Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 25.11.2024, 02:52
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 10
 
Маркетинг
 
Массовое высшее образование, или Я б в рабочие пошёл…
  
Рефератный бизнес: деньги и этика
  
© Н. Доровская
  
Источник - «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований», № 5, 2010 год, с. 21—32
  
Вместо вступления
  
Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдаёт.

 Виктор Драгунский, 1960-е годы
  
В 1998 году автор этой статьи подрабатывала набором текста на компьютере. Однажды ко мне обратились два школьника с просьбой написать по 10 страниц текста на тему о географии Марокко и ещё какой-то африканской страны. Это было несложно, а главное, интересно, и, вооружившись книгами из личной библиотеки, за неделю я справилась. Вскоре меня попросили написать контрольную работу по экономике, я согласилась, и, с помощью методических указаний и книг читального зала крупной научной библиотеки, тоже справилась. Постепенно мои объявления стали звучать не «Наберу текст на компьютере», а «Контрольные работы недорого». В месяц ко мне стали обращаться от одного до нескольких человек, некоторым из них я печатала тексты, некоторым — писала студенческие работы. Мне было интересно — я раскрывала для себя новые темы, освежала забытые. Сфера моих интересов распространялась на полученную специальность и профессию – социология, экономика, маркетинг, впоследствии добавились общеобразовательные направления типа истории и философии. Году в 2000-м мне предложили написать дипломную работу, тему, к сожалению, не помню, но за границы профессии мои работы не выходили никогда. Ответственность мне казалась великой, и, приложив массу старания, я, конечно, тоже справилась. Со временем мне стала казаться странной лёгкость, с которой на «пятёрки» проходили все мои работы. Решив расширить область интересов на финансы и кредит, я получила по носу — «тройка» и переработка, — и навсегда закрыла для себя «приграничные» и «заграничные» для социолога темы. Я работала исследователем, а студенческие работы писала «для души», и эта деятельность действительно ощущалась как «отдых для души, разминка для ума, праздник для кармана». У меня было 1—2 заказчика в месяц, и так продолжалось до осени 2006 года, когда в исследовательских заказах неожиданно произошёл провал, и я вынужденно обратилась в фирму, которая пишет работы для студентов, предложив свои услуги в качестве автора. Я запланировала заработать определённую сумму и прекратить сотрудничество. Так бы и случилось, если бы не сделанные мною открытия.
Работая автором в «студенческой» фирме, я была неприятно удивлена несколькими фактами. Во-первых, отношением сотрудников к содержанию деятельности компании. Они были уверены, что делают доброе дело, помогая студентам понимать хотя бы что-то из преподаваемого им материала в условиях неспособности преподавателей объяснять и обучать. Мне же всегда казалось, что делать работу вместо кого-то — неправильно, хотя я сама оправдывала написание работ для студентов тем, что помогаю им сформулировать то, что они, по их словам, «и так знают» (мои личные клиенты были заочниками и находились при должностях, действительно на опыте зная то, чему обучались). Во-вторых, я была неприятно удивлена отношением студентов. Когда мне довелось общаться с некоторыми из них (обычно между мною и ими был буфер в лице менеджеров компании, но со временем мне стали доверять прямое общение), я поняла, что большинству из них нужны не знания, а факты сдачи зачётных работ. Эти студенты-клиенты не обучались, а отбывали время в учебном заведении, чтобы в итоге получить законно обретённый диплом об образовании. Самое неприятное, что среди них было много выпускников средних школ — молодёжь категорически не желала (и не желает) учиться. В-третьих, меня неприятно поразила скорость написания работ — она была запредельной, и только через некоторое время я поняла, что студенческие работы «авторы» не пишут, а конструируют, и этому есть название — «рерайт». Таким образом, суть подготовки работы заключалась не в логичном и понятном изложении материала по рассматриваемой проблеме, а в предоставлении нескольких страниц текста, которые могли бы «прокатить», могли бы быть зачтены как отчётная работа. Это было шокирующее открытие, но и я для некоторых стандартных теоретических вопросов впоследствии использовала этот «рерайтный» способ. В-четвёртых, менеджеры фирмы постоянно называли меня и других исполнителей работ «преподавателем» — по их убеждению, это должно было придать вес фирме и моим работам. Я же постоянно открещивалась от такого титула — никогда не была преподавателем и не стремилась им быть, а уж если бы и была, то уж точно мои студенты плясали бы как уж на сковородке, чтобы сдать зачёты знаниями, а не моими услугами, которые мало того что в данном случае неэтичны, так ещё и уголовно-наказуемы. Но, как оказалось, таких «двуличных» преподавателей достаточно.
Самым большим потрясением для меня стало осознание масштаба, в котором происходил обман студентами знающих об этом обмане преподавателей. Мне стало понятно, что лицемерием пропитана вся современная система контроля знаний студентов, и сегодня это уже известный факт и в России, и в ближнем зарубежье. Мне захотелось понять — откуда этот факт масштабного социального лицемерия, частью которого я стала, почему и зачем это явление существует. Тем более что приятели неуверенно говорили: «Но если это пользуется спросом, значит, это надо???». Я стала наблюдать и записывать, фиксируя факты и мнения, и при этом не прекращала работать ни на «студенческую» фирму, ни на своих собственных клиентов. Эксперимент был завершён в 2008 году — ответив себе на все вопросы, я покончила с «рефератным бизнесом». За 10 лет моё отношение изменилось от «это польза» и «я помогаю» до «это чудовищно» и «так нельзя», хотя не всё так однозначно в этой сфере деятельности, именуемой «рефератным бизнесом». Цель этой статьи — показать эту неоднозначность.
Предлагаемая вашему вниманию статья написана на материалах собственного опыта, на мнениях людей, заказывающих работы, пишущих работы, на мнениях и фактах поведения преподавателей, на мнениях и фактах поведения самых разных студентов, том числе тех, кто мужественно предпочитает самостоятельно разбираться в науках. Эпитет «мужественно» вполне оправдан, учитывая сегодняшний зашкаливающий уровень платы за обучение и уровень преподавания, блестящий только в лучших учебных заведениях России, и то не всегда.
  
Корни явления
 
Досоветское время
 
В разделе использованы исторические факты из лекций-очерков профессора Анатолия Ихильевича Авруса «История российских университетов» (М., 2001)
  
Поверхностное отношение к учёбе со стороны учащихся существовало во все времена развития массового образования. Российский люд не стремился «в науки», предпочитая другие занятия, а государство не всегда поддерживало развитие образования. Александр Николаевич Островский ещё в 1868 году написал пьесу «На всякого мудреца довольно простоты», в которой предприимчивый молодой Глумов предлагал обществу свои услуги: «Я вам нужен, господа… И умных фраз позаимствоваться для спича... И критику вместе написать…».
Первый российский университет — Академический университет в Санкт-Петербурге — был задуман Петром I в 1724 году и открыт императрицей Екатериной I в 1725 году уже после смерти супруга. Преподавание началось только с 1726 года — профессоров искали в Германии, те с трудом соглашались ехать в «российскую глушь», студентов удавалось набрать не каждый год, и не каждый студент имел рвение к наукам. Академический университет упоминался в официальных документах до 1803 года, став первым российским позитивным и негативным опытом университетской школы.
В 1755 году дочь Петра I и Екатерины I императрица Елизавета Петровна издала указ о проекте учреждения Московского университета. Двери открылись представителям всех сословий, но для крепостных требовалось согласие помещика оплачивать учёбу, а дворяне предпочитали отдавать детей в кадеты. Чтобы поднять статус университета, в 1756 году был издан указ о приравнивании учёбы в университете к военной и государственной службе. Студентов из дворян стало больше, но отношение к образованию в общем не изменилось. Тем не менее, к началу XIX века Московский университет выпустил несколько видных деятелей и стал центром развития общественной мысли.
Русские императоры и императрицы неоднозначно относились к поголовному обучению и просвещению населения. Екатерина II имела планы по развитию образования, но не воплотила их. Её сын Павел I сократил всю образовательную деятельность в России. В полную силу народным просвещением занялся внук Екатерины II Александр I — университеты стали центрами учебных округов, на которые была поделена Россия. Кроме того, были в стране и три обособленных университета — в Гельсингфорсе, Вильно (до 1830—1831 годов) и Дерпте.
1804 год стал годом основания самого восточного на то время университета России — Казанского. Первые 10 лет университет не пользовался успехом ни у профессоров, ни у студентов, последние часто бросали учёбу и уходили в военную службу.
В 1805 году был учреждён университет в Харькове и начал успешно работать сразу по университетской программе.
В Московском университете, согласно принятому в 1804 году уставу, были введены свобода преподавания и свобода слушания. Студент, считающий себя готовым получить степень кандидата, сам просил об испытаниях, в числе которых назначались письменный экзамен и устный экзамен. Чтобы получить степень магистра или доктора, испытания были значительнее — предварительная беседа, устное испытание, письменные ответы и практическое задание, чтение публичной лекции (или нескольких) и, наконец, защита диссертации в публичном собрании. Университетское образование расцветало до войны 1812 года. После неё вновь произошёл откат — зарубежные профессора уехали домой, молодые российские преподаватели не всегда умели заинтересовать студентов, престиж образования снизился, с 1820-х годов была введена плата за обучение, увольнялись свободно мыслящие профессора, уничтожался дух науки.
14 февраля 1819 года открылся Петербургский университет с очень квалифицированными, в основном немецкими и российскими, профессорами. 
Петербургский и Казанский университеты больше всего пострадали от репрессий в годы реакции. Николай I университеты не уважал, поскольку они ассоциировались у него, самодержца, со свободомыслием. Однако Николай I поддерживал развитие образования в России, открывал новые университеты, хотя и запретил представителям непривилегированных сословий обучаться в них. В 1830—1840-е годы число студентов росло, а их желание получить знания, по свидетельствам современников, не подлежало сомнению. Правда, в Харьковском университете было замечено, что часть студентов не способна приняться за дело, ограничиваясь прожектами, а в целом во всех университетах мотивация студентов была зачастую ограничена стремлением получить диплом ради дальнейшей карьеры. Несомненным было лишь то, что эрудированных и воспитанных студентов в российском обществе уважали и ценили гораздо больше, чем их коллег выпивох и разгильдяев.
С 1848 года, с европейскими революциями, в России вновь стала ограничиваться свобода преподавания, число студентов сократилось на треть. Лекции стали читаться по одним и тем же конспектам несколько лет подряд, профессорский состав вновь был разогнан, студенты занимались в основном зубрёжкой, не вдумываясь в смысл бестолково изложенных преподавателями теорий.
Возврат к развитию образования начался в 1855 году. Число студентов стало расти, преподавательский состав улучшился, в университетской среде появились идеи лучшей организации российского общества, в частности, отмены крепостного права. Одной из проблем стала множественность предметов, из-за чего студенты не могли вникнуть в суть дисциплин, а преподаватели, понимая это, давали поблажки на экзаменах. Постепенно университеты трансформировались из храмов науки в храмы политики, что вызвало новые репрессии со стороны Александра II. 20 декабря 1861 года был закрыт Санкт-Петербургский университет. 
В начале 1860-х годов пришедшее новое поколение студентов было общественно более активным и более раскованным, чем прежние, они платили за обучение и трудно учились — профессора со своей стороны прилагали усилия, чтобы от курса к курсу число студентов уменьшалось, и оставались лишь те, кому преподаватели готовы были посвящать себя полностью. Общественность требовала реформы университетского образования, заявляя, что университетская наука полностью оторвана от реальности. 
В новом университетском уставе 1863 года предусматривались испытания студентов после каждого курса, вводились стипендии для нуждающихся студентов и ограничивалась политическая вольность студенчества. Улучшился преподавательский состав, профессора читали авторские курсы, заставляя студентов размышлять. Численность студентов росла, увеличивалась доля нуждающихся в стипендии и доля студентов из провинции, которые в общем-то и стремились на казённое университетское содержание. В 1878 году был основан университет в Томске.
Новый университетский устав 1884 года ужесточил университетскую деятельность. С августа 1889 года, а для студентов-медиков и ранее, в университетах были введены не только курсовые (по итогам курса обучения), но и семестровые испытания. 
Университеты России к концу XIX века стали крупными научными центрами. Студенты стали больше заниматься наукой и меньше — политикой. Многие студенты подрабатывали репетиторством. Но к началу ХХ века власти вновь стали наблюдать в университетах несерьёзное отношение к научной деятельности. В 1895 году вышла книга инженера и писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Студенты» (третья в автобиографической тетралогии), в которой он описал атмосферу экзамена в Петербургском университете конца XIX века. Из этого сюжета становится понятно, что безалаберность студентов и боль профессоров за судьбу науки были обычным явлением в те годы. 
В ХХ веке студенты вновь стали принимать участие в общественных выступлениях. Бедность студентов прогрессировала. Отвлекая их от политики, правительство в 1907 году разработало новые университетские Правила. В 1906—1907 годах шла дискуссия о переходе на предметную систему образования, при которой студент выбирал предметы и более тесно общался с преподавателем, но такая система была удобна только сильным студентам, поэтому не была введена. К тому же повторялась ситуация середины XIX века, когда ни студентам, ни профессорам не было дела до качества образования.
После начала Первой мировой войны правительство, признавая роль университетов в формировании профессионального и научного сообщества, открыло к 1917 году несколько новых университетов.
  
Советское время
 
В разделе использованы исторические факты из лекций-очерков профессора Анатолия Ихильевича Авруса «История российских университетов» (М., 2001). 
  
Реформа высшей школы была проведена в 1918 году, поскольку большинство профессоров и студентов не поддержали советскую власть. В 1918/1919 учебном году приём студентов вёлся «круглый» год, а контроль знаний был отменён. Университеты были переполнены, их деятельность полностью пытались подчинить себе внутренние комсомольские и коммунистические организации.
В первые десятилетия советской власти профессия приобреталась человеком скорее по принципу экономической целесообразности для человека и для его семьи, нежели по принципу свободного выбора. Постоянные эксперименты с учебными программами мало способствовали качеству подготовки студентов, особенно студентов рабфаков, очень многие не справлялись с учебными программами. Среди студентов появилась особая категория — выдвиженцы, это были общественно активные люди рабоче-крестьянского происхождения. В целом, студенты 1920-х годов больше занимались общественными делами, нежели учёбой.
Советская школа на всех уровнях была не только образовательным, но и воспитательным учреждением, инструментом социалистического государства. В разные периоды советской истории система образования решала разные задачи, в том числе экономическими методами, распределяла учащихся профессиональных учебных заведений между ПТУ (ФЗУ), техникумами и вузами, а также между очной, вечерней и заочной формами обучения. 
Целенаправленная работа по превращению университетов в центры подготовки научно-исследовательских кадров началась в 1931 году. Был установлен 5-летний срок обучения, уменьшилась доля выдвиженцев, разнообразился социальный состав студентов.
После Великой Отечественной войны первые пять лет в вузы шли в основном бывшие фронтовики, студенчество повзрослело и среди студентов возросла доля коммунистов, в СССР появились первые иностранные студенты. С начала 1950-х годов поступать в вузы вновь стали в основном выпускники средних школ. Высшее образование и научно-преподавательская деятельность из-за существенного повышения оплаты труда преподавателя постепенно становились престижными и статусными, но при выборе профессии люди учитывали в первую очередь не статус образования, а желательность получения той или иной специальности по шкале «нравится — не нравится» и (или) «доходно — не доходно». Научной работой, фундаментальными знаниями в послевоенные годы серьёзно увлекались, особенно это относилось к фронтовикам и работникам предприятий, поэтому университетская наука и научно-исследовательские организации, в которых работали выпускники, процветали.
В 1950—1960-е годы число студентов на заочных и вечерних отделениях постепенно стало превышать число студентов на дневных отделениях. Возникла практика отвлечения студентов от учебного процесса для уборки урожая. Рост числа университетов способствовал снижению качества научно-исследовательской работы, так как снижалась опытность преподавательского состава, а в университетах пошло на убыль количество преподавателей с научными степенями. Получение образования всё больше воспринималось не как восполнение личной потребности в знании, а как возможность карьерного и статусного роста; цель части студенчества стала трансформироваться — в вуз стали поступать не за знанием, а за «документом». Это явление продемонстрировал герой Вячеслава Невинного в фильме 1963 года «Это случилось в милиции»:
  
Диалог героя Вячеслава Невинного с секретаршей (из к/ф «Это случилось в милиции», СССР, 1963 год)
— По нонешним временам, Лидуша, без «поплавка» никак нельзя.
— А что такое «поплавок»?
— Диплом. Грамотность у стариков никудышная, переть их надо. 
Престиж университетского образования с середины 1970-х годов стал снижаться, доля студентов в населении страны — уменьшаться, началось старение преподавательских кадров, свободно мыслящие и тем более инакомыслящие научные работники к преподаванию не допускались, финансирование высшего образования из госбюджета сокращалось. Приблизительно в этот период возникла практика подготовки «поддельных» студенческих работ, поскольку количество «не имеющих времени на учёбу» или «недопонимающих» студентов, особенно на заочных отделениях вузов, увеличивалось. Со временем подделки стали получать всё большее распространение. Написанием таких работ в качестве подработки занимались работающие по соответствующим профессиям специалисты. Тележурнал «Фитиль» в 1987 году впервые показал сатирический игровой сюжет «Врача вызывали?», в котором Татьяна Догилева и Зиновий Гердт продемонстрировали невысокие на тот момент возможности выпускников некоторых отечественных медицинских учебных заведений. 
  
Новая Россия
  
Новая страна последовала новым принципам образования, к сожалению, в основном негативным. В первую очередь возросли объёмы вузовской коррупции, впрочем, это было характерно для всех отраслей экономики. Со временем упростилось отношение населения к получению высшего образования. Этому способствовал развал производственных предприятий и, соответственно, падение спроса на людей рабочих специальностей. Система профессионально-технического образования потеряла значительную часть абитуриентов. Среди руководителей частных предприятий в 1990-е годы стало модным иметь не только менеджеров, но и секретарей с высшим образованием. Спрос породил предложение, молодёжь ринулась в вузы, количество вузов и специализаций начало расти — первое в основном за счёт негосударственных образовательных учреждений, второе автоматически, на поводу у рыночной моды и в погоне за абитуриентами. Число специальностей продолжает меняться до сих пор (иногда за счёт варьирования названий и подработок учебных программ). Число вузов государство решило сократить (за счёт негосударственных), но процесс пока незавершён, и выводы делать рано. 
Наступление государства на высшее образование началось в 2008 году. В сентябре социологи «Циркона» по заказу Рособрнадзора собирали вторичную информацию по качеству образования, разослав социологам России предложение: «Купим исследования по вопросам образования или просто поделитесь — для аналитического обзора „Критерии оценки качества образования в представлениях заинтересованных сторон (стейкхолдеров)”». РТР показало программу «Спецкор» о низком качестве образования в коммерческих вузах.
Что касается поддельных студенческих работ, то за первое десятилетие XXI века количество предложений, благодаря облегчившему доступ к информации Интернету, выросло в разы. Если в конце 1990-х годов на любой запрос выдавалась валидная и качественная информация (журнальные научные статьи, статистика, прочая содержательная «пища»), то уже в начале 2000-х годов качественная информация стала отодвигаться «рефератными сборниками» за десятую страницу поисковых выдач, а со временем всё дальше и дальше. К 2010 году ситуация изменилась, но трудно сказать, можно ли назвать это улучшением — место «рефератных сборников» заняли «гламурные» статьи, рассчитанные на малообразованных читателей, а качественные тексты по-прежнему остались вдалеке. 
  
Дипломные, курсовые, рефераты: рынок 2000-х
 
Ассортимент 
  
В этой статье мы не станем затрагивать тему заказных диссертаций — на мой взгляд, это проблема несколько другого уровня, и связана она не просто со студенческой ленью или жизненной необходимостью в справке об образовании, но уже в значительной степени с профессиональной этикой. Ещё неизвестно, захочет ли и сможет ли отказывающийся думать студент работать по специальности, указанной в дипломе о высшем образовании. Но поддельный доктор наук — это мошенник, соорудивший вывеску, за которой скрывается «пшик». О поддельных диссертациях писала, к примеру, «Наука и жизнь» в 2006 году в статье Бориса Руденко «Справка о наличии интеллекта». Приведу лишь одно высказывание молодой и далеко не глупой женщины, желавшей было получить мою помощь в написании диссертации доктора социологических наук:
  
2008 год
— Ещё пять лет, и уже нельзя будет так просто защититься. А сейчас можно что попало говорить, и всё равно получишь учёную степень. 
 
Теперь собственно об ассортименте «рефератного бизнеса». Все виды письменных работ, которые придуманы для студентов, а также все виды работ, которые придумываются в ходе образовательного процесса, могут быть выполнены для студента за плату. Это контрольные работы, тесты, кейсы (ситуативные задачи, cases), курсовые работы, дипломные работы, отчёты по практике, рефераты, доклады, презентации, вопросы для экзаменов и зачётов. Пишут для студентов и полные работы, и отдельные главы, и отдельные задания.
Все дисциплины в «рефератном бизнесе» грубо можно разделить на «гуманитарные» (условно говоря, это те, где требуется владение словом) и «технические» (те, где требуется решать задачи, рисовать, строить чертежи, писать коды и т. п.). На рисунке 1 можно видеть фотографию четвёртой части страницы одной из рекламных газет Новосибирска с предложениями о помощи в учёбе. Со временем спрос на «гуманитарные» работы стал снижаться — появился Интернет, а значит, упростился доступ к информации. Но спрос на «технические» работы не уменьшается. 
 
Рис.1
 
Структура предложения (не спроса!), показанная на рисунке 2, была отслежена в 2004—2006 годах на рекламных строчных объявлениях в разделе «Образование, карьера» новосибирской еженедельной рекламной газеты «Доска объявлений» (2004—2006 гг.) и в разделе «Помощь в учёбе» портала НГС (www.ngs.ru). Для этого в течение названного периода с определённой регулярностью (конкретизация здесь) фиксировались данные. В августе 2010 года были сняты данные для демонстрации возможных изменений (конец августа — это период начала осеннего подъёма рынка).
 
Рис.2
 
На рисунке 2 показано, что самыми «горячими» были и остаются следующие дисциплины: математика, русский язык, физика, а также чертёжные и графические направления. Всё ещё остаются «горячими», хотя и постепенно «остывают», право, экономика, менеджмент и высшая математика. Практически нет предложений по следующим дисциплинам, которые часто предлагались раньше: социология, философия, маркетинг. Больше предложений стало по информатике, литературе, механике (теоретической, технической, строительной, прикладной), сопромату, статистике, теории вероятностей, финансово-экономическому анализу, химии, энергоснабжению.
 
Барьеры входа и выхода 
 
Войти на рынок просто — нужно иметь голову на плечах и быть в состоянии более-менее связно излагать материал по конкретной проблеме (для гуманитарных дисциплин), быть в состоянии решать задачи, строить чертежи, писать программы (для технических дисциплин).
Выйти с рынка тоже довольно просто — достаточно прекратить откликаться на просьбы заказчиков. Но на практике, если написание работ приносит определённый доход, тем более если он ощутим, это бывает сделать очень сложно. Такому автору, если с рынка его никто и ничто не гонит, для выхода из «рефератного бизнеса» потребуется вся его воля. 
 
География 
 
В любом городе, где есть вуз, есть и исполнители студенческих работ. С появлением Интернета значение местоположения заказчика и исполнителя снизилось — заказчик, живущий в небольшом городке или посёлке, имеет возможность сделать заказ исполнителю из любого города, где рынок перенасыщен предложениями.
Если до середины 2000-х годов Интернет как рекламная площадка не был востребован или был востребован заказчиками мало, то с 2005—2006 годов он стал превращаться если не в основное, то в достаточно значимое, популярное и доступное, место встречи покупателя и продавца. Наблюдение за этой рекламной площадкой стало целесообразным с 2006 года.
 
Объёмы и динамика (2004 — 2010) 
 
Сезонная динамика спроса повторяется ежегодно волнами приблизительно так: 
 
Август, вторая декада — Декабрь, первая декада — подъём
Декабрь, вторая декада — Февраль, первая половина — спад
Февраль, вторая половина — Июнь, первая половина — подъём
Июнь, вторая половина — Август, первая декада — спад
 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz