Дипломный проект, 2014, № 5
Редкие публикации
Информационная культура руководящего работника как потенциал развития образовательного учреждения
Переворот в истории развития нашей страны вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления в системе каждого образовательного учреждения, положение которой должны выражать объективные потребности реформируемой школы и общества в целом. Выявление руководителем учреждения ключевых моментов, позволяет осуществить переход к современному и достаточно совершенному образовательному процессу.
В ходе планирования деятельности любое образовательное учреждение характеризуется определенной производственной ситуацией, которая непосредственно влияет на выполнение поставленной цели. Невозможно не учитывать данную ситуацию, поэтому важнейшим фактором в процессе управления является оценка фактического состояния производства в каждом образовательном учреждении и определение путей преодоления возникших в ходе производства противоречий между целью и сложившейся производственной ситуацией. В соответствии с этим определяются конкретные задачи каждого учреждения, непосредственно учитывающие максимальные возможности по реализации поставленных целей.
В процессе выработки и принятия управленческих решений, в которых устраняются указанные выше противоречия, намечаются пути организационного обеспечения для выполнения задач, что является заключительным этапом процесса управления и остается прерогативой руководителя учреждением.
Практическая реализация процесса управления выражается: во-первых, в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ отдельных структур образовательных учреждений, во-вторых, в непрерывном контроле за их выполнением. Первая часть отмеченных работ относится непосредственно к планированию деятельности образовательного учреждения, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами: например, один раз в год, в квартал, месяц, неделю, сутки. Вторая часть работ связана, как правило, с контролем выполнения плановых мероприятий и заданий, со сбором, анализом и использованием полученной информации для регулирования образовательного процесса в образовательном учреждении [3].
Для планирования и регулирования работы образовательного учреждения требуется относительно постоянная информация о подготовке, например, образовательного процесса, о целях и конкретных задачах отдельных структур учреждения. Кроме постоянной информации планирование и регулирование работы учреждения обязательно требуется переменная информация о состоянии образовательного процесса, получаемая в ходе выполнения структурами учреждения производственных программ.
Процесс сбора данных и накопления информации о результатах работы отдельных структур образовательного учреждения, а также ее передача и обработка в органах управления образовательными учреждениями протекает повседневно и практически непрерывно. Особенно сложной и трудоемкой и, что весьма важно, ответственной работой в этом процессе является своевременная регистрация информации на местах ее возникновения в учреждениях образования. Сложность данной работы заключается в том, что информация, как правило, является разнообразной по форме и содержанию, а также лавинообразно нарастает.
Для осуществления указанной процедуры можно выбрать два пути: документально, что довольно трудоемко, либо более эффективно с помощью компьютерных средств, что еще более сложно и дорого. Однако, в настоящий момент в условиях расширяющейся и углубляющейся автоматизации процесса управления образовательными учреждениями второй подход является более предпочтительным, так как использование современных форм информационных технологий может предоставить следующие возможности: во-первых, достаточную полноту информации; во-вторых, качество и своевременность поступления информации для подготовки и выработки управленческих решений, а это особенно важно для регулирования хода производства и выявления критических отклонений от выполнения плана работы. Кроме того, данная информация может служить в качестве составной части процесса формирования новых производственных программ и оперативных заданий на очередной плановый период [3].
Но, несмотря на использование современных компьютерных технологий, для поиска эффективных вариантов решения задач в ходе планирования, последний этап в процессе управления - принятие окончательного решения, остается за человеком (руководителем учреждения). Необходимость участия управленческого персонала в принятии решений определяется тем, что руководитель является высококвалифицированным специалистом в управлении образовательным учреждением, а также обладает способностью предвидеть возможные пути решения возникающих проблем, может объективно оценить полученную информацию и выбрать то решение, которое в большей степени будет соответствовать конкретным условиям [3].
По сравнению с другими видами труда в образовательном учреждении управленческий труд имеет ряд особенностей, которые выражаются в характере самого труда, предмете управления, результатах и применяемых средствах управления.
Задачи, решаемые на управленческом уровне, специфичны тем, что они, как правило, носят преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Управленческий персонал имеет особый предмет труда - информацию, преобразуя которую принимается решение, необходимое для изменения состояния управляемого объекта. По этой причине в качестве орудий труда работников управленческих структур выступают прежде всего средства работы с информацией.
Не секрет, что для выполнения своих сложных и ответственных функций, административные работники образовательного учреждения должны иметь специальные знания и уметь использовать их в повседневной работе. Работник руководящей структуры согласно требованиям к его профессиональной компетенции должен: во-первых, понимать природу управленческого труда и процессов управления; во-вторых, знать и выполнять свои должностные и функциональные обязанности, знать способы достижения целей и повышения эффективности работы своего учреждения; в-третьих, уметь использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе; в-четвертых, владеть искусством управления человеческими ресурсами; в-пятых, владеть искусством налаживания внешних взаимосвязей; в-шестых, иметь способность к самооценке, умению делать правильные выводы и непрерывно повышать свою квалификацию [3].
