В декабре на электронную почту журнала (через функцию обратной связи) пришло письмо от «постоянного читателя» следующего содержания (как всегда, сохраняем его «правописание»):
Уважаемый редактор сайта! Читал Вас раньше постоянно. Сейчас читать стало невозможно: какая-то смесь ностальгии по совку, нравоучений в стиле «все гады и извращенцы» в стиле неоваххабизма, явной симпатии к терроризму и критики «гейропы». Отходите уже сильно от основной темы. Про ЕГЭ вообще много слов. Да, плохо, да, не самая эффективная система. А взятки в вузах в приемную комиссию в 90-е - эффективнее было? В общем, раньше было интересно, автор прям жог напалмом. Сейчас уныло, неинтересно.
Судя по финалу, отправителя интересует, чтобы было интересно = «весело». «Контрольный листок» никогда не ставил такую задачу, для редакции важно, «чтобы в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила» (В. Маяковский). А дряни и примазавшегося к ней дрянца в образовании, культуре и обществе сейчас больше, чем достаточно. Да, первоначально журнал издавался как исполнительский в отрасли рефератного дела, но само выполнение курсовых работ и рефератов на заказ есть слепок с образования. То есть задачи оказываются намного сложнее, тем более, что преподавателей уже интересует не содержание работ, а «процент оригинальности», а также продвижение «Смешариков» и бинарных опционов – средствами, к сожалению, тех же курсовых и дипломных работ. Появились даже – в бывшем СПб ГУСЭ с его шарафановской чёрной оспой упёртой некомпетентности – гибриды курсовых работ с контрольными, когда теоретическая часть – на определённую тему, а практическая – решение задач, теме не соответствующих (например, в 2015 году в моей практике встретилась такая работа, теория – по рынку труда и дифференциации ставок заработной платы, а практика – задачи на тему «предельной полезности»!).
Студенты на всё перечисленное реагируют уже не молчаливым одобрением толпы, а подчас «смиренным новым крепостным правом» («я зависима от преподавателя», «я человек подневольный» - такое мне приходилось слышать от заказчиков в 2016 году). Преподаватели же всё больше ощущают безнаказанность. Тех же преподавателей, кто ещё сколько-то знает преподаваемое, подвергают откровенной травле.
Поэтому вполне может быть, что спасением российского образования окажется развитие и дополнение того, что произошло в 1968 году во Франции, а в 1973 – в Греции. В связи с этим смешным выглядит мнение читателя о «неоваххабизме» и «явных симпатиях к терроризму». Кстати, терроризм, как мы его неоднократно «анализировали» в историческом плане, есть видоизменённый «русский бунт», переставший быть бессмысленным, но ставший кратно беспощадным. И такой, если не ещё более беспощадный, бунт необходим против того, что читатель пытается даже оправдать (сравнением с коррупцией в вузах 1990-х годов), - ЕГЭ. Получается, что выбирать только между взятками «лихих девяностых» и ЕГЭ, который, кстати, увеличивает коррупционные возможности. А покупаются, продаются и просто подделываются даже рейтинги и отзывы, причём этот процесс зашёл так далеко, что все эти рейтинги и отзывы не просто обесценились, их уже пора на свалку.
![](/2017/2017-I/horoshih.net.jpg)
Horoshih.net по претензии Work5 занимается модерацией накопленных отзывов. Несмотря на это, рейтинг остался, и Studsovet.com - лидер его (разумеется, ресурс контролируется данной компанией, но это единственный случай, когда коллекционирование отзывов ради рейтингов важнее собственного сайта самой компании)
![](/2017/2017-I/poddelka_rezjume.jpg)
Заказать можно даже резюме. Но разве это означает профессиональные качества?
Напротив, показателем профессионализма настоящего исполнителя является обоснованное отсутствие раздела отзывов на его сайте: лучшие отзывы – это хорошие и отличные оценки за работы, вопреки преподавательским претензиям. Кстати, вред образованию от инсценировки преподавателями научного руководства («лишь бы отчитаться и получить оплату за нагрузку») сопоставим с вредом от мирового терроризма. А вред антикультуры даже превосходит вред от мирового терроризма. Позволю себе процитировать того же профессионального исполнителя курсовых и дипломных работ, который отказался от раздела отзывов (уместно процитировать во вторую годовщину памятных парижских событий):
Мировая постмодернистская пошлость – враг более опасный, чем мировой терроризм. И уничтожить её следует, хотя бы руками экстремистов или фанатиков. Но правительства крупнейших государств этой опасности не замечают или не хотят замечать. На борьбу с мировым терроризмом тратятся мега-деньги, зато поощряется «толерантность», которая стала пониматься как одностороннее обязательство нормы терпеть ненормальность, до ощущения безнаказанности ненормальных.
А ведь такое же я писал по поводу расстрела в Париже в редакции Charlie Hebdo. И даже выразил сожаление, что нельзя безнаказанно поучаствовать в таком же боевом мероприятии в России, где скопилось очень многое, что следует расстрелять. Например, в отношении телеканала ТНТ. Телевидение и само по себе технически имеет возможностей намного больше для манипулирования, продвижения пошлости, нежели печатные издания, а пошлость ТНТ (похоже, ставшая для этого телеканала корпоративным правилом) опаснее, чем пошлость французского журнала, который не стоит смешивать с Францией (в ноябре 2015 года весь мир видел, как Charlie Hebdo смеётся над собственными трагедиями Франции) … Даже сам постмодернизм смешивают с модернизмом и относят к последнему скандального Педро Альмодовара (это из разряда преподавательских рекомендаций к одному из заказов более года назад!).
Пошлость (вместе с глупостью и непрямым продвижением алкоголя) притязает уже на привилегированное положение и проникает и в рефератное дело, иногда в соединении с преподавательской некомпетентностью: насколько нужно быть таковым, чтобы смешать постмодернизм современных откровенных пошлых фильмов с модернизмом! Тему «перекраивания» ресурсов посреднических компаний под «стандарт» ТНТ (пошлость + глупость + алкоголь) мы уже упоминали, и продолжение можно прочитать в сегодняшнем номере.
Так что наш журнал не «отжигает», он как раз направлен против этого, но за образование и общество в целом.