Контрольный листок, 2014, № 12
По страницам старых журналов
Искусство нельзя оценивать по формуле
© Г.М. Каспарян («64», 1972, № 52)
В последнее время делаются попытки судить конкурсы по так называемой системе абсолютных оценок произведений по 15-балльной шкале. Сущность этой системы заключается в том, что каждое произведение в отдельности, а не в сравнении друг с другом получает определённые цифровые показатели, по которым выводятся зачётные баллы для данного произведения. К этим показателям относятся: количество ходов решения, число фигур в начальной позиции, число движущихся фигур и т. д. Затем вводятся надуманные коэффициенты, и для каждого произведения по формуле подсчитывается число «n», и в зависимости от его величины произведения располагаются по местам В этих подсчетах учитываются количественные показатели, но не самое главное - красота произведения, оригинальность, прогрессивность.
Понятия «красота», «оригинальность», «прогрессивность», «тема», «стиль», «жанр» никакими коэффициентами и цифровыми показателями нельзя измерить.
К чему может привести и уже приводит такое судейство? К абсурдам, которые становятся очевидными и нетерпимыми.
Приведу один пример из полуфинала VIII командных соревнований СССР. Заданная тема этюда - контригра черных, опровергаемая белыми.
Этот этюд был оценен судейской коллегией в 5,5 балла, что по обычной школьной пятибалльной системе равнозначно двойке! Руководствуясь пресловутой формулой n = ... = 5,5, «строгие судьи» отнесли этот этюд к категории неудовлетворительных. Думается, комментарии здесь излишни.
Этот пример показывает абсолютную несостоятельность надуманной системы оценок. Можно было бы привести и другие примеры, опровергающие эту порочную систему. Но и один он в достаточной степени характеризует эту систему как весьма сомнительную.
Надуманными коэффициентами, механическими цифровыми показателями, формулами нельзя определять качество произведения шахматной композиции, как нельзя определять качество шахматной партии количеством ходов, количеством движущихся фигур, количеством разменов и т. д. Истинный ценитель шахматной партии прежде всего обращает внимание на ее творческие черты - свежесть мысли. красоту комбинации, неожиданность маневра, сильную игру партнеров, цельность замыслов, новизну идеи. По этим показателям определяется ценность той или иной партии. Почему же шахматная композиция должна составлять исключение?