Перечисленные требования к профессиональной компетенции управленческих работников можно условно разделить на две группы. Первую группу, которую определяют начальные три составляющие перечисленных требований, основанные на знаниях и умениях выполнять профессиональную работу в области управления. Она включает в себя:
· умение обосновывать, а также принимать решения в таких ситуациях, для которых характерна динамичность и неопределенность;
· своевременную и высокую информированность по вопросам развития образования;
· изучение опыта по управленческим вопросам в образовательных учреждениях на уровне региона, России, международного педагогического сообщества;
· способность планировать и, что очень важно, прогнозировать деятельность образовательного учреждения, управлять ресурсами, владеть способами повышения эффективности управления;
· уметь использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи в управленческой деятельности.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции управленческого работника образовательного учреждения связана с их способностью работать с членами коллектива и управлять собой, так как руководитель учреждения по своему статусу и интересам должен иметь много специфических качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны работников управляемого коллектива. Данную группу отличают:
· преданность делу и высокое чувство долга;
· доверие к партнерам и честность в отношениях с подчиненными;
· умение убеждать своих коллег, четко выражая свои мысли;
· отношение к подчиненным с уважением и заботой;
· способность критически оценивать собственную деятельность, быстро восстанавливать физические и душевные силы.
Всегда считалось, что перечисленные выше качества руководящий работник приобретает в процессе деятельности методом проб и ошибок. Однако социологические и психологические службы внесли вклад в последние достижения науки, предоставляя возможность изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на научной основе, не основываясь только на собственном опыте.
Кроме всего перечисленного, к работнику руководящей структуры, более чем к любому другому человеку, вступающему в информационное общество, предъявляются дополнительные требования. Он должен обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые оформлены в виде научных дисциплин в последние десятилетия.
Руководителю образовательным учреждением необходимы умения и навыки в планировании своей деятельности, в поиске информации, требуемой для решения возникающих проблем; в проектировании и построении информационных моделей; в структурировании сообщений и дисциплине общения с коллегами; в использовании современных технических средств на работе и дома. Можно сделать вывод, что стиль мышления руководителя учреждением в современном образовательном мире составляет совокупность указанных знаний, умений и навыков.
Для достижения результативности в процессе образовательной деятельности каждому педагогическому работнику и представителю административного уровня важно и целесообразно: во-первых, уметь использовать в своей работе информационный подход; во-вторых, анализировать информационную обстановку; в-третьих, делать информационные системы более эффективными. Очевидно, что у любого творческого педагога и обязательно у руководителя учреждением должна быть сформирована информационная культура, позволяющая иметь совокупность устойчивых навыков, постоянного применения достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения информационных технологий, под которыми следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации.
Информация является основным понятием научных направлений, изучающих процессы передачи, обработки и хранения различных данных. Руководителю учреждения важно уметь выделять информацию, которая нуждается в защите. Как правило, выделяют следующие признаки защищаемой информации:
· имеется какой-то определенный круг законченных пользователей, которые имеют право владеть этой информацией;
· имеются незаконные пользователи, которые стремятся овладеть этой информацией с тем, чтобы обратить ее себе во благо, а законным пользователям во вред [1].
На первый взгляд кажется, что в системе образования не может быть секретной информации, которую необходимо защищать, но нельзя забывать, во-первых, о сохранении интеллектуального товара работников образовательной системы, во-вторых, о защите конфиденциальной информации на административном уровне, что особенно важно при антропологическом подходе в образовании. Поскольку в последние годы становится все более очевидным, что дальнейший прогресс во всех сферах образовательной деятельности все больше и больше определяется качеством, эффективностью управления, то с течением времени все больше и больше возрастает роль информационных процессов, то есть качества, эффективности процессов сбора, передачи, переработки и использования информации [4].
Нельзя не учитывать технический аспект интереса к информации, который обуславливается тем, что для обеспечения информационных процессов все более широко используются технические средства различного назначения и, прежде всего, компьютерная техника, а также средства передачи данных. В данном случае возникает немало проблем, связанных с интересами пользователей, требующих информации соответствующего качества, то есть удовлетворяющих его соответствующие потребности.
Очевидно, что качество информации даже на содержательном уровне не может быть выражено каким-либо одним показателем, необходима целая система показателей, выражающих как информационные потребности всего коллектива образовательного учреждения, так и условия сбора и обработки информации. Обеспечение качества информации представляет собой сложную многоаспектную проблему, заслуживающую совместного внимания педагогических и конечно же административных работников.
Невозможно оставить без внимания тот факт, что образовательные учреждения готовят людей, которым жить, учиться и работать в информационном обществе, которое «характеризуется способностью оценивать безмерное количество информации, осуществлять взаимодействие и манипулирование с большими количествами данных, передавать их на отдаленные расстояния и обладать способностью мгновенно соединиться с любым объектом» [5]. Именно поэтому руководящему работнику важно непрерывно повышать свой профессиональный уровень, а одним из приоритетных направлений в его самообразовательном курсе - формирование информационной культуры.
Литература:
1. Дориченко С.А., Ященко В.В. 25 этюдов о шифрах. (Печатается по тексту Дориченко С.А., Ященко В.В. Этюды о шрифтах. М., «ТЕИС», 1994).//Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Информатика. 1997, № 2.
2. Cербант А. Дума озаботилась будущим Интернет».// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Информатика. 1997, № 8.
3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М. 1997. - 423 с.
4. Герасименко В.А., Вус М.А. Информатика, информация, информационная грамота.//Информатика и вычислительная техника. 1996, №1-2.
5. Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования?//Высшее образование в России. 1997, №3.