Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 24.11.2024, 15:31
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2014, № 9
 
Актуальная тема
  
Образование и идеология

© С.Л. Ивашевский
  
Политическая борьба естественным образом определяет многообразие подходов к решению данной проблемы. Представители «Единой России» делают ставку на «консервативно-европейскую» идеологию, лидеры КПРФ - на социалистическую, ЛДПР утверждает, что идеология современной России должна быть, прежде всего, патриотической и т.д. [1, с. 5-6]. Нам же представляется более продуктивным не поиск и обоснование идейных различий, лежащих в основе политических дискуссий, а нахождение той идейной базы, которая могла бы объединить современное российское общество на основе общих ценностей и целей.
Исторический опыт демонстрирует, что ситуации идейной неопределенности приводят к социальным кризисам. Столкновение западного либерализма с русским консерватизмом породило революционную ситуацию начала XX в., а далее и приход к власти большевиков — партии, обладавшей идейной определенностью и во многом именно тем сильной. Перестройка в СССР и начало политического плюрализма знаменовали крушение советской системы. Не отрицая ценности плюрализма, все же признаем, что этот замечательный принцип демократии не означает отсутствия идеологии вообще. Она объективно присутствует в общественной жизни. И если ранее в нашей истории этот выбор осуществляла исключительно политическая власть, то сегодня открываются возможности для научного обсуждения, общественных дискуссий по этому важному для нашей страны вопросу.
Анализ политических идеологий, формирующих сегодня умонастроения, жизненные приоритеты людей во всем цивилизованном мире, приводит к признанию наличия в каждой из них определяющей идеи - ценности, вокруг которой и складывается соответствующая идеологическая схема. Для либерализма, например, это идея личной свободы человека, для консерватизма - сохранения традиций, национализма - превосходство одной нации над другими, для эколого-политической идеологии - преодоление потребительского отношения человека к природе и т. д.
Современная ситуация демонстрирует, прежде всего, отсутствие той самой идеи - ценности, которая могла бы сплотить вокруг себя общество, повести его целенаправленно к новым достижениям. На наш взгляд, в таком качестве сегодня может выступить идея образования человека и общества. В XXI в. огромная часть населения Земли именно в развитии науки, образования, высоких технологий видит залог успешного развития, процветания и даже элементарного выживания человечества. В этой связи ценность образования многократно возрастает. Это та основа, которая поспособствует оформлению системы разделяемых значительной частью современного общества идей - целей и средств их достижения, идеологии нео-просвещения.
Так же как исторически изменилось представление об образованном человеке и образовании в целом, нео-просвещение должно отличаться от просвещенческих идей прошедших веков. Современное образование и образованность другие, нежели, скажем, в веке XVIII, но так же, как и тогда, в их масштабном развитии на новом уровне усматривается возможность разрешения множества проблем политического, экономического и иного характера.
В истории отношений политики и образования первая всегда доминировала, политическая идеология выступала средством и целью образования. Попытка иного определения взаимодействия идеологии и образования в отечественной науке была предпринята в первые годы становления постсоветской государственности. Это было время, когда в школе царили «идейный разброд и шатания», повсеместно критиковался опыт советской системы образования, обнаруживался идейный вакуум, который необходимо было заполнить. Но чем? Предлагались представления об общечеловеческих и классово-ориентированных ценностях [2, с. 42—45]. Но они не могут заменить убежденности, идейной четкости в понимании мира и своего предназначения в нем.
Эта проблема широко освещалась на страницах журнала «Педагогика». В материалах опубликованной в нем дискуссии (1995 г.) отмечалось, что партийная идеология не может входить в систему государственного образования, но уход от нее не есть отказ от идеологии в образовании вообще (В.И. Купцов). В качестве альтернативы были предложены «гуманистическая идеология с определенным набором ценностей, накопленных в предыдущие годы» (И.Я. Лернер) и «государственно-патриотическая идеология, ориентированная на воспитание гражданина - патриота российского общества» (Г.Н.Филонов). Важным представляется замечание М.И.Фишера о том, что сфера образования имеет право на собственные ценности [3, с. 117-119], которые можно назвать идеологией образования или, что правильнее, образовательной идеологией с ударением на первом слове (подчеркивая внеполитические основания данного явления). Идеология, воспринимаемая как феномен политический, опирается на политические ценности, связанные с властно-управленческими отношениями. Образование же обладает иными ценностными установками, исходящими из задачи становления и развития личности. Традиционно российская система образования обслуживала официальную государственную идеологию, но сегодня ее задача в том, чтобы помочь такой идеологии появиться.
Проблема взаимосвязи идеологии и образования в современной России была поднята в дискуссиях, развернувшихся после выхода в 2007 г. книги для учителя «Новейшая история России 1945-2006 гг.» А.В.Филиппова [4] и в 2009 г. коллективной монографии «Школьный учебник истории и государственная политика» [5]. Критикуя утопичность сложившихся в пореформенную эпоху взглядов на создание безыдейной истории, авторы своей принципиальной новацией признают попытку переосмысления российского исторического процесса с «государственно-патриотических позиций».
Авторы обосновали исчерпанность неолиберальной идеологии, ее временный и в целом чуждый российской культуре характер. Замена идеологии неолиберализма новым, ориентированным на национальные интересы идеологическим концептом представляется им насущной задачей развития и самосохранения России. Другое дело, как отмечают авторы, что она пока не сформулирована [