Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 19.04.2024, 08:59
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 4
 
Культура
 
К загадке Кащея Бессмертного
 

© Т.А.Шиманьская

 

Продолжение; читать сначала

 

Для меня сказка о Кащее Бессмертном всегда была сказкой о смерти, точнее, о победе над ней. Олицетворением смерти был Кащей. И внешний образ Кащея – костлявость, черный плащ, изможденность, напоминал скорее скелет- символ смерти. И определение образа Кащея в энциклопедиях:«Кощей Трипетович Бессмертный – помощник Вилы (богини чародеек, Подземного мира, Ночи и Смерти). (Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян). -М.:Вече,2000. -400 с. –с.149.)

 Да и само прозвище «Бессмертный» наводило на мысль: «Что может быть бессмертнее самой смерти! Все тленно, рано или поздно исчезнет. Рано или поздно, но все подвластно смерти. Кроме…самой смерти. Вот она уж, действительно, бессмертна». И вдруг, оказывается, смерть можно победить. Чем можно победить смерть? Жизнью... Только новая жизнь победит смерть. Жизнь, начинающаяся с малой клеточки зародыша, такая микроскопическая, что русская сказка, не знающая о микроскопе, могла только эту точечку, не видную глазу, образно описать как « на кончике иглы», новая жизнь, начинающаяся с зародыша в яйцеклетке-яйце и может победить такую силу – Смерть. Яйцо всегда было символом жизни. И этот символ в сказке о Кащее-смерти всегда присутствует. В разных вариантах сказок в описаниях смерти Кащея говорится, что он был убит ударом в лоб, который был нанесен неким яйцом, бывшим последним звеном в магической цепи, которой была накрепко скована его жизнь. В другой версии этой сказки роковой удар наносится камешком, найденным в желтке яйца, которое было в утке. Не так важны детали, подробности. Важно, что всегда смерть жизнью побеждена, как и полагается в сказке ( и желается в жизни). Кащей Бессмертный низвержен. Сказка оправдывает наши ожидания, неся свой светлый оптимистический потенциал жизнеутверждения…

 Это мой взгляд на символический подтекст сказки о Кащее. Вашему же вниманию хотелось предложить этнографический подтекст этой сказки, которая наряду с другими волшебными сказками, известна нам с детства. Является ли эта сказка исключительно вымыслом ? Нет ли и в сказке о Кащее Бессмертном отголосков древних верований и представлений? Если есть, то какие?

  То, что в волшебных сказках имеются исторические корни прекрасно доказал В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки». Но мы обратимся сегодня к другому автору – к книге Джеймса Джорджа Фрезера «Золотая ветвь» (М.:Политиздат,1984. -703 с.), в которой представлено большое количество фактического материала о бытовавших у многих народов земли верований, традиций, обычаев и обрядов. В частности, главы «Пребывающая вне тела душа и ее роль в народных сказках», «Бестелесная душа в народных обычаях», «Опасности, угрожающие душе» и « Наследование души», как нам кажется, имеют непосредственное отношение к разгадке этнографической «тайны» сказочного Кащея Бессмерного.

 Конечно, читатель может сам взять книгу знаменитого английского религиоведа и этнолога, прочесть ее и сделать выводы. Но мы взяли на себя труд кратко изложить основные мысли интересующих нас глав, чтобы, в конечном итоге,побольше узнать о нашей русской сказке.

 

Представления о душе и причины ее «отделения».

 

 «Не вызывает сомнения, что все представления, какими бы абсурдными они нам не казались, в свое время были самыми привычными догматами»,- пишет Дж.Фрезер (Дж.Фрезер. Золотая ветвь. -М.:Политиздат,1984. -703 с- стр.624.Все последующие ссылки на эту книгу дальше будут ограничиваться только указанием страницы). Таким привычным догматом было представление человека об отделимости своей души. Душа, по мнению людей традиционной культуры, и на основании примеров, приведенных в книге Фрезера, может временно отлучаться из тела, которое, тем не менее, продолжает жить.

 Человек мыслил душу не абстрактно, а в виде конкретной вещи – материального объекта, который можно не только видеть и осязать, но и вынуть, переместить и даже переложить, храня как вещь в коробке, без ущерба для жизни тела. В этом была определенная выгода - до тех пор, пока вещь, именуемая душой, оставалась в целости и сохранности, был жив и здоров сам человек, так как смерть объяснялась ущербом или разрушением именно души. Считалось, что находясь в теле, душа подвергается большему риску, чем если бы она была припрятана в укромном месте, которое во многом надежнее, чем слабое тело ее хозяина. Таким образом, исключительно из соображений своей безопасности, люди могли извлекать душу из тела, прятать ее, в надежде вернуть обратно как только минует опасность, но если удавалось отыскать для души абсолютно безопасное место, человек мог пойти даже на то, чтобы оставить ее там на постоянное хранение. И пока душа пребывает там, самому хозяину ее, соответственно представлениям наших предков, было гарантировано бессмертие.

 Что касается отражения традиционных верований в народных сказках Дж. Фрезер указывал: «Народные сказки являются слепком мира в том виде, в каком он представлялся в умах людей» (с.624)

 Рассказ же о пребывающей вне тела душе в различных вариантах встречается в сказках многих народов. Как правило, в следующей форме: волшебник, великан или другое сказочное существо оказывается бессмертным, потому что его душа хранится далеко-далеко в потаенном месте; но прекрасная принцесса, которую он держит в заточении, выведывает у него его тайну и посвящает в нее героя, который отыскивает душу, сердце, жизнь или смерть волшебника (в разных вариантах называется по-разному) и, уничтожив этот предмет, убивает вместе с ним и волшебника.

 

Предметы, в которые можно спрятать душу.

 

 Предметы, в которые сказочный герой прячет свою душу, можно разделить на следующие категории (по нарастающей частоте упоминания):

1. неодушевленные предметы: коробка, ларец, огонек, песчинка, которая «находится под девятым языком в девятой голове дракона», волос, драгоценный камень, золотой меч и золотая стрела, золотое кольцо и т.д.

2. растения: лимон,дерево, стебелек ячменя, головня (миф о Мелеагре), ветка болиголова, самшитовое дерево, цветок, белая трава с шестью стеблями и т.д.

3. животные: оса, семиглавая змея, двенадцатиголовый змей, золотая рыбка, блестящий жук, кошка.

  В своей книге Дж.Фрезер приводит такой пример: «В одной Южноафриканской сказке жизнь целого семейства зависела от кошки. Когда девушка из этой семьи вышла замуж, она унесла кошку с собой и заперла в таком месте, где ее никто не видел. Но однажды, когда девушка ушла на полевые работы, кошка убежала из своего жилища. Так случилось, что муж девушки выстрелил в кошку из ружья, и животное повалилось замертво на землю. В то же самое время в поле рухнула на землю его жена. Падая, она прошептала: «Меня убили». Но несчастья мужа на этом не кончились. Он завернул убитую кошку в циновку и понес в селение, где жили родители девушки. Там вся ее родня собралась и стала горько упрекать девушку за то, что она плохо берегла кошку. Как только циновку развернули и взорам собравшихся предстало убитое животное, они один за другим замертво повалились на землю. Муж возвратился к своим и поведал друзьям о том, как, убив одну кошку, невольно истребил целый клан, потому что жизнь его членов зависела от жизни одной кошки».

 4. Но чаще всего вместилищами души в разных сказках являются разные птицы ( певчие птицы, зеленый попугайчик, воробей,3 голубя и т.д.)

 5. отдельно как место для «хранилища» души следует выделить яйцо, так как оно лидирует в сказках и мифах на данную тему по частоте упоминания.

 

«Матрешечный» принцип.

 

 Предмет, в котором находится душа, в свою очередь, прячут в другие предметы - по принципу матрешки. Например, в одной кельтской сказке морской зверь уносит принцессу, и старый кузнец объявляет, что есть только один способ убить этого зверя: «На острове, что посреди озера, живет белоногая самка благородного оленя. Если ее настигнуть, из нее выскочит ворона, а из вороны – форель. Форель держит во рту яйцо, в котором и заключена душа морского зверя. Если яйцо раздавить, чудовище умрет». Или в одной из сказок «Тысячи и одной ночи» джинн сообщил пленной дочери индийского царя следующее: «Я взял свою душу и поместил ее в утробу воробья, которого посадил в маленькую шкатулку, и все это засунул в небольшой ларец, который заключил в семь других ларцов, помещенных в семь сундуков. А огромный мраморный ящик, куда все это было убрано, я опустил на дно беспредельного моря-океана». В кабильской сказке людоед заявляет, что его судьба находится за тридевять земель в яйце, которое заключено в голубе, который сидит в пребывающем на дне морском верблюде.

  В нашей сказке о Кащее, когда стала царевна допытываться: «Скажи мне, неужели ты никогда не умрешь?», он поддался на ее уговоры и открыл свою тайну: «Смерть моя находится далеко отсюда, и найти ее трудно. На море есть остров, на нем растет зеленый дуб, под дубом стоит железный ларец, внутри него есть корзинка, а в ней – заяц, в зайце –утка, а в утке –яйцо. Так вот, тот, кто найдет это яйцо и раздавит его, убьет меня». Конечно же, главный герой раздобыл это роковое яйцо и предстал с ним перед Кащеем Бессмертным. Злой волшебник убил бы его, не сожми герой вовремя яйцо. В тот самый миг Кащей рухнул замертво.

 

 «У истоков фетишизма»

 

 Читая книгу Дж.Фрезера мы убеждаемся, что человек, когда существовала воображаемая или реальная опасность, мог извлекать свою душу из тела, чтобы стать неуязвимым и непобедимым. Например, в книге «Золотая ветвь» написано: «Когда в Минагассе на острове Целебес семья переселялась в новый дом, жрец собирал души всех членов этой семьи в мешок – так как с первым временем пребывания в новом доме сопряжена необычайная опасность. Позднее он возвращал души владельцам.

  Когда женщине на этом острове предстояло рожать, человек, которого посылают за знахарем, должен был передать ему тесак или другой железный предмет, который олицетворял душу роженицы - считалось, что в столь критический момент ее душа, находясь вне тела, будет в большей безопасности. Этот предмет должен был находиться в доме знахаря до окончания родов, знахарь проявлял максимум заботы о сданном ему на хранение тесаке: ведь если он потеряется, вместе с ним пропадет и душа у женщины.

 Когда у даяков из Пиноэ (остров Борнео) рождался ребенок, знахарь с помощью заклинаний загонял душу младенца в половинку кокосового ореха. Душа там хранилась в течение года. Смысл обряда заключался в том, чтобы душа новорожденного находилась в сосуде более прочном, чем его собственное хрупкое тельце. Иными словами, душа младенца, чтобы быть застрахованной от злых духов, на время перемещалась в кокосовый орех. Считалось - как только ребенок повзрослеет и окрепнет, душа возвратится на постоянное жительство в его тело.

  Равным образом, когда у эскимосов Аляски заболевал ребенок, шаман извлекал его душу из тела и помещал в амулет. Амулеты использовались в качестве вместилищ душ – как бы сейфов- в которые для безопасности помещены души их владельцев.

 Одна старуха из племени манганже (Центральная Африка) носила на шее полое украшение из слоновой кости, которое она именовала своей жизнью или душой. Ни при каких обстоятельствах она с ним, естественно, не расставалась».

 

 «У истоков анимизма»

 

 В сказках жизнь человека с жизнью растения связывается настолько тесно, что либо за увяданием растения сразу же следует смерть человека, либо, напротив, за смертью человека –увядание растения. Такое поверье существовало и в реальной жизни. « У народности мбенга (Зап. Африка) существовал такой обычай: если двое детей рождаются в один день, то сажают два дерева одной породы Считается, что жизнь этих детей неразрывными узами связана с жизнью этих деревьев. Если дерево засохнет или его повалит ураган, для всех людей будет ясно как день, что и ребенка ждет скорая смерть. Суть поверья в том, что жизнь человека находится в симпатической связи с жизнью дерева».

(Фрезер.с.636-637)

 

  «У истоков тотемизма»

 

 Как в сказках, так и в обрядах время от времени симпатические узы связывают человека не только с неодушевленными предметами и растениями. Аналогичная связь имеет место между человеком и животным- благополучие одного находится в зависимости от благополучия другого.

«Якуты верили, что душа каждого шамана пребывает в неком животном, заботливо припрятанном от всего остального мира. Души слабых шаманов воплощаются в облик собак. Внешние души могучих шаманов принимают облик жеребцов, лосей, медведей, орлов и кабанов»,- пишет Дж.Фрезер(с.640).

 Душа человека может перейти к животному и между ними может образоваться мистическая связь, судьба одного оказывается в полной зависимости от судьбы другого.

  Возможно, так отразилась идея тотемизма.

  Ключ к предполагаемому отношению между человеком и его тотемом дает рассказ о великане, в груди которого не было сердца. Тотем является вместилищем, в котором человек хранит свою жизнь, подобно тому как Пунчкин хранил свою жизнь в попугае, а Бидасари держала свою душу в золотой рыбке…. У многих первобытных племен у которых наличествует тотемизм бытовало верование, что юноша умирает в качестве человека и возвращается в жизнь в образе животного: в него переселяется душа животного, а его душа в свою очередь переселяется в животное. Поэтому он с полным правом именует себя медведем, волком, Бессмертным, в зависимости от того к каким тотемам он принадлежит.

  Кащей отдает свою душу на хранение дереву, утку, щуке, зайцу, используя все виды сказочных «сейфов» сразу, упаковывая их один в другой.

 Речь в данном случае идет об установлении симпатической связи с животным, вещью, растением, которому герой «сдает» свою душу и от которого он в награду за этот дар получает сверхъестественные способности.

 Первым в цепочке «сейфов хранения души» стоит яйцо. В данном контексте яйцо выступает тотемом Кащея, источником жизненной силы, свежей жизненной энергии, с уничтожением которого погибает и его хозяин. 

 

Зачем Кащею бессмертие?

 

 Итак, понятно почему возникает желание поместить душу в какой-нибудь внешний предмет: предполагалось, что это безопаснее, чем постоянно носить ее с собой. Мы знаем теперь также, что сами эти внешние предметы являются дальними отголосками древних верований фетишизма (вещь), анимизма (растение) и тотемизма(животное).

 Но возникает еще один вопрос -а зачем нужно бессмертие или,другими словами, неуязвимость нашему «герою» ?От кого или от чего он хочет себя обезопасить?

 Если в критические моменты жизни первобытные люди на время помещали душу в надежное место и она хранилась там до тех пор, пока не минует опасность, то, соответственно, и в сказке этот «прием» связан для Кащея с какой-то опасностью.

 На основании этнографического материала дерзнем выдвинуть (как одну из версий) следующее предположение. В главе, посвященной обряду инициации, у автора «Золотой ветви» написано: «У многих людей, где существует институт тотемизма, принято устраивать обряды инициации, чаще всего сводящиеся к «умерщвлению» и «воскрешению» участников обрядов. Основная цель этих обрядов, видимо, вынуть душу из тела юноши и поместить ее в тотем. Последующее оздоровление приписывают приливу потока свежей жизненной энергии от тотема».Обряды инициации, состоящие в имитации смерти и воскресения, по существу, сводились к обмену жизненной энергией (или душой) между человеком и его тотемом. «С точки зрения инициации опасность, которую призван отвратить тотемизм и аналогичные ему институты, -пишет Фрезер,- связана прежде всего с периодом достижения половой зрелости, другими словами, с отношениями полов. С половыми отношениями, по представлениям первобытного человека, связано множество серьезных опасностей, хотя природа их до сих пор не была сколько-нибудь точно определена.Будем надеяться, что со временем человечество прольет свет на эту кардинальной важности проблему, что даст ключ не только к пониманию истоков тотемизма, но и к пониманию происхождения системы брака» (с.654).

 Рискнем предположить, что среди многих причин желания себя обезопасить, одна из них для Кащея - область отношений полов.

  Действительно, в сказках Кащей всегда выступает в роли похитителя красавиц. Кащей уносит в свое царство царевну, принцессу, Марью или какую-либо другую девушку, которую прочит видеть своей супругой. Это и побуждает его, безопасности ради, поместить душу на хранение, так как женщина – это опасность.(Подробнее о противостоянии мужского и женского в русских народных сказках рекомендуем обратиться к статье Демиденко Е.Л.Царь-девица: женский образ в русской сказке.//П.П.Ершов.Тезисы докладов.Ишим,1989. -стр.19-21)

 «В сказках Кащей рисуется, как персонаж, похищающий красавиц, старающийся соблазнить их богатством и всесилием, но, кстати, никогда не прибегающий к насилию над похищенными.Он хочет добиться любви и согласия. Он по доверчивости сообщает о месте хранения своей смерти коварной Василисе Прекрасной и в результате гибнет. Непонятно, почему так плохо относятся к мужчине, на все готового ради понравившейся ему красавицы?»,- пишет автор «Энциклопедии языческих богов». (Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян). -М.:Вече,2000. -400 с. –с.149.)

 Итак, на основании книги Фрезера «Золотая ветвь», в применении к сказке о Кащее Бессмертном можно сделать следующие выводы:

 1.Душу можно перемещать, в чем мы убеждаемся на примере верований первобытных людей и как отражении этих верований - на примерах различных сказок, в частности, сказки о Кащее Бессмертном

 2.предметы в которые помещается душа Кащея не случайны, а их выбор согласуется с древними верованиями фетишизма, анимизма, тотемизма.

 3.Одна из причин «обезопасить» свою жизнь у Кащея ( как версия) связана с проблемой взаимоотношения полов.

 4. Верования, традиционные представления, обряды, обычаи находят отражение в сказках и являются не просто порождением фантазии, цель которой – придать сказке более красочный характер, а подлинным отголоском догматов веры.

 

Заключение.

 

 Каждая сказка не просто кладезь народной мудрости,народного художественного творчества, но является незаменимым источником познания жизни, познавания духовной культуры. Приведенная попытка привлечь книгу по этнографии для истолкования сказки подсказывает прием творческого чтения и, соответственно, новых открытий.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz