Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 23.04.2024, 16:03
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ЕГЭ - контрольный выстрел в наше образование
 
(М.Задорнов, продолжение)
 
Мне довелось однажды разговаривать с американским профессором, преподавателем одного из колледжей. Я его спросил, правда ли, что в Америке уже давно существует единый экзамен для выпускников? Он замялся, стал оправдываться: мол, да, но американский ЕГЭ совсем не такой, как в России - поумнее, поорганизованнее... Короче, от конкретного ответа ушел. А по глазам видно было, понимает, откуда ветер дует. Точнее, чье мясо собака съела!
Профессор, кстати, оказался прав. Уже несколько лет, как в Америке нет обязательного для всех единого экзамена. Тестовый экзамен является добровольным и платным! А сертификат о его успешной сдаче при поступлении в вузы рассматривается как некий «бонус». За такие перемены к лучшему американцы обязаны низко в ножки поклониться Биллу Гейтсу. Он, не стесняясь, заявил, что «если американская школа не перестанет готовить пустых болванчиков, способных лишь разгадывать дурацкие тесты, Америку ждет национальная катастрофа». Именно Билл Гейтс сработал тараном, который пробил брешь, в нее «ломанулись» все, кто были с ним согласны. И... победили! Вот только у самого Билла Гейтса и у его корпорации начались серьезные неприятности - «терки» с бушевской администрацией.
Это что ж получается? Ни в одной европейской стране нет такой системы обучения, которую внедряют сегодня в России. Пытались вводить кое-где, но сразу отказывались, как от вредной. Даже «тупые» американцы ее видоизменили и просто приспособили для дополнительного заработка. И вот, после того, как мир почти единогласно признал подобную форму обучения непригодной, мы ее начали осваивать! То есть ждали окончательного приговора цивилизованных стран: ага - точно, вредная! Значит, будем внедрять! Или это по закону Ломоносова: «Если где-то чего-то убавится, в другом месте должно прибавиться». То есть вся эта новообразовательная «жуть» слита нам, как радиоактивные отходы.
С введением ЕГЭ больше половины писем на моей электронной почте на эту тему. Сколько же истинно возмущенных, интеллигентных, образованных, светломыслящих людей в России, если писем только по моему адресу пришло более тридцати тысяч! И это лишь те, которые мне написали! Далеко не все знают, что можно жаловаться сатирику, когда больше жаловаться некому. Не знаю, что пишут нашему президенту, доводят ли модераторы до «хозяина» мнение большинства. Но я позволю себе сделать подборку из цитат по некоторым из этих всплесков безнадеги.
 
 

«Знаете ли вы, что лучше всего экзамен по русскому языку в этом году сдали на Кавказе? 60% абсолютно грамотных кавказцев! В России даже отличники не получили тех баллов, которые поставили, например, плохо говорящим по-русски дагестанцам. Не говоря уже, что параллельно с ЕГЭ введен закон о приеме в институт инвалидов. Число молодых инвалидов перед поступлением в вузы с нового года до мая возросло в три раза! Но самое уморительное, что среди поступивших в вузы наивысший процент кавказцев-отличников-инвалидов».
«Видимо, нашему государству нужна молодежь, которая умеет прочитать договор и его подписать. Рабы с хорошими оценками. Правда, называться они будут менеджеры. По-нашему, точнее - «манагеры».
«На Чукотке во время ЕГЭ зависла вся компьютерная система. Когда ее наладили, что-то сбилось, и школьным отличникам компьютер поставил за ЕГЭ «неуды», а плохишам - сплошь «пятерки». Мы этот случай у нас в Анадыре называем «казус чукотского».
«Никогда еще в МГУ на первый курс не было набрано такого количества безграмотных студентов на филфак и не умеющих считать без калькуляторов на физмат. Прошли даже такие, кто не знает, чем энтропия отличается от интерактива. А один из дагестанских абитуриентов - естественно, инвалид с хорошими показателями ЕГЭ - установил рекорд рекордов! В двух предложениях допустил 64 ошибки! И его приняли!»
«Причина грандиозных ляпов в ЕГЭ мне ясна. Это, во-первых, чиновничья страсть к унификации всего на свете, во-вторых, жажда централизованного управления образованием. Вернее, средствами, отпущенными на образование. Результаты сегодняшних реформ мы увидим уже тогда, когда идеологов ЕГЭ будет и не сыскать. Останется лишь загадка для историков будущего: как это все случилось? Виновных, как всегда, не найдут. Крысы-чиновники первые сбегут с тонущего корабля. Эх, им бы памятник поставить в виде корабля, на котором написано «Реформа образования», а управляет этим кораблем капитан-крыса».
«Ситуация с выбором ответа была бы в какой-то степени разумной, если бы дистракторы (ложные ответы) были хоть в какой-то степени правдоподобны. То есть соответствовали известным ошибкам учеников. Но вот свежий пример из заданий нашего ЕГЭ: «Вычислите lg280 - lg25»? А предлагаемые для выбора ответы таковы: 0; 2; 3; 4. Кто бы объяснил, в результате каких ученических воззрений на логарифмы могут появиться первые три числа?»
«Более всего нас удивляет, что пятибалльная система перестала устраивать наше Министерство образования и надо переходить на... стобалльную! То-то поднимется качество образования в российских школах! Представьте себе, приходит домой ребенок, а в дневнике 61,6 балла за поведение. Что делать родителям? Требовать, чтобы он улучшил поведение до 77,3? Чем отличаются знания истории на 81,3 балла от знаний на 82,5?»
«Пункт приема экзаменов» звучит как «пункт приема стеклотары». Сокращенно - ППЭ. Расшифровывается: пункт продажи экзаменов».
«Экзамен превращается в телеигру «Кто хочет стать миллионером?»
«Единый экзамен выгоден и понравился только тем учителям средних школ, которые писали контрольные за своих учеников и заработали хоть какую-то копеечку. А более всего разгневались педагоги институтов из-за того, что эта «копеечка» должна была достаться им, а утекла к учителям средних школ».
«Моему сыну в ответе экзаменаторов было написано: «По результатам сдачи обнаружил следующие знания... Представляете, мой сын вдруг обнаружил знания? Все равно, что болезнь какую-то у него нашли».
«Дорогой Михаил Николаевич, расскажите всем родителям России, что, если их ребенок пишет «призидент», «димакратия» или даже «Масква» и «рассийская педерация»... - не надо пугаться и наказывать его строго: все равно сдаст! А политику ему сейчас пришить не могут по причине той же самой «димакратии» и «педерации».
Кстати, когда мне рассказали, что в МГУ трое заик поступили на синхронных переводчиков, я отметил, что любая проблема - начало пути к успеху, и посоветовал их распределить переводчиками в НАТО.
А еще мне прислали современный сборник задач по математике, сварганенный после реформы согласно новым веяниям. Я полистал и обрадовался, что школу я уже закончил. Чего не могу с уверенностью сказать об авторах этого сборника. Привожу примеры некоторых заданий, которые всерьез предлагают решить ученикам.
 
Задачка 1. «Человек заболеет корью, если в его организме окажется не менее 16 тысяч вирусов кори. Если заранее не сделана прививка от кори, то каждую минуту число попавших в организм вирусов удваивается (я представляю, как портится настроение ребенка, который читает условие этой задачки. - М.З.). Вопрос: какое минимальное количество вирусов кори должен был направить на игроков старик Хоттабыч, чтобы одиннадцать футболистов, которым не сделали в детстве прививку от кори, успели заболеть в течение десяти минут перерыва футбольного матча?»
 
По-моему, педагоги, которые сочиняют подобные задачки, сами ходят на дискотеки, слушают кислотную музыку, а перед тем как осовременивают задачки, принимают ЛСД.
 
Задачка 2. «По мановению волшебной палочки Незнайка получил ящик мороженого, в котором находилось 360 порций эскимо. Незнайка оставил себе на вечер 240 порций. Остальное отдал Пестренькому. Сильно испачкавшись, Пестренький съел все свое мороженое за четыре часа, опередив Незнайку на 1 час 20 минут (ощущение, что Пестренький до этого сидел в камере-одиночке лет пятнадцать, где его кормили только баландой. - М.З.). На сколько процентов должен был увеличить долю друга Незнайка, соответственно уменьшив свою, чтобы они справились с мороженым за одно и то же время?»
 
Я предлагаю авторам этой задачки самостоятельно провести эксперимент. Тем более, что их двое. Один возьмет на себя роль Незнайки, другой - Пестренького. За испачканную одежду я заплачу. Обещаю! И даже самостоятельно вызову врача, чтобы поставил обоим клизму, желательно многолитровую. Жалко только, что клизма не промывает мозги.
 
Задачка 3. «Том Сойер собирал скелеты дохлых кошек, а Гекльбери Финн занимался уничтожением мышей и крыс. Друзья посчитали свою добычу, после чего отправились на новые поиски. Том Сойер увеличил свою добычу на восемьдесят процентов, а Гекльбери Финн на сорок. В итоге общее число трофеев возросло в полтора раза. Сколько процентов от общего числа дохлых кошек в первоначальной коллекции составляли скелетики летучих мышек?»
Задачка для юных садистиков! Для малолетних Чикатило. Для тех, кто мечтает быть экскурсоводами в кунсткамере.
 
Задачка 4. «Карлсон один может съесть семь банок с вареньем за 15 минут, а вдвоем с Сиропчиком десять банок за 12 минут. На сколько процентов скорость съедания варенья у Карлсона выше, чем у Сиропчика?»
И никому из этих дизайнеров нано-педагогики не приходит на ум, что дети могут поверить, будто можно съесть зараз 14 банок с вареньем.
 
Я благодарю Александра Зырина, который прислал мне этот учебник! Я не знаю, кто он по профессии, но... наш человек.
Я далек от наива надеяться, что подобные письма «пробьют» наших правителей. Гораздо больше у меня надежд на то, что опять выручит народное чувство юмора. В том числе и детское. Во всяком случае, пока от всеобщей гоблинизации оно спасает. Когда в школах учителя зачитывают вставленные в наши новые пособия задачки в переводе с английского, российские детишки у-ха-ха-тываются до у-ка-ка-тайки. Зачастую вместе с учителями! А как иначе? Они ведь, в отличие от западных, еще не оторвались от природы! Поэтому воспринимают задачки как прикольные шутки:
«На воду сели три воробья. Два воробья улетели, сколько осталось?»
Это не математика, а юмористический концерт. Ответ может быть правильным только один: осталось два воробья. Те, которые улетели. А тот, который не улетел, тот утонул. Потому что... воробьи на воду не садятся! И наши дети это, слава богу, пока еще знают.
Еще несколько цитат из этого среднешкольного математически-юмористического шоу:
«На дубе три ветки. На одной висят три яблока, на другой две вишенки...» Даже Мичурин не вырастил бы такой дуб с яблоками и вишнями на ветках.
«Сколько яиц снесет петух, если...» Даже не представляю, что надо сделать и в чем должно заключаться это «если», чтобы петух снес хоть одно яйцо?
«Катится по столу разноцветное колесо: один угол у колеса красный, другой желтый...»
Ну хорошо, наши детишки над такими задачками хохочут, а западные? Неужели ищут углы у колеса?
Как пишут бегущей строкой в «Евроновостях»: «Без комментариев».
Снежный ком узкоумственных американоподобных тестов докатился до младшеклашек. Вот один из таких вопросов для второклассников:
«Oil» по-английски означает «нефть». С какими тремя сибирскими городами связано возникновение нефтяной компании «Лукойл»?» И далее перечислены города: Кагалым, Лангепас, Надым, Сургут, Урай... И опять все мои друзья оказались недорослями! Как может ответить на этот вопрос первоклассник? Какая предательская машина создала этот маховик, который возвращает нас к обезьянам?
Я понимаю, что надо было поменять некоторые предметы, а кое-какие, доставшиеся в наследство от советской школы, и вообще изъять из обучения: политэкономию, научный коммунизм... Были и другие надуманные науки. Но за что казнить русскую классическую литературу? Почему из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена надо было исключать русскую литературу? Выпускники средних школ могут его сдавать теперь только добровольно.
Необязательность знания Пушкина, Толстого и Чехова означает необязательность русской литературы вообще! А ведь совестью России всегда были писатели, а не министры.
Хотя наших правителей я могу понять: зачем культура обходчику газопровода? «Лукойл» и «Газпром» для них перспективнее Тургенева и Есенина.
Слава богу, еще среди преподавателей, а может, и среди чиновников, которые подготавливали все эти тестилки для разных классов средних школ, тоже сработало спасительное чувство юмора. По-моему, они иногда прикалывались, решив, раз нашим детям суждено стать дебилами, то пусть они будут хотя бы дебилами с чувством юмора. Иначе как понимать следующие вопросы, придуманные далеко не сатириком?
«Как звали первую женщину-летчицу?» (Баба-Яга).
«Пломбир - это зубной врач или сорт мороженого?»
«Буревестник - это птица или синоптик?»
«Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место в яме!»?» (Музыканты. Ведь их рабочее место - оркестровая яма).
«Колхозница - это сорт арбуза или дыни?»
«В честь какой уважаемой профессии в Москве назван Кузнецкий мост?»
Ощущение, что в дурдомах России собираются вводить приемные экзамены для пациентов. Этакая проверка: косит под шиза или действительно башню снесло? Если и косит, то после сдачи таких экзаменов точно дозреет.
«Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга?» (Посол).
«Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде, но и цветной фломастер?» (Маркер).
«Перед кем все люди снимают шляпы?» (Перед парикмахером).
«Кому разрешается поворачиваться к королю спиной?» (Кучеру, охраннику, таксисту...) Конечно, король обожает ездить на такси! Причем, как правило, с Киевского вокзала на Черкизовский рынок. Того, кто всерьез будет отвечать на этот вопрос, принять в дурдом, конечно, можно, но в общую палату сажать не следует. Сразу в камеру-одиночку.
«Что объединяет П. И. Чайковского, русского шахматиста А.А. Алехина и президента России Дмитрия Медведева?» (По профессии они все юристы).
Зря я это прочитал. Сам заразился этой игрой в классики, теперь хожу и сочиняю, типа:
«Героем какой сказки является агроном-неудачник?» (Репка).
«Кто такой? Сидит дед, во сто шуб одет, кто мимо пробежит, он у того шубу отберет?» (Гардеробщик).
«Ради какого женского имени выполняют свою работу?» (Ради Галочки).
«Что это? Не только линия, дающая представление о характере изменения математической функции, но и дворянин-аристократ маленького роста?» (График).
А еще вспомнился анекдот из детства. Его вполне можно вставлять в сегодняшние вопросники для выпускников:
- Почему люди пьют водку?
Правильный ответ: «Потому что она - жидкая! Если бы она была твердой, ее бы грызли!»
Я всегда считал, что в чиновники идут люди бесталанные. Согласитесь, нелепо о ком-то сказать: «У него талант чиновника», или «очень одаренный министр», или «гениальный депутат»... Режет слух не менее, чем «беременная старуха» или «буддист-мясник». Но когда я увидел вопросы по литературе для ЕГЭ, я понял, что даже не предполагал, насколько бездарными могут быть те, кто «кошмарит» наше образование.
«Почему жизнеутверждающий роман Тургенева «Отцы и дети» заканчивается описанием кладбища?» Я задавал этот вопрос самым образованным из своих знакомых. Все оказались двоечниками-плохишами.
«Кому из героев какого классического произведения принадлежат слова: «Мы с вами одного поля ягоды?» Вообще-то, это известное народное выражение.
«Какой длины была палуба фрегата «Паллада»?
Зачем ребенку это надо? Гораздо важнее, чтобы ему после чтения «Фрегата «Паллада» захотелось побывать в Кейптауне или на Яве или в Индийском океане спасти команду своих друзей, расстреляв из пушки надвигающийся на корабль смерч.
«Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, то есть признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве Салтыкова-Щедрина?»
Даю честное слово, я не считаю себя тупышом в литературе, но при этом несколько дней думал, пока догадался, что это просто-напросто реализм.
Но есть вопросы и того похлеще, которые конкретно рассчитаны на «оквадраченных». На тех, кто уже начал обратный путь эволюции.
«В каком месте думал Андрей Болконский: «Да все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»?
Ответы: а) в ночь перед Бородинским сражением; б) в бою за Шенграбен; в) во время смотра под Браунау; г) в день Аустерлицкого сражения.
«Кто из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» возглавлял партизанский отряд?»
Ответы: а) Безухов; б) Ростов; в) Денисов; г) Тимохин.
Прошу учесть, что я сейчас не шучу. Я цитирую! И далее тоже... Как называют семью тружеников, передающую из поколения в поколение профессию и мастерство?
а) династия; б) фракция; в) партия; г) колония.
Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
а) портным; б) кузнецом; в) мудрецом; г) программистом.
За чем мужчина обращается к флористу?
а) за грибами; б) за флорой; в) за фауной; г) за букетом; д) за отваром; е) за наваром.
Когда я знакомился со всей этой «ЕГЭ-жутью», мне пришла на ум такая идея. Пусть министр образования сдаст экзамен ЕГЭ президенту России. И чиновники от образования пусть ответят на те вопросы, которыми они сегодня пытают наших детей. Если получат «неуд», Верховный суд России должен вынести приговор: «Все потомки нынешнего министра образования в трех поколениях, включая его детей, должны учиться только в российских сельских школах, а не в западных колледжах. А его подопечные дрессированные чиновники за свои деньги по всей России – отремонтировать здания средних школ».
И все же один способ победить бесовщину у нас остался: обхохотать все эти нововведения так, чтобы без улыбки никто о них не вспоминал. В своих блогах в различных сетях и на сайте я решил открыть «игру в классики». Условия игры для наших российских остроумцев несложные. Давайте поможем нашим чиновникам придумать вопросы-тесты по литературе и истории для выпускников будущего года.
К примеру:
О чем написана поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
а) о любви; б) о дружбе; в) об энциклопедии русской жизни.
Что общего в смерти Дездемоны и Муму?
а) надоело жить; б) умерли от голода; в) умерли от нехватки кислорода.
Какого размера белье носил Пьер Безухов?
а) L; б) XL; в) XXL
Как звали коня Александра Македонского?
а) Буцефал; б) Цеденбал; в) Децибел; г) Цедебил; д) Задолбал.
С чьим черепом разговаривал Гамлет?
а)Йорика; б) Рюрика; в) Юрика; г) Дурика; д) Жмурика.
О чем пытается рассказать нам Максим Горький в своей пьесе-бестселлере «На дне»?
а) о первых российских подводниках; б) о дайвинге украинских туристов в Египте; в) «На дне» – продолжение повести «Муму».
Какой экзамен сдаете?
а) ЕГЭ, б) ЭКГ, в) СНГ, г) Г.
Если мы «егэзацию» всея Руси не обхохочем сейчас, то она ухохочется над нами потом!
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz