Дипломный проект, 2014, № 12
От реферата до диссертации
Завершение серии публикаций по теме «Обучение чтению».
Кабинет методиста
Раскрываются цели и правила обучения географии в соответствии с требованиями стандарта второго поколения, приводится содержание примерных учебных программ, обозначаются приоритетные направления развития географических дисциплин.
Страницы истории
Издательство «Контрольный листок» начинает печатать на страницах научно-популярного приложения «Дипломный проект» исследования, посвящённые истории образования, в особенности – истории европейских университетов. Сегодня – вступительная часть, написанная белорусским автором С. Костюкевичем, который выводит взаимосвязь между возникновением средневековых университетов и существовавшими в истории древних государств Средиземноморья образовательными учреждениями, отмечая при этом, что среди представители привилегированных сословий в государствах древнего мира те, чьи имена вошли в историю заслуженно, не были представителями «праздного класса» при своём общественном положении, материальном благополучии и даже некотором презрении к тяжёлому физическому труду (что естественно в условиях рабовладения древнего мира): «Свободные состоятельные греки могли позволить себе не работать, посвящая все свое время различным занятиям. То, что делали древние интеллектуалы, являлось исключительно искусством, т.е. просто свободным творчеством. Презирая трудовую деятельность и ремесло, именно они, тем не менее, подготовили почву для рождения интеллектуальных профессий как массового явления и способствовали возникновению университета». Это – в противоположность современному действительно «досужему классу», презирающему до степени оскорблений и унижений не только трудовую, но и научную деятельность.
Редкие публикации
В начале 1985 года в качестве своеобразного некролога ленинградского мастера спорта СССР по шахматам, шахматного этюдиста и литератора А.М. Батуева (1904-1984) журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал два отрывка из его воспоминаний. Оба они посвящены шахматной этике, причём в первом случае приводится пример, когда именно благодаря честности и верности своим убеждениям автору удалось не только одержать победу над махинатором, но и до конца уличить его. Концовка второго тоже должна быть замечена: «сильнейший ход, как правило, не бывает очевидным». В качестве пояснения: турнирные правила СССР и Международной шахматной федерации (ФИДЕ) предусматривали игру с ограничением времени – каждому по 2 часа 30 минут на первые 40 ходов, после чего партия откладывалась и доигрывалась в установленный регламентом день – по 1 часу на каждые 16 ходов, с накоплением времени.