Контрольный листок, 2013, № 7
Актуальная тема & Неэффективные вузы
Академия антикрасоты
© Даниил Печерников
СГА – уникальный вуз, которым управляет нормоконтроль
Какой орган вуза является управляющим? Ректорат? Учёный совет? Если речь идёт о Современной гуманитарной академии (СГА), то правильный ответ – нормоконтроль.
Действительно, в СГА – как ни в одном другом вузе – нормоконтроль имеет очень большое влияние, на практике подменяя собой ректорат (мало интересующийся учебным процессом), учёный совет (также самоустраняющийся от происходящего «внизу»), дипломные комиссии и научное руководство.
Уровень диплома в СГА низкий (о чём свидетельствует небольшой объём работ – примерно 50, реже 55-60 страниц, но больше попросту не допускается) и наличие двух (а не трёх) глав. Никаких требований к содержанию в данном вузе попросту нет.
Но зато требованиям к оформлению придаётся особое значение. Это видно хотя бы из того, что научный руководитель будет читать диплом только в том случае, если он прошёл нормоконтроль. Хотя размеры отступов полей (они меньшие, чем в большинстве вузов, и отличаются от настроек Word по умолчанию, как и другие требования) никакого отношения к содержанию и соответствию темы не имеют.
Обязательно наличие листа с заданием на выполнение выпускной работы (так официально она называется, хотя СГА не перешла на Болонскую систему, и разделений «бакалавр – магистр» в ней нет). Причём должен быть полностью описан график работы. Введение и заключение по пунктам имеют чуть ли не диссертационную структуру, включая теоретическую и практическую значимость работы, но едва ли эти понятия применимы к работам с низким уровнем изложения темы, потому что если вычесть все служебные части – титульный лист, введение, список литературы и другие, - то на основную часть останется 40-45 листов (формально допускается 50, но это исключительные случаи), а на этом объёме не разгуляешься и тему не раскроешь.
Формально нормоконтроль возглавляет один из преподавателей. Фактически он это делает постольку, поскольку хочет, кто бы это не был. В лучшем случае – получает какую-то надбавку. А основной состав – ассистенты и секретариат. В их обязанности входит также отслеживание графика сдачи отчётов и работ. Однако на деле нередки случаи, когда нормоконтролёры и секретари присваивают себе права писать рецензии на работы, принимать решение о допуске или недопуске её к защите (то есть права преподавателей – научных руководителей, рецензентов, дипломных комиссий).
Понятно, что в этих условиях – самоустранение преподавательского состава от выполнения своих прямых обязанностей и замещение их нормоконтролёрами и ассистентами – низкий уровень дипломных работ (а следовательно, и подготовки выпускников) неизбежен. И именно в СГА уровень коррумпированности один из самых высоких по стране. В 2010 году известны случаи, когда преподаватели сбывали студентам готовые дипломные работы по 20-26 тыс. руб., при этом данные работы были составлены из частей различных документов (в том числе имевшихся в Интернете) и в ряде случаев не соответствовали темам (для сравнения – на тот момент средняя цена дипломной работы на заказ по экономике или гуманитарным дисциплинам составляла 14 тыс. руб. в Санкт-Петербурге; при этом была возможность получить качественную работу). Это редкий случай: в условиях «правильной» коррупции размер взятки (или суммы всех взяток) всегда меньше рыночной стоимости (иначе было бы возможным просто купить, чем подкупать); кроме того, при «нормальном» функционировании теневой экономики взятка - просто неофициальная плата за услугу, и факт её получения обязывает получателя эту услугу оказать.
В подтверждение неэффективности учебного процесса СГА «Контрольный листок» приводит два примера «дипломных работ» этого вуза. Обе они составлены из других документов, никакой практической ценности не имеют в силу своей бессодержательности и непоследовательности. Первая работа, посвящённая кредитованию, отличалась изначально низкой оригинальностью и отсутствием практической части как таковой. Вторая представляет собой невероятную смесь из разных областей – «обо всём и ни о чём». Зато они обе формально соответствуют требованиям нормоконтроля СГА.
Экономическая оценка влияния научно-технического прогресса на эффективность деятельности предприятия
Глоссарий. Зачем он нужен?
Отличительной особенностью выпускных работ СГА является наличие глоссария. Так как обязательно требуется 15-20 понятий, при размере шрифта Times New Roman 14 и полуторном интервале на глоссарий уходит 2-3 страницы. При общем объёме 50-60 страниц это примерно 4-5 % текста. Но в Интернете достаточно словарей по различным отраслям. Соответственно, вероятность совпадения текста в глоссарии хотя бы с одним словарём в Интернете близка к единице. То есть – наличие глоссария автоматически снижает оригинальность текста по программе Антиплагиат минимум на 4 %. И никаких аргументов нормоконтролёры (которые тоже используют Антиплагиат – для формального выполнения инструкции и как лишнее основание не пропустить работу) принимать во внимание даже не собираются. Оригинального текста должно быть не менее 70 (75, 80) процентов! Причём из примеров, приводимых выше, следует, что нормоконтроль СГА так и не определился, где должен быть глоссарий: то ли между заключением и списком литературы, то ли после списка литературы и перед приложениями...
Кстати, наличие глоссария характерно не только для работ СГА. Например, он ещё с 2010 года практикуется в курсовых работах Института растительных полимеров.
Очевидно, что научная ценность глоссария в выпускной квалификационной работе равна нулю. Потому что в качественно выполненных работах определения терминов даются в основном тексте, а для терминов общеизвестных они просто не требуются. Зачем каждый раз повторять, что такое план счетов бухгалтерского учёта или ценные бумаги (в зависимости от темы работы).
Смещение акцентов с содержания на оформление и глоссарий, а также фактическое распределение функций преподавательского состава и вспомогательных подразделений в лице нормоконтроля, низкий уровень дипломных работ – всё это свидетельствует о том, что Современная гуманитарная академия достойна звания «Неэффективный вуз России».