Дипломный проект, 2014, № 12
Страницы истории
Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки
© С. Костюкевич, канд. социол. наук, ст. научн. сотр.
Центр проблем развития образования; Белорусский государственный университет
Меня заинтересовали два вопроса: в чем смысл существования университета и в чем его ценность как феномена культуры? Другими словами, что такое университет как феномен культуры?
Чтобы ответить на них, пришлось обратиться к истории, к изучению той жизни, которая существовала до университета. В первую очередь, естественно, меня интересовали учебные заведения, выросшие на европейской почве, так как университет -продукт именно европейской культуры. Дух этой культуры, европейской жизни, а также школьные заведения, созданные европейцами, - вот истоки, объясняющие, как был рожден университет и к чему он призван.
До университета в Европе существовали античная либеральная школа и средневековая школа-гильдия, т.е. попросту ремесленная. Именно они и были тем примером, которому подражали.
Итак, речь пойдет о типе школьного заведения, который был создан сначала античным, а потом и средневековым городом, т.е. о школе как продукте городской культуры.
Но обратимся к Античности; более конкретно, к Древней Греции. Очень важно, что здесь уже существовало школьное образование, т.е. образование, получаемое не через жизненную ситуацию, а в учебном заведении, называемом школой. Школы были двух уровней - средняя (или довысшая) и высшая. Первая, именуемая гимназией, представляла собой учебно-воспитательное учреждение для юношей из состоятельных семей. Вторая, высшая, появилась, когда созданные греками интеллектуальные искусства - философия и наука - достигли довольно высокого уровня развития. Высшая школа в Древней Греции (а к ней можно отнести Академию Платона, Ликей Аристотеля, Сады Эпикура) представляла собой учебное заведение, функционирующее как научный кружок (сообщество), предназначенный для совершенствования искусства теоретического мышления.
В древнегреческой школе - и средней, и высшей - образование носило либеральный характер и заключало в себе дух античной жизни, в первую очередь жизни античного города.
Но что же характеризовало древний греческий город? Прежде всего то, что в жизни древних греков ремесло не занимало сколько-нибудь значительного места, и свободные состоятельные греки (граждане полиса) относились к этому занятию с пренебрежением. Таким образом, ремесленно-технологическая деятельность не являлась важным элементом античной городской культуры, да и мастер-ремесленник не занимал в ней почетного места. Может, поэтому и в Древней Греции, и в других античных государствах профессиональных учебных заведений или школ, обучающих ремеслу, не было, что, судя по всему, нельзя считать случайностью. (Хотя, разумеется, жизнь гораздо сложнее наших представлений о ней, и, порой, те или иные явления возникают вопреки всякой логике).Что же касается древнегреческой либеральной школы, то она никоим образом не была связана с ремеслом и обучением профессиональной работе как будущей трудовой деятельности. Она была рождена как государственный институт и реализовывала воспитательную функцию. Либеральное образование, рассматривавшееся древними как один из атрибутов жизни гражданина полиса, представляло собой по сути признак аристократизма.
Свободные состоятельные греки могли позволить себе не работать, посвящая все свое время различным занятиям. То, что делали древние интеллектуалы, являлось исключительно искусством, т.е. просто свободным творчеством.
Презирая трудовую деятельность и ремесло, именно они, тем не менее, подготовили почву для рождения интеллектуальных профессий как массового явления и способствовали возникновению университета. Во-первых, древние оставили нам в наследство либеральное образование, в рамках которого развили интеллектуальные искусства и науки. Во-вторых, пренебрегая занятием врача или юриста как ремеслом, они все-таки уделили ему много внимания как области искусства, занимаясь теоретическими исследованиями медицинских и правовых проблем. Впоследствии средневековые врачи и юристы, обращаясь к изучению трактатов древних собратьев, тоже становились интеллектуалами, поскольку вникали в теоретическую исследовательскую сторону своей профессии.
Итак, в древнем мире стать массовой интеллектуальная профессия не смогла: помешало раздельное существование ремесла и искусства. Интеллектуалы не занимались ремеслом (т.е. практической профессиональной работой ради заработка), а ремесленники в массе своей не обучались интеллектуальному искусству (ни возможности, ни стимулов для этого у большинства из них не было).
Чтобы это произошло, нужно было дождаться, пока практическая профессиональная деятельность как ремесло займет в обществе, прежде всего в городской жизни, более важное и уважаемое место и востребует интеллектуальное наследие Античности. И то, и другое произошло. В Средние века появился ремесленный город -город мастеров и ремесленников. К примеру, фламандские города Гент, Брюгге, Ипр, занимавшиеся в основном производством шерстяных тканей, не имели аналогов в прошлом.
Ремесло и технологии становятся в Средние века важным элементом городской среды. И когда в XVI-XVII вв. начинают развиваться экспериментальные науки, город в качестве ремесленного центра оказывается подготовленным к соединению ремесла и научной технологии. В Европе начинается промышленная революция.
Итак, ремесленный дух средневековой жизни, прежде всего средневековых городов, - вот то главное, что способствовало рождению университета.
Очень важно, что к моменту его возникновения ремеслу врача и юриста уже обучают в учебных заведениях. Вспомним средневековые профессиональные школы: медицинскую в Салерно или Болонские правовые. От университета их отделяет один шаг - отсутствие факультета свободных искусств, фактом образования которого университет засвидетельствовал присоединение античной либеральной школы к средневековой профессиональной школе-гильдии. Вместе с тем университетский факультет искусств представлял собой нечто совсем иное, чем античная школа. В первую очередь он отличался своей культурной функцией: если либеральное образование в древности давало интеллектуальную подготовку представителям привилегированных слоев общества (и это было по сути главным), то в XII в. факультет свободных искусств не столько развивал интеллект, сколько преодолевал неграмотность. Кстати, именно этот нюанс позволяет многое понять в происхождении и сущности университетских степеней бакалавра и магистра.
Считается, что родиной первого университета была Южная Европа, где в итальянской Болонье городские школы-гильдии, обучающие ремеслу юриста, в XII в. объединились в университет, тем самым положив начало:
- во-первых, соединению в структуре одного учебного заведения профессионального и высшего образования. Университет становится высшей школой, поскольку в нем, кроме специально-профессиональных, даются еще и дополнительные знания. Применительно к университету определение "высшее" означает: выше того, что необходимо для профессиональной подготовки. Как уже отмечалось, высшая школа существовала и до университета, например. Академия Платона, Аль-Азхарская и Магнаврская школы в Константинополе, Академия Алкуина и т.д., однако высшей профессиональной школой становится только университет;
- во-вторых, возникновению союза ремесла и интеллектуального искусства;
- в-третьих, существованию учебного заведения для обучения интеллектуальной профессии.
Таким образом, благодаря появлению университета интеллектуальная профессия обрела свой дом (институцию), что и помогло ей со временем стать массовым явлением.
То, что первый университет появился именно в Италии - не случайное событие. Возродившись и сохранив культуру урбанизма и наследие либерального образования, Италия стала той благодатной почвой, на которой, в соединении с ремесленным духом средневековой жизни, сумело "вырасти" столь уникальное явление, как университет. Итак, наряду с признанием гениальных творений древнегреческого города - философии, науки, политики, необходимо признать и гениальное творение средневекового города Италии - европейский университет.
Еще раз подчеркнем: первоначально именно процесс дальнейшего развития профессиональных школ-гильдий в итальянских городах (и в целом на юге Европы) привел к возникновению университета, т.е. не общее, а именно профессиональное образование стало условием его возникновения.
Разумеется, университеты в ходе своего становления делали все больший акцент на общем образовании (о чем свидетельствует повсеместное возникновение факультетов свободных искусств), особенно там, где они возникали не на базе ремесленных гильдий, а создавались Церковью на основе церковных кафедральных школ, например, Парижский и Оксфордский.
Южная Европа стала родиной университета. И в этом заключен глубокий смысл. Дело в том, что ремесленный дух средневековой жизни был бесплоден за пределами этого региона, т.е. за пределами старого культурного района Средиземноморья. Иными словами, следует признать, что университет не мог возникнуть без культурного слоя. Если город - только ремесленный центр, появление в нем университета невозможно. В последующем, по аналогии, по примеру или подражанию он мог появиться в любом другом месте Европы, но первоначально в акте своего рождения как феномена жизни университет требовал культурного слоя. Можно сказать, что только на почве культуры дух ремесла оказался творчески плодовитым.
А теперь еще одно уточнение: памятуя о том, что дух (в данном случае ремесленный дух средневековой жизни) бродит, где хочет, приходится тем не менее признать, что любит он все же подготовленную, окультуренную, окультивированную территорию. А потому воздадим должное древним грекам, либеральному образованию и античной культуре, потому что без всего этого средневековая Европа не имела бы университета. Таким образом, университет следует считать "творческой удачей" не только Средневековья.
С появлением университета в Европе возникает новый тип школы, где объединяется обучение ремеслу и искусству. В этом объединении как обучении интеллектуальной профессии и можно увидеть призвание университета. До него подобной культурной задачи, т.е. задачи воспитания интеллектуала-профессионала, школа не решала.
Ученые, изучавшие университет, проделали большую работу и оставили нам понимание как термина universitas (городская гильдия), так и других, с ним связанных: studium generale или alma mater. Исторический анализ университетских имен позволяет судить о том, как конституировался университет. Будучи городской гильдией, где обучали ремеслу врача, юриста и теолога, он был подобен другим, например, гильдии каменщиков, также обучавшим какому-либо ремеслу. Отличие же заключалось в том, что обучение в университете предполагало не только передачу узкоспециальных профессиональных знаний, но и получение дополнительных, на так называемом факультете свободных искусств. Именно дополнительное образование и определяло конституирование университета как учебного заведения, т.е. studium generale, а не только как гильдии (universitas). В качестве учебного заведения университет наследовал образовательные традиции Античности, а в качестве гильдии следовал духу средневековой жизни (что же касается термина alma mater, то это еще одно имя, помимо universitas, обозначающее средневековую гильдию).
Унаследованное либеральное образование со временем переродилось в изучение классической литературы, т.е., можно сказать, что в структуре университета оно продолжилось в дальнейшем как гуманитарное. Таким образом, гуманитарная подготовка в качестве непременного атрибута воспитания университетского интеллектуала тоже есть не что иное, как наследие Античности.
Либеральная (или гуманитарная) подготовка в университете, выросшем на почве гильдии, естественно, профессионализовалась и начала использоваться при обучении профессии. Таким образом она стала выполнять двойную функцию: во-первых, продолжая традицию Античности, культивировать интеллект, а значит, воспитывать интеллектуала; во-вторых, следуя сути университета как органа профессионального обучения, помогать более качественной подготовке специалиста. (Например, сегодня будущему врачу читают такие гуманитарные курсы, как биоэтика, философия эфтаназии и т.д., т.е. гуманитарное образование обслуживает специально-профессиональную подготовку).
В свою очередь и практическая профессиональная подготовка, составлявшая суть гильдии, в структуре университета также существенно переродилась, поскольку теперь к занятию ремеслом готовился интеллектуал - и тем самым ремесло превращалось в интеллектуальную профессию.
Следует отметить, что средневековый университет длительное время не претерпевал принципиальных изменений. Однако экспериментальные естественные науки постепенно начали атаковать его традиции, что в конечном счете привело к принципиальной реорганизации классического (в основном гуманитарного) университета врачей, юристов и теологов в естественнонаучный - университет ученых и инженеров.
Этот процесс сопровождался секуляризацией университетского образования: наука вытесняет религию из университетских стен... Впрочем, это - уже другая тема. Итак, с XVIII в. в Европе наряду со средневековым гуманитарным университетом начинает существовать естественнонаучный, цель которого - подготовка ученых и инженеров, а чаще всего их симбиоза.
Что привнес новый тип университета, тоже со временем ставший классикой, помимо упомянутой секуляризации? Ему удалось превратить старый университет в научный центр, что принципиально повлияло на процесс обучения: гуманитарная, исследовательская и специально-профессиональная компоненты подверглись модернизации, можно сказать, "онаучились". Естествознание переплавило по-своему и наследие либерального образования, и наследие гильдии. И хотя этот процесс оказался болезненным, в конечном счете университет выиграл: связав свою жизнь с наукой и научными технологиями, он укрепил позиции в прагматическом обществе, очень заинтересованном в развитии технологий. Судите сами: кто станет финансировать университет, чтобы он культивировал интеллектуалов? Редкие охотники, да и то в богатом обществе, хотя и они при этом будут думать, что выбрасывают деньги "на ветер". А вот финансировать университет как учреждение, где придумывают новые технологии, готовы многие, при этом почему-то не всегда понимая, что создать нечто принципиально новое в состоянии только интеллектуал.
Итак, университет, став научным центром, модернизировался. В первую очередь кардинальную перемену претерпела исследовательская подготовка студентов. Прежде, в старом типе университета, либеральное (или гуманитарное) образование способствовало тому, чтобы студент становился исследователем. Таким образом, университетский исследовательский дух опирался на методологию гуманитарного познания. Теперь же, в новом университете, главным в исследовательской атмосфере стало не развитие интеллекта и не ученые изыскания в рамках профессии (или вне ее), а получение того или иного результата. Разумеется, само занятие естественной наукой развивает интеллект ученого, но это уже выступает как следствие, а не самоцель, а потому здесь возможны затруднения.
Еще раз напомним: чтобы подтвердить атрибутивность гуманитарной и исследовательской подготовки, учебное заведение, претендующее на статус университета, обязано воспитывать интеллектуалов. А поскольку интеллектуал не может не быть, во-первых, исследователем, а во-вторых, высокообразованным и культурным человеком, в первом случае университету нельзя забывать об исследовательской подготовке студентов, во втором - об их гуманитарном образовании.
И еще. Речь шла о том образе университета, который был создан уникальным сплавом либерального образования, средневековой городской гильдии и естественной науки, т.е. об обобщенном его образе, который, естественно, в каждой конкретной европейской стране имеет свои особенности, обусловленные национальной спецификой. Так, наследие гильдии доминирует в университетах юга Европы, т.е. там, где они и возникли на почве школ-гильдий: здесь по-прежнему делают акцент на профессиональном образовании; обучение профессии - главное. Английские же университеты, в большей степени унаследовавшие традиции либерального образования (особенно Оксфорд и Кембридж) и основанные Церковью, видят опору в либеральном образовании, интерпретированном в церковном духе. До сих пор Оксбридж, например, культивирует воспитание студентов через систему тьютеров, подготовку джентльменов-интеллектуалов, поскольку образование, как считают здесь, необходимо не для профессии, а для жизни.
Третий компонент - естественная наука - преобладает в подготовке студентов немецких университетов, где, благодаря Гумбольдту, прочно поселился дух науки, научной технологии и инженерии. Кстати, думается, что процветанию Германии способствуют не только трудолюбие, дисциплина и организованность немцев, но и немецкие университеты, культивирующие науку (естественную и гуманитарную). Отсюда и тот факт, что Германия технологически опережает многие другие западноевропейские страны.
Но подведем итоги. Итак, первый защищаемый мною тезис состоит в том, что смыслом (сутью, идеей) университетского образования является обучение интеллектуальной профессии, второй же - в том, что университет как ценность культуры призван сохранить интеллектуальную профессию в человеческом сообществе. Эти два тезиса и описывают университет с точки зрения его существования как феномена культуры, поскольку имеют отношение к тому, что делает явление жизни именно культурным феноменом, т.е. речь идет о ее смысле и ценности.