Дипломный проект, 2013, № 9
Кабинет методиста
О шахматах и педагогике с любовью и надеждой
© В.М. Гайнулина
Шахматы, возникнув в глубинах истории человечества, не перестали быть загадкой и в современную информационную эру. Они не имеют границ, не сводимы к определенным функциям, связаны со множеством явлений социальной жизни.
Все виды носителей информации причастны к хранению феномена «шахматы» и предъявлению его пользователю: специализированные книги, брошюры, журналы, газеты; статьи в нешахматных изданиях о шахматистах, турнирах, дипломатических, политических, исторических коллизиях, имеющих отношение к шахматному искусству; радио- и телесообщения, кассеты, диски, дискеты... Существует и высокая художественная литература о мире шахмат. Авторы произведений — Куприн, Набоков, Леонов, Казанцев, Котов, Панов, Цвейг, Унамуно, Стаут, Бурникель... Это — на русском языке, отечественная и переводная. А сколько книг не переведено?!
Почему шахматы столь притягательны, что остаются в жизни людей далее в периоды исторических потрясений — смен общественных и государственных устоев? Шахматная игра — это проекция характеристик социальной жизни: борьбы тактик, стратегий, побед, поражений, дуэлей интеллектов, воль, характеров, эмоций и т.п. Процесс этой игры выступает действующей моделью интеллектуальной активности человека и показателем ее продуктивности. То есть и сами шахматы — это особый носитель информации.
Вот почему на них часто ссылаются в политике, экономике, праксиологии. В представлении очень многих людей шахматная атрибутика олицетворяет и иллюстрирует множество образов, идей, смыслов. Поэтому кино, фотоискусство, живопись, мода неравнодушны к ней.
Такие специфические увлечения человечества, как коллекционирование и антиквариат, экслибрис, почтовые марки, карикатура, юмор, сатира, шарж, не обходятся без шахмат. Ювелиры, резчики по камню, дереву, мастера художественного литья вдохновляются и сегодня энергетикой и красотой мира шахмат, их произведения восхищают маленьких и юных шахматистов, знакомящихся с историей шахматных фигур по иллюстрациям: такое это чудо, что даже современные «телевизионные» дети им очаровываются!
С шахматами прямо или косвенно связаны многие выдающиеся люди отечественной и мировой истории. Только один пример.
1794—1867 гг. — это пространство жизни Александра Дмитриевича Петрова — первого русского шахматного мастера, теоретика и композитора. Он основал первый шахматный клуб в России, был известным литератором, действительным статским советником (этот гражданский ранг соответствует у военных званию «генерал-майор»).
1812 г., Бородинское сражение, один из его героев — граф Михаил Андреевич Милорадович. После войны с Наполеоном последовали военные действия на Кавказе, в которых М.А.Милорадович проявил себя одаренным российским военачальником. За заслуги перед Отечеством император Александр I назначил графа генерал-губернатором Петербурга. Во время восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 г. Михаил Андреевич обратился к восставшим с увещевательными словами, его ранил Оболенский, затем выстрелом из пистолета приблизил смерть губернатора Каховский...
За год до смерти М.А.Милорадовичу — любившему шахматы и прекрасно в них игравшему — первый русский маститый шахматист А.Д.Петров дарит четырнадцатиходовую задачу «Бегство Наполеона из Москвы в Париж». Эстетически-интеллектуальный восторг графа безграничен: он встретился с гением, патриотом, еще раз изумился красоте шахматного искусства.
А вот факсимиле титульного листа его учебника «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок» (СПб., 1824) с дарственной надписью: «Милостивому Государю, Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения...». Известно, что этот учебник читали И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский. Естественно, с ним были знакомы другие российские игроки, поэтому, зародившись благодаря его стараниям, русская шахматная школа дала удивительный результат: шахматный Олимп практически весь XX в. (с небольшими перерывами) принадлежал СССР, потом его преемнице — Российской Федерации.
Из-за феноменальности шахмат нередко возникает вопрос: «Это спорт, наука или искусство?» На бытовом уровне преобладает мнение, что шахматы, при всей их интеллигентности, изысканности, утонченности, завораживающей красоте, — все-таки спорт. Основание для такого суждения: в них не просто играют, а борются за победу.
Обратим внимание на парадокс. Еще в древности, у римлян, слово «bellum» означало «прекрасное», «красота» и... «война». Язык отразил диалектику бытования в жизни враждебных по смыслу понятий. Действительно, какой-нибудь император полагал прекрасным вести войну, ибо такое деяние расширяло его империю...
В шахматах относительно борьбы (как и вообще в спорте) используются термины, присущие военной тактике и стратегии, что отметил в 1906 г. Эммануил Ласкер, доктор философии и математики, чемпион мира по шахматам в 1894—1924 гг.: тактика, стратегия, фланги, центр, жертва, план, атака, контроль, борьба, победа, угроза, защита, оборона и т.д. В шахматах тоже есть противоборствующие стороны, так же заключают мир в виде «ничьей». «Воинственность» шахмат связана, как можно предположить, с двумя их атрибутами. Во-первых, с их долгим бытием в истории человечества, а ее без войн еще не было. Насыщенность людского сознания призраком и реальностью этого способа выяснения отношений между персоналиями, группами, народами, государствами, религиями, культурами, цивилизациями засорила шахматную речь, чему способствовало внешнее сходство смысла и целей этой игры со смыслом и целями военных действий. Второй атрибут — это их интеллектоемкость, элитарность, сжатая пружина ориентированности на первенство, которая, распрямляясь, заставляет познавательный инстинкт человека превращаться в осознанный познавательный интерес, обладающий личностно-творческой функцией, реализующейся быстро, компактно, в виде победы над партнером, соперником.
Из-за «воинственности» шахмат возникает особая педагогическая цель — приучение обучаемых к этикетным нормам поведения (вежливости, уважения, толерантности) и на их основе к нравственному и философическому отношению к сопернику: последний, конечно, стремится именно к своей победе, но без него партия не может состояться, поэтому он — партнер. И ребенок, и взрослый, входя в мир шахмат, проникаются и ощущением, и осознанием, что встреча с шахматами — это везение по жизни, это своего рода подарок небес. Потому что шахматы — интеллектуально-эстетическая область со-циальной и личностной жизни, спорт, любительство, профессия, искусство, наука, творчество, а также возможность для человека реализовывать интеллектуально-эстетические потребности.., до конца своих дней: пока живу — играю! Пока играю — живу! Существует версия, согласно которой подавление этих потребностей сокращает длительность жизни. Как правило, шахматисты живут долго, потому что умение играть в шахматы, практикуемое постоянно, — это упражнение мозга в активности. Будучи игрой (но — какой!), шахматы вбирают четыре сущности человека, открытые еще в мудрой античности: homo sapiens, homo ludens, homo instru-mentalis и homo politicus.
Казалось бы, в феноменологии шахмат должна существовать только одна проблема: как научиться в них играть, играть грамотно, талантливо, красиво? Но! Сложный и трагичный XX век, все еще присутствующий и в веке XXI, оставил нам противоречивое восприятие их значения, причина которого — прогноз, что «шахматы свое отыграли».
Что такое «шахматы» сегодня? Сравнение с каким периодом их истории может дать ответ на этот вопрос? Старая шахматная гвардия, не находящаяся на Олимпе мировых чемпионатов, полагает: «Кому сегодня нужны шахматы? Их время прошло». Под «временем шахмат» подразумевается историческая эпоха, начало которой обозначено термином «шахматная горячка» (фильм с таким названием был снят в Москве в 1925 г.), а конец представляет собой противостояние А.Карпова и Г.Каспарова. Логика в акцентах истории отечественных шахмат убедительная: значение внимания власти, и не только абсолютной власти, для престижа какого-либо спорта, искусства понятно. Кончилось внимание, увял престиж, шахматы не нужны... «Ненужность» шахмат с болью отмечена в серьезнейших аналитических статьях, подводящих к печальному прогнозу.
Остается в утешение обратиться к известному суждению: «все проходит». Но чем талантливее обоснованы констатирующая и прогностическая части конкретной публикации на тему угасания эры шахмат, тем сильнее несогласие с автором: настолько сами шахматы внушают естественность и необходимость своего присутствия в современной культуре. Талант автора помимо его воли взывает к более широкому взгляду на вживленность шахмат в жизнь российского общества. Пример: статья Сергея Королева «Век шахмат закончился» (Приложение к «Независимой газете», № 11 (74) от 14.06.2001). Заглавие материала опирается на констатацию: «Плеяда великих мастеров уходит вместе с советской эпохой».
Давайте посмотрим на историю отечественных шахмат с другой методологической позиции наблюдателя. Введем гипотезу: шахматы — это не только персоналии от М.М.Ботвинника до В.Крамника (сегодняшнего российского чемпиона мира по шахматам), но и миллионы любителей шахмат. Дело не в классе игры, дело в самом факте массовидности присутствия шахмат в обыденной жизни, присутствия заразительного, вовлекающего в свою орбиту характернейшие признаки современности, в том числе Интернет.
Да, ушел Ботвинник, в тени А.Карпов, Г.Каспаров. Но! Обратим внимание на следующие годы жизней:
1868-1941 - Ласкер;
1888-1942 - Капабланка;
1892-1946 - Алехин.
Как видим, в сороковые годы XX в. ушли из жизни практически одновременно трое гениальнейших шахматистов. И это во время всемирной культурной и гуманитарной катастрофы — второй мировой войны... Но шахматы не кончились. Внимательнее всмотримся в их недавнее прошлое: если интерес лидеров страны к получению и сохранению шахматных чемпионских титулов представителями СССР - это интерес государства, то вовлеченность жителей Советского Союза в мир шахмат — это общественное дело. Именно общественный характер шахматного движения в СССР сохранил интерес к шахматам в сегодняшней России, хотя государственный интерес к ним практически иссяк.
Сегодня в Российской Федерации происходит возрождение интереса к шахматам, развертываются старые традиции и появляются новые. Продолжаются шахматные фестивали, олимпиады, турниры. Проводятся детские и юношеские первенства, открываются городские шахматные клубы, где-то в школах вводится предмет «шахматы», где-то определяется лучший педагог-тренер по шахматам. В Интернете живет «Шахматная Планета», в первенстве которой только на отборочной стадии приняли участие игроки из более чем 200 городов 20-ти стран мира.
Можно продолжить перечень форм проявления шахматного ренессанса... Есть прямо-таки шахматные оазисы (Орловщина, Калмыкия, Москва, Петербург, Ульяновск), ведутся дискуссии и разрабатываются методики преподавания шахмат разным категориям учащихся, в том числе и детям с ДЦП. Есть шахматная литература, пресса, соответствующие компьютерные программы, Музей шахмат, Академия этого рода искусства. Имея в виду исторические характеристики феномена «шахматы», один из его блестящих знатоков Ю.А.Архипов в предисловии к книге «Шахматная новелла» (сборник лучших художественных произведений на шахматную тематику наших и зарубежных авторов) отмечает взлет шахматной одаренности в 20—30-х гг. прошлого века, между двумя мировыми войнами. И продолжает: «Именно в эту пору шахматы стали заметной составной частью культуры, а может быть, даже ее тайным символом и талисманом. Потому что никогда прежде культура не знала такого сретения логики и загадки, никогда прежде не стремилась так к рациональному исчерпанию иррационального, к тому, чтобы «Заковать в меру трепет Вселенной» (В.Хлебников). Недаром в эти годы во всем мире наступил настоящий культ Достоевского с его «неэвклидовой» геометрией души».
Чего же не хватает? Во-первых, не хватает массовых учебников для желающих обучиться этой игре самостоятельно — детей и взрослых. Недостаточным представляется информационное обеспечение в виде массовых изданий книг, иллюстрирующих творчество талантливых шахматистов, например, партий-миниатюр чемпионов мира и других выдающихся шахматистов. Сложно приобрести программы подготовки шахматистов-разрядников. Нет обмена опытом, мнениями, методиками между педагогами, ведущими шахматные кружки в учреждениях (неспортивных) дополнительного образования детей. И, конечно, плохо обстоит дело с практическими возможностями организовывать соревнования учащихся этих кружков из-за многих причин: кто с Детьми работает, тот знает, что причины эти к финансам и транспорту не сводятся. Но и финансов тоже фактически нет!
Заканчивая тему о якобы Наступающей кончине шахмат, добавим, что есть здесь и еще один аспект. Как известно, Михаил Моисеевич Ботвинник, шестой чемпион мира, в свое время предсказал победу компьютера над живым мозгом в плане способностей выбора самого эффективного варианта из числа прочих. После создания первой компьютерной программы (А.Тюринг, 1947) и первой статьи о компьютерных шахматах (К.Шеннон, 1948) появились мнения о вытеснении из шахмат человека машиной. Число серьезно воспринимавших эту идею росло. Ситуации игры с компьютером нередко оценивались как конец эры человека в мире шахмат (если гроссмейстер проигрывал) или в качестве свидетельства сохраняющейся возможности людей этот мир не отдавать «калькуляторам» (если гроссмейстер выигрывал).
Странно все это! Ведь должны же люди понимать, что к скорости вычислений мозг человека функционально не сводим! Скорость — это технологическое благо, потому и изобрели компьютер, соответствующую программу и стали все это совершенствовать. И М.М.Ботвинник предсказал вовсе не смерть шахмат, а прогресс в средствах освоения обучения игре, развития этой специфической куяь: туры человека. Прогресс впечатляет. «Сегодня лучшие шахматные программы перебирают в секунду до 400 миллионов вариантов! Завтра счет пойдет уже на миллиарды...», — предсказывает Е.А.Бебчук, советник президента Международной шахматной федерации, ректор Московской академии шахматного творчества, в интервью газете «Алфавит» (2003 г. № 14).
Итак, шахматы как явление культуры общечеловеческой, имеющей многие века своего становления и развития, не сводимы к событиям, пусть весьма многозначительным, на шахматном Олимпе и вокруг него. Пессимистическое воззрение, конечно, не случайность, оно отражает определенную реальность. Ситуация напоминает историю явления «народ читающий»: сегодня, как это часто констатируют многие, в России читать не принято.
Глупости все это! И читают, и в шахматы играют. А мнение о «нечитающем народе» и об умирающем увлечении зиждется на традиции самообмана о роли власти как источнике прогресса в стране. Поскольку сегодня власть над умами принадлежит так называемой «элите общества» (ее мы видим в телевидении и на эстраде), она, понятно, не читает, в шахматы не играет, отсюда и падает на народ такая черная тень...
Чем больше знакомишься с феноменологией шахмат, неисчерпаемых, необходимых, тем острее встает вопрос: «Почему сегодня мало востребованы их возможности и функции?». Понятно, что страна и общество находятся в сложнейшем алгоритме переходных состояний, влияющих на все, в том числе и на отношение к шахматам. Субъекты этого отношения различны. С педагогической точки зрения важнейший из них — семья.
Опыт работы по обучению детей игре в шахматы, следовательно, и контактности с семьей, показывает, что родители осознают пользу таких занятий для умственного и общего развития ребенка. В качестве основы для получения профессии шахматы проигрывают «с разгромным счетом» компьютеру и иностранному языку. В качестве имиджевого портфолио отстают от обученности танцам и включенности в какой-нибудь другой спорт. Если нет надежды на поступление ребенка в вуз, то семья старается ввести его в мир прикладных искусств и ремесел, формирующих умения, полезные для обучения в профессиональных колледжах.
Мне не довелось встретиться с целеполаганием семьи сделать из ребенка шахматиста-профессионала... Семья пока права. Печально, что в информационном обслуживании населения существует, возможно, невольная поддержка ее установки на осторожное отношение к шахматам: тема введения современного российского ребенка в мир этого искусства подымается редко.
Это введение осуществляется по нескольким каналам. Во-первых, умеющие играть взрослые обучают младших в семье. Во-вторых, возникают ситуации, когда друзья-товарищи-приятели вовлекают сверстника в эту древнюю игру. В-третьих - кружки в школах. В-четвертых — секции, клубы при спортивных учреждениях. В-пятых - кружки в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД). Два последних «канала» шахматизации условий развития личности ребенка действуют, преимущественно, на основе шахматной педагогики, которая в нашей стране развита и действует уже многие десятки лет.
Традиционно «шахматы» в практической педагогике задействованы, в первую очередь, как спорт. Особый, развивающий системные качества личности, интеллект, чувство прекрасного - но спорт, потому что здесь наличествует состязательность, борьба. Отсюда и главные составляющие в подготовке игрока — формирование его компетентности как борца.
Чтобы побеждать, шахматист должен овладеть методами ведения этой специфической борьбы и средствами достижения победы: теорией, знанием практики игры выдающихся шахматистов (они — победители!), умением реализовывать все это в собственной практике, Поэтому шахматная педагогика как педагогика спорта ориентирована на результат, которым является спортивное достижение воспитуемого: разряд, достигнутая возможность участвовать в турнире и занять там престижное место, стать мастером и т.д.
Кто готовил детей к получению разряда, соревнованию в серьезном турнире, тот знает, что это - сложный труд, требующий от тренера-педагога виртуозной психологической тактики, терпения, любви к подопечным. Естественно, он должен быть еще и своего рода «ходячей энциклопедией».
Весь этот комплекс качеств педагога гарантирует, что красота шахмат и их формирующее личность в целом (а она к «борцу» не сводима) воздействие обязательно будут присутствовать. Как правило, шахматная педагогика предполагает, что спортивная результативность ребенка зависит не только от тренера, но и от того, есть или нет у обучаемого задатки одаренности для занятий. Эта позиция характерна для спорта, потому что его история доказывает: в достижениях спортсмена наличие таланта играет большую роль, очень большую. А если таланта нет? Или он не проявляется у данного ребенка в данном возрасте...