Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Не в тему
Почему Турция стала такой, какая есть
© Илья Смирнов
Рецензия на книгу: Н. Г. Киреев «История Турции. ХХ век», «Крафт+», Институт Востоковедения РАН, М. 2007 год
В монографии Николая Киреева «История Турции. ХХ век» кратко изложена история возникновения и развития турецкого государства до начала ХХ века, проанализированы основные этапы развития Турции в ХХ веке — от младотурецкого движения до прихода к власти правительства «умеренного ислама» вначале ХХI века.
![](/NEW1/15/istorija_turcii.jpg)
Турки долгое время олицетворяли для европейцев пресловутую восточную «ментальность», то бишь некие свойства, то ли генетические, то ли мистические, которые якобы отличают азиата. Созерцательность, «покорность миру, стремление раствориться в нем», плюс религиозный фанатизм, склонность к деспотическому правлению при отсутствии личной инициативы и прочее. Смотри «цивилизационные» учебные пособия, которыми морочат головы российским школьникам.
К счастью, работа Николая Григорьевича Киреева представляет иную традицию: подлинно научную, материалистическую. Это солидная 600-страничная монография, она же готовый вузовский учебник. В начале подробный очерк: откуда есть пошла Османская империя и с чем пришла к рубежу 20 столетия. Особое внимание — на реформы по европейскому образцу. Султана Махмуда II (того самого, который ликвидировал янычарский корпус) вдохновлял пример Петра I (25), и порою даже казалось, что «султанская власть… к Европе ближе, нежели крепостническая Россия». Но только «реализация планов… оставалась на бумаге, империя продолжала слабеть и уменьшаться, словно шагреневая кожа» (40). Вопрос — почему? В книге отмечается крайняя непоследовательность политики (шаг вперед, два назад), стремление усидеть на двух стульях: характерный текст фирмана (указа) о реформах, и там с самого начала: «истина состоит в том, что страны, которые не придерживаются шариата, не могут оставаться на ногах» (38). Зачем же тогда у инвалидных стран учиться? Далее. Необходимое условие успешной модернизации — независимость по отношению к учителям. Согласитесь: не может быть никакой успешной политики у отсутствующего субъекта. А султанское правительство с каждым международным договором теряло суверенитет. Важнейшие отрасли экономики, то есть именно те, в которых происходило развитие капитализма — не турецкие, Оттоманский банк, выполнявший функции госбанка, принадлежал англичанам и французам. Внешний долг к началу Первой Мировой становится неоплатным (кстати, похожая ситуация с долгами сложилась и в Российской империи). Получается парадокс: «феодально-монархический режим» (75), жестокий по отношению к подданным и весьма агрессивный: доктрины «панисламизма», «пантюркизма» постоянно подталкивали к авантюрам, последняя — поход Иззета-паши на Дагестан в 1918 году (110) — но все это совершенно несамостоятельное, театр злых марионеток.
Другая сюжетная линия книги — отношения с Россией. И в XVIII, и в XIX веке, и совсем недавно, во время Холодной войны, они складывались не лучшим образом. Школьники путаются в русско-турецких войнах. Но ведь бывало и по-другому. Автор приводит слова американского комиссара в Стамбуле Э. Г. Мирса: «После того, как русская революция свергла прежний режим, ни на одну страну не повлияло это в такой степени, как на Турцию… Мы являемся свидетелями сенсационного возрождения Турции» (133). Внешняя политика возрожденной страны началась с обращения к России. «В Москву В.И. Ленину было отправлено письмо за подписью Кемаля… с просьбой помочь Турции в ее борьбе за независимость…» и обязательством «бороться совместно с Советской Россией против империалистических правительств» (130). И наша страна не просто «первой направила представителей в Анкару» (143), но в критический момент обороны Анкары оказала войскам Кемаля Ататюрка неоценимую помощь (467).
Вот мы и подошли к вопросу: почему Турция стала такой, какая есть? То есть к кемалистской революции. Она низложила в 1922 г. султана. Выбросила в мусорную корзину Севрский договор, «последний договор в Версальской системе» (459), по которому «Турция как государство должна была перестать существовать» (132). Изгнала иностранных оккупантов, пытавшихся обеспечить договор силой оружия. Она же опровергла все стереотипы о «восточной ментальности», чуждой прогрессу и прозябающей под гнетом религиозных предрассудков. Родилось новое государство — светская республика. Его основатель, талантливый полководец Мустафа Кемаль, прозванный «Ататюрк», «отец турок», до сих пор почитается на родине как национальный герой. Наверное, его можно считать и главным героем книги Киреева.
![](/NEW1/15/izmir_9_sentjabrja_1922_goda.jpg)
Великий пожар Смирны (ныне - Измир) 9 сентября 1922 года, на который Мустафа Кемаль отреагировал следующими словами: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам».
Кстати, особенность турецкой истории: именно военные — опора просвещения. Чтобы в мусульманской стране громко заявить: «Самый верный, самый истинный путь (тарикат) — путь к цивилизации… Почему турки одеваются не как все во всем мире? Почему женщина не может наравне с мужчиной открывать свое лицо?» (162) — для этого нужно было чувствовать за собой силу. А в целом турецкая революция — замечательный пример того, как в социальном организме вдруг пробудилась воля к самосохранению. Конечно, революция не была социалистической — ни в экономике (хотя Кемаль и создал мощнейший государственный сектор), ни в идеологии. Ататюрк говорил так: «турецкая демократия следовала по пути, начатому французской революцией» (157).
Будучи объективным исследователем, Николай Киреев не идеализирует этот путь. Показывает, что с самого начала освободительное движение было инфицировано национализмом. Правда, этот новый национализм не имел агрессивной внешней направленности. Но для национальных меньшинств в самой Турции он оборачивался трагедией. Помню, что некрасовские казаки, перебравшиеся из Турции в Россию при Н.С. Хрущеве, поминали Кемаля недобрыми словами. А курдская проблема не урегулирована до сих пор. При такой идейной направленности понятно, почему 17 лет провел в тюрьме классик турецкой литературы Назым Хикмет. Не удивительна и позиция, занятая Турцией в 1941 — 42 гг., когда многие влиятельные политики всерьез делали ставку на «скорое крушение СССР и готовность фашистов «поделиться» некоторыми советскими территориями». Подробно рассматривая эти сюжеты, автор замечает: «на наш взгляд, такого не случилось бы при Ататюрке, будь он жив.
Памятуя о «руке дружбы», протянутой с севера…, в дни битв под Москвой, под Сталинградом… он не позволил бы «разгуляться» пантюркистам, которых и в его время было достаточно» (245). Впрочем, если кто и ждал взятия Москвы гитлеровцами, чтобы примкнуть к победителю — тот не дождался. А история продолжалась. В книге она доведена до рубежа тысячелетий, и предстает не плоской схемой, но живописным полотном, где хватало и белого, и черного, и разнообразных оттенков. Сегодня мы видим в Турции миллионные демонстрации с портретами Ататюрка: за светский путь, против средневекового мракобесия. Но есть ведь и другие турки: кто голосует за реакционных клерикалов, кто снова драпирует женщин в средневековые одеяния, кто поддерживает контакты с кавказскими ваххабитами. Как разрешатся эти противоречия — покажет будущее.
От редакции «Контрольного листка»: в преддверии предстоящего в этом году празднования 90-летия победы Турции в Освободительной войне 1919-1922 гг. заслуживает внимания выдвигаемое нашим Интернет-журналом предложение – Греческий проспект в Санкт-Петербурге переименовать в проспект Мустафы Кемаля. Это был выдающийся политик своего времени, не в пример греческим инициаторам развязывания войны. К сожалению, в условиях «православной» России с её симпатиями в отношении греков (как и сербов, тоже не заслуживающих сострадания - хотя бы потому что за это сострадание Россия заплатила дорого ещё в первую империалистическую войну) такое предложение вряд ли будет поддержано; скорее всего, оно вызовет неприязнь, но даже поэтому будет способствовать популярности издания.
|
Календарь |
« Июль 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|