирайтеров, переводчиков, расшифровщиков аудио- и видеозаписей, рекламистов, контент-менеджеров, наборщиков текста, аналитиков, веб-дизайнеров, фотографов, видеооператоров, сценаристов, программистов, маркетологов, полиграфистов, системных администраторов, архитекторов, дизайнеров интерьера, менеджеров и юристов.
Проблема непрофессионализма, являющаяся источником любви россиян к бросовым ценам, характерна не только для рынка Интернет-фриланса, но для любого рынка в России, особенно если этот рынок способен приносить неплохой доход. Информация о процентах прибыли на конкретном рынке распространяется в российском народе моментально, но при этом совершенно не упоминается о том, что именно позволяет получать эти «проценты». А это прежде всего – знание и опыт. Однако, отсутствие знания и опыта еще никогда не останавливало широкие народные массы соотечественников, заинтересованных в получении выгоды от ощущаемых в себе нераскрытых возможностей. Халтура – вот имя этого явления. Халтура – родная сестра халявы – в России традиционно сердечно любима, профессионализм же, напротив, с насмешкой отвергаем российским народом как нечто труднодоступное и малопонятное, а, следовательно, и ненужное.
Впрочем, слегка презрительное отношение к знающим себе цену профессионалам резко меняется на противоположное при первых признаках жажды сделать что-либо «с гарантией качества». Но не всегда можно быстро отыскать нужного профессионала, и фрилансерские биржи труда – пространство в Интернете, призванное стать виртуальной рыночной площадкой, где любой человек сможет встретить хорошего специалиста. И если это пространство профессионалов, оно по определению должно быть свободно от некачественного товара. Но это идеал. Реальность же такова, что мы работаем на открытом рынке, где каждый волен предлагать и соглашаться на условия, кажущиеся ему выгодными. В сегодняшних экономических реалиях высвобожденная масса рабочих рук и голов устремилась на фрилансерское поле в поисках заработка. Рост совокупного предложения повлек снижение цены и, как следствие, всплеск спроса на фрилансерские услуги по этой новой, сниженной, цене. Выше подробно говорилось о рыночном равновесии и о цене как главном факторе его поддержания. Однако, есть и другие серьезные источники влияния на гармонию рынка – неценовые факторы. Одним из них становится антидемпинговое сообщество «Скажи НЕТ демпингу и рабству!».
Информируя фрилансеров о реально возможном уровне оплаты профессионального труда и качественного продукта, АДС влияет на уровень предложения – часть информированных фрилансеров сознательно отказываются продавать свой труд по бросовым ценам. По бросовым ценам продолжают продавать свой труд фрилансеры трех категорий:
а) не обладающие информацией об уровне цен,
б) особо нуждающиеся в деньгах,
в) фрилансеры-халтурщики, не заботящиеся о качестве своей жизни и, в частности, о качестве своего продукта.
Скриншот ресурса Author24 - формально свободного ресурса, но на деле наличие рейтинга, отражающего исключительно стаж работы на данном ресурсе, неприкрыто препятствует проникновению квалифицированных исполнителей только потому, что у них нет стажа работы именно в данной комании
Итак, часть фрилансеров отказывается производить товар по новой низкой цене (особенно если она ниже себестоимости, а себестоимость труда индивидуальна для каждого фрилансера), то есть количество товара, требуемое для полного удовлетворения спроса по новой низкой цене, недостижимо. Однако, в новой ситуации фрилансеры готовы предложить рынку товар в количестве С3, но при условии некоторого повышения цены. Таким образом, АДС выступает нивелирующим фактором, очевидно воздействуя на равновесную рыночную цену. Остается добавить, что, чем больше фрилансеров откажутся работать по бросовым ценам, тем более оплачиваемым станет (или останется) труд фрилансера и тем более качественный продукт получат заказчики.
Качество фрилансерского продукта – вопрос очень важный. Заказчик, подыскивая исполнителя, рассчитывает на определенное качество реализации своего замысла. Иметь репутацию исполнителя, работающего отлично, выгоднее не только для фрилансера, но и для фриланса в целом. Таким образом, АДС, участвуя в регулировании цены, способствует общему подъему уровня качества фрилансерского продукта, а значит – повышает престиж фриланса в глазах общества, бизнеса и профессионалов.
Минусовка как акт уничтожения
Этические аспекты антидемпинговых мероприятий
Как мы выяснили, деятельность антидемпингового сообщества (АДС) – безусловно полезна, хотя и ограничена в инструментах. Однако, в силу множества причин, участники АДС пока допускают серьезные перехлесты в стремлении избавиться от демпингующих конкурентов.
Одна из актуальных проблем на сегодняшний день – так называемая «минусовка». Суть минусовки в том, что замеченный в попытке продать свой труд по «возмутительно низкой» цене фрилансер тут же получает до десяти и более минусов в личный раздел «Отношение пользователей». Минусовка привлекательна для «антидемперов-мстителей» своей анонимностью, поэтому минусовке подвергаются все ответившие в «демпинговом» проекте фрилансеры, при этом мотивов фрилансера минусовщики, как правило, разбирать не пытаются.
Минусовка – отрезвляющее средство и даже действенная помощь, но лишь для тех, кто способен размышлять. Для таких фрилансеров минусовка – скорее польза. Для прочих фрилансеров минусовка – вред, озлобляющий или погружающий в уныние. Самым верным является отказ от постановки минусов и, одновременно, постановка плюсов за полезный контакт. Так поддерживается весь позитив фриланса и фрилансера – от личного настроения и желания повышать настроение окружающим коллегам до повышения качества своих работ. В этом смысле важным позитивным открытием стало для меня то, что количество убежденных минусовщиков за демпинг - ограничено!
В условиях снижения цен растет конкуренция. Грамотные востребованные фрилансеры-профессионалы работают спокойно, используя защитный флажок под названием «Сделать предложение видимым только для заказчика», а если разрешено оферентом – пишут ему на почтовый адрес или отправляют личное сообщение. Избегают ненужных слов в открытом пространстве ответов на проект. И этим избегают порчи кармы.
Что станут делать «демпингующие» фрилансеры, если АДС навалится на них со всем спектром своих возможностей - от минусовок до уговоров? Вероятно, уклонятся от неконструктивной борьбы с мельницами - постараются уйти в тень, будут писать закрытые сообщения демперу-оференту, соглашаясь на предлагаемый им хлеб без масла. Если заказчиков будет устраивать качество работы «демпингующих фрилансеров», заказчики будут им платить, цены фриланса снизятся. Плохо ли это? Не думаю. Это и есть свободное рыночное регулирование. Если заказчик удовлетворен – задача партнерства, пусть даже за малые деньги, - выполнена. Выполнена рынком и другая, менее очевидная, задача – нанесен удар по тщеславию тех фрилансеров, которые, достигнув некоторого уровня профессионализма и отдыхая на этой подушке, соблазняются возможностью въехать в рай на «среднерыночной» (привычной) и даже более пухлой цене. Однако, любое развитие предполагает откаты, и наивно думать, что, нуждаясь в куске хлеба и стакане воды, человек станет требовать бутерброд и кофе, когда ему предлагают хлеб и воду.
Одним из качеств профессионала является умение разговаривать и договариваться. Обрести взаимопонимание иногда так и не удается, но пытаться – необходимо. Участники АДС, стремясь образумить «демперов», используют зачастую бесчеловечные и очень непрофессиональные способы – хамские одёргивания, угрозы, принародное осмеяние, написание отрицательных отзывов, нежданные призывы в проект. К недопустимым стрессовым методам следует отнести и минусовку. Как показывает опыт, для привлечения фрилансеров на свою сторону – сторону противников «мусора» во фрилансе – достаточно единожды, лично и уважительно обратиться к предполагаемому «демперу» с информацией о реальных рыночных ценах. Кто имеет уши – тот слышит. Окончательное же решение о стоимости своего труда и целесообразности присутствия во фрилансе безусловно должен принять сам участник фрилансерского рынка.
Заключение
В настоящее время цена на открытом рынке фриланса снижается, естественно стремясь к равновесию. Антидемпинговое сообщество предлагает фрилансерам использовать для работы минимальный уровень цен, который, однако, является пока выше равновесной цены. Это утверждение справедливо по крайней мере для рынка рерайтинговых и копирайтинговых услуг – здесь, по наблюдениям, к концу августа 2009 года рерайтеры склонны считать равновесной цену 0,5 доллара за 1000 символов, копирайтеры – 2,0 доллара за 1000 символов. В этих условиях антидемпинговое сообщество является пока в основном лишь эмоциональной отдушиной для фрилансеров-профессионалов, приходящих в отчаяние от наблюдаемого темпа падения равновесной рыночной цены, но стремится быть инструментом реального сдерживания такого падения. Опытные предприниматели, в том числе фрилансеры, предпочитают соглашаться с предлагаемыми рынком ценами и объемами и/или находят дополнительные и смежные рынка сбыта своих услуг.
Демпинг – зло, но он обусловлен самой сутью свободного рынка. Демпинг нужно «знать в лицо» и, по желанию, предупреждать других об опасности. Предупреждать, но не уничтожая огульно, а вежливо и терпеливо просвещая в беседе. Цена как фактор успешного сотрудничества предполагает взаимное уважение партнеров: уважение заказчика к фрилансеру проявляется в цене достойной, уважение фрилансера к заказчику – в цене адекватной.