Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.11.2024, 19:23
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 10
 
Маркетинг
 
Массовое высшее образование, или Я б в рабочие пошёл…
 
Рефератный бизнес: деньги и этика
 
© Н. Доровская
 
 
Сезонная динамика предложения не вполне соответствует динамике спроса, поскольку в пиковые периоды спроса авторы работ (продавцы, особенно те из них, кто исполняет работы качественно) оказываются буквально заваленными заказами и не рекламируют свои услуги. На рисунках 3 и 4 показана динамика предложения за период с апреля по декабрь 2006 года. «Всплески» означают, в том числе, степень освобождённости, а «провалы» — степень занятости основной доли авторов. Поэтому авторы, имеющие  постоянных заказчиков, всегда предупреждают их о том, что наилучшими периодами для заказа являются периоды спада, указанные здесь выше.
  
 
Рис.3 и 4
  
В августе 2010 года ситуация по сравнению с августом 2006 года практически не изменилась:
  
Цены 
  
Цены разнообразны, как и ценовая политика разных продавцов. Одни из них делают упор на качество и, значит, требуют хорошей платы. Другие — обычно это фирмы — работают по принципу «низкая цена работы — большой объём заказов». Третьи продавцы согласны работать за любые, даже самые малые, деньги.
Расчёт производится либо в целом за работу, либо за одну страницу работы. Частные исполнители работают как кому удобно, «фирмы» предпочитают постраничную оплату, но дипломные работы оценивают единой суммой.
Норма прибыли в фирмах-посредниках в 2000-х годах составляла не менее 50 %.
 
Портрет продавца
 
Ума — палата, а глупости — саратовская степь.
 
Поговорка
 
Современный студент, решивший отправить добычу письменного зачёта на аутсорсинг, имеет богатый выбор: можно попросить выполнить работу однокашника, можно найти надёжного автора-частника и пройти с ним все годы обучения, а можно отдать всю пачку работ в фирму.
 
«Фирма»
 
«Рефератные фирмы» появились ещё в 1990-е годы, но расцвели в 2000-е, с изменением общественного мнения о системе образования и с изменением отношения населения к такому, частично подложному, способу обучения. Открыть «рефератную фирму» несложно. Сложнее выйти на безубыточный уровень работы. Чтобы привлечь клиентов, фирма должна иметь офис, компьютерное оборудование, менеджеров и рекламу. Рекламные кампании, в зависимости от платёжеспособности «рефератной фирмы», проводятся ею постоянно или периодически, и включают один или несколько способов: раздачу визиток в вузах и около них, расклейку объявлений в вузовских помещениях, размещение наружной рекламы различных форматов на самых разных площадках, рекламу в прессе, на радио, на телевидении и в Интернете. Очень важным для фирм является «сарафанное радио» — негативные отклики способны загубить бизнес на корню.
Фирма, как правило, способна выполнить любую работу. Это возможно благодаря сотрудничеству фирмы с несколькими единицами, десятками, сотнями исполнителей, специализирующихся на разных предметах. Фирма платит исполнителю около половины той суммы, которую студент отдаёт за работу. Фирма старается выдерживать сроки исполнения и заявляет о гарантиях качества. Под «качественным исполнением» разные студенты подразумевают разное наполнение.
Массовое появление фирм в начале 2000-х годов было обусловлено массовым изменением отношения студентов к высшему образованию на протяжении 1990-х. Личный опыт убедил тех студентов в том, что на практике ответственное отношение к получению знаний необязательно, а переложение работы по выполнению отчётных работ на чужие плечи не только не осуждается, но даже в какой-то степени и одобряется ближайшим окружением студента. Как следствие, часть студентов 1990-х годов уже в период учёбы предполагали, что после окончания вуза, то есть как раз к началу 2000-х годов, станут подрабатывать или даже зарабатывать написанием студенческих работ для следующих за ними поколений студентов. Например, студент дневного отделения одного из лучших вузов Новосибирска, решающий математические задачи для сокурсников ещё во время учёбы, сказал так:
 
Апрель 2009 года
— Мне предлагают аспирантуру. Думаю, что, конечно, буду решать задачи и дальше. Почему нет? Только я прятаться не буду — какой смысл? Студенты будут знать мои расценки, я сам им буду о них говорить. Хочешь — сам решай, не хочешь — плати, я решу.
 
Таким образом, в 2000—2003 годы на российском рынке сформировалось и оформилось массовое предложение услуги по написанию студенческих работ, и наиболее предприимчивым молодым людям оставалось лишь организовать и монетизировать эту новую интеллектуальную рабочую силу. Тем более что лучшего спроса на приложение полученных знаний выпускники зачастую не находили.
Но настоящий вал возникновения посреднических фирм «рефератного бизнеса» начался во второй половине 2000-х годов — не за счёт роста числа молодых авторов, а за счёт роста числа молодых предпринимателей, стремящихся организовать других людей на выполнение работ.
Разновидностью фирм можно назвать фрилансерские сайты, имеющие разделы наподобие «Дипломные, курсовые работы». 3 июня 2008 года со своими пользователями решил проконсультироваться Weblancer — оставить ли в каталоге категорию «Дипломы/Курсовые/Рефераты»? Отказаться от неё Weblancer был готов только в том случае, если потеря репутации перевесит потерю денег. Результаты обсуждения в обобщённом виде можно посмотреть здесь. К осени 2010 года раздел «Дипломы/Курсовые/Рефераты» на Weblancer-е продолжал существование.
С 2010 года появилась тенденция обозначать «фирмы» названием «консультационный центр (КЦ)».
 
«Частник»
 
«Частник» — это автор, работающий со студентом лично, без посредников. В ХХ веке работы для студентов выполняли в основном только авторы этой категории – фирм не было. Сегодня отношение студента к частнику настороженное, впрочем, как и частника к студенту – и та, и другая сторона могут обмануть, не выполнив взятые на себя обязательства. В то же время, настоящие и качественные авторские работы с большей долей вероятности встретишь именно среди частников.
Основным мотивом деятельности для частника является подработка, в советские времена это называлось «халтурой». Если человек является хорошим специалистом в своём деле и обладает навыком исполнения учебных (научных) работ, ему не составит труда приобрести добрую репутацию и постоянных заказчиков, которые будут передавать координаты такого автора всем желающим и по наследству.
Рефератный рынок — это рынок «лимонов». Авторов, создающих оригинальные научные произведения, здесь нет — они либо быстро покидают эту сферу, либо появляются здесь изредка и вынужденно, либо на них очень сложно выйти, так как они не рекламируют свои услуги, будучи постоянно занятыми за достаточные для них деньги. «Лимонизации» рынка способствовал Интернет — с начала 2000-х годов на рынок пришёл вал авторов-рерайтеров, работающих не на качество, а на скорость.
 
«Однокашник»
 
Студенты берутся за выполнение работ для сокурсников и одногруппников за небольшие деньги или даже бесплатно. Их мотивами могут быть подработка или получение дополнительных знаний по той или иной теме, в дополнение к тематике собственной зачётной работы. Сокурсники не прочь дать умному однокашнику подработать и в общем не против такого способа «написания» зачётных работ.
 
«Преподаватель»
 
«Преподаватель», с этической точки зрения, самый безнравственный тип продавца, потому что, образно говоря, служит двум господам. «Преподаватель» — это действительный, реальный преподаватель учебного заведения, который сам или через подставных лиц выполняет за своих студентов контрольные и прочие работы. Чаще всего эта деятельность завуалирована, но такие преподаватели, как правило, известны студентам либо легко «вычисляются». У таких преподавателей может быть неопределённая, «размытая», «мутная» репутация — никто с уверенностью не скажет, честен ли он со студентами. Такому преподавателю можно сдавать предмет несколько раз, не сразу догадавшись о его «оборотной» деятельности. Однако, к счастью, такие преподаватели встречаются нечасто и уж точно не предлагают своих услуг студентам, желающим учиться своим трудом.
Интересный вывод сделали в 2004 году исследователи TraCCC в Грузии: по их наблюдениям, школьные учителя борются против коррупции в образовании, преподаватели вузов — никогда:
 
То, что происходит, просто поразительно — люди, обычные профессоры/преподаватели, вынуждены как-то выживать в жестоких экономических условиях, где процветает коррупция, но отсутствуют какие бы то ни было протесты, забастовки, бойкоты в сфере высшего образования. Протестовали школьные учителя в Тбилиси и областях Грузии, но никогда не возражали профессора/преподаватели системы высшего образования. Более удивительно то, что честные профессора, которые являются жертвой системы, не борются против коррупции.[…] Некоторые профессора и лекторы честны и порядочны, но они не делают ничего, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
 
Портрет покупателя
 
Всем известно, что во всех науках и во всех искусствах
занимающиеся ими имеют различные степени знания и различные намерения;
ибо не у всех всё бывает в совершенстве,
по скудости тщания, или по недостатку естественных сил.
 
Лествица 27:29
 
Сегодня нет возможности выделить чёткие характеристики людей, определяющих покупателя студенческих работ. Ленятся учиться все категории студентов, хотя это и не означает, что все поголовно сдают письменные работы, созданные чужим трудом. Однако можно выделить несколько категорий покупателей.
 
«Занятой»
 
У него нет времени учиться. Нет времени провести исследование, понятно и в профессиональных научных терминах описать работу. Он сам работающий специалист и на опыте хорошо знает и понимает то, чему сейчас «учится». С такими студентами преподавателям зачастую интересно — у таких студентов часто есть искреннее желание и возможность понять преподавателя, в то время как преподаватель получает от них новую, «живую», информацию по интересующим его научное любопытство проблемам. Иногда продавцов студенческих работ такие студенты забрасывают вопросами и просьбами о правках, стараясь быть не просто заказчиками, но соавторами основных идей и тезисов, не настаивая, впрочем, на последних.
 
2008 год
 
Студент новосибирского филиала одного из столичных вузов, первое высшее, 1 курс, заочный, прошлогодний долг по «Психологии и педагогике»:
— Сдал работу, скачанную из Интернета. Препод сказала, что не пойдёт. Я сказал, что всё равно сам не буду делать, а буду заказывать. Препод сказала: «Хотя бы так. Вы деньги заплатите». Мне лишь бы сдать уже. А учиться вроде и интересно, но времени нет — работать надо.
 
2008 год
Студентка одного из новосибирских вузов, ставшая мамой в период учёбы:
— Я второй курс отдавала работы на заказ и поняла, что этих предметов я не знаю и не помню, и это было настолько неприятное открытие, что после этого я пытаюсь максимум делать сама.
 
Любознательные и настойчивые, стремящиеся к знанию (а не к корочкам) студенты в 2000-е годы стали настолько редки, что преподаватели искренне жмут руку за каждый искренне-любознательный и отстаивающий своё мнение напор.
 
«Рациональный»
 
Он знает, что вряд ли потянет высшее образование самостоятельно, потому что школьная подготовка хромает, и высшее образование не ляжет на такой «рассыпчатый фундамент». Он, возможно, из сельской местности, где школьных учителей не хватает. Или он из городской школы, в которой бесконечно сменялись учителя, так в результате ничему толком не научив. Или она — домохозяйка, несколько лет назад закончившая школу и за воспитанием детей и(ли) мужа почти потерявшая способность к научному мышлению, но не потерявшая желание иметь самостоятельный доход.
 
2007 год
 
Студентка новосибирского вуза, первое высшее, 2 курс, очный:
— Нет у меня склонности к написанию курсовых работ. Рефераты и контрольные сама пишу, а курсовые… Нет уж.
 
«Рациональному» высшее образование необходимо, но он знает, что самостоятельно не осилит современную программу, и становится постоянным клиентом автора студенческих работ на весь срок своего обучения.
Однако не всегда учёба «не клеится» из-за осознаваемого недостатка собственных сил. Бывает и так, что необходимыми ресурсами не обладает коммерческое образование. Вот что говорят студенты-очники одного из лучших вузов Новосибирска:
 
Май 2008 года
Студентка факультета «Мировая экономика»:
— Наш факультет никто в вузе не любит. Другие факультеты в вузе уважаемы, деканы некоторых из них интересуются делами своих студентов. Наш декан — со студентами не здоровается, бывает пьяным, машину меняет после каждой сессии. Нас не учат. Я сразу говорю: «Я ничего не знаю, выходя из вуза». Хотя, чтобы не было проблем с преподавателями, необходимо ходить на все лекции, всё делать в срок. Наш факультет только собирает деньги, но это не весь университет. На остальных факультетах по-другому. У нас сейчас из 28 человек самостоятельно пишут диплом около половины. То, что и я заказала диплом, никто не знает.
 
Студент дорожно-строительного факультета:
— Я диплом купил. Времени не было, я тогда как раз пошёл работать. Сейчас я понимаю, что и сам бы написал, но тогда не знал, как подступиться. Причём наши преподаватели ещё бы растолковали, а вот на факультете «Мировой экономики» от студентов просто отмахиваются. Их там не учат, просто деньги собирают.
 
По свидетельству других студентов, преподаватели факультета «Мировая экономика» этого вуза читают лекции буквально по книгам, работать над дипломными проектами студентам не помогают, не консультируют, предлагают произвольно искажать данные («чтобы хорошо выглядело»), не считают коммерческую тайну уважительной причиной отказа в даче информации студенту на предприятии, отдают предпочтение форме работы вместо содержания, часто используют аргумент «это ваши проблемы», и, наконец, доводят студентов до слёз придирками, не относящимися к сути научной деятельности.
 
«Разочарованный»
 
Он пришёл за знаниями. Ему было интересно научиться, понять, разобраться. Но часть дисциплин оказалась непонятной, попытки разобраться самостоятельно оказались безуспешными, встречного энтузиазма преподавателей не оказалось. Остался лишь точечный интерес к наиболее близким и понятным наукам, но интерес в целом к учёбе, а за ним и желание трудиться, чтобы понять, ушло. Апатия привела его к авторам студенческих работ, оставив на память о былом желании учиться затухающие угрызения совести.
 
Сентябрь 2008 года
Студентка одного из новосибирских университетов, второе высшее, 5 курс, заочно:
— Расплодилось высшего образования. Наш набор был 100 человек, выпускается 30 человек. Деньги выкачивают и всё, прощай.
— Если раньше больше читали книги, то сейчас — «клиповое» сознание: нашёл, схватил, обработал. Интернет способствует. Теперь нужны не подготовка и анализ, а найти и использовать. Быстро.
 
Кроме неспособности быстро схватывать, важным фактором становится и отношение преподавателя к студенту. Существует категория преподавателей, относящихся к студентам с сарказмом и пренебрежением. Такие преподаватели неприкрыто оскорбляют студентов, но студенты терпят, не вступая в конфликт. Приведу пример.
 
Студент принёс на проверку диплом преподавателю, научному руководителю своего дипломного проекта. Студент заочник, возраст 22—23 года. Преподаватель юрист, по характеру ироничен, не тратит много времени на студента. Диалог:
Студент: По нашему мнению, повышать ответственность турагентства всё-таки стоит, и мы бы мотивировали это следующим…
Преподаватель: Как много мудрости…
Студент: … в общеобразовательных школах можно организовать уроки для старшеклассников…
Преподаватель: Какая грандиозная программа!
 
Студентам-заочникам не везёт с обучением больше других. Как сказал один из преподавателей милицейской школы, «образование на заочном — это только самообразование». Поэтому, если будущий заочник не гений, ему придётся снизить ожидания.
 
«Помощник» 
 
Это папа, или мама, или приятель молодого студента, который по каким-то причинам сам не в состоянии обратиться к продавцу.
 
«Хам»
 
Нужно заметить, что покупатели, обращающиеся к продавцу-«частнику», всегда благодарны ему, расценивая взаимодействие как сотрудничество, а труд продавца как помощь, и этим вызывающие дополнительное ответное желание помочь, объяснить, ответить на возникающие вопросы. Среди покупателей, обращающихся к продавцу-«фирме», таких меньше, зато чаще встречаются и высокомерные, и хамливые.
«Хам» — отдельная категория покупателей, общение с которыми у продавца-«частника» обычно заканчивается не начавшись. Поэтому именно «хамы» становятся большинством среди заказчиков продавцов-«фирм».
 
2007 год
Звонит молодая девушка, по голосу ещё ребёнок:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте.
— Вы бухучёт делаете?
— Нет.
Отключилась.
 
Так поступают многие молодые люди, не приученные к телефонному этикету — нет «спасибо», нет «до свидания», иногда нет даже «здравствуйте».
Замечено, что работающие люди, вне зависимости от возраста, как правило, вежливы и тактичны. Хамят обычно дети состоятельных родителей.
 
(продолжение следует)
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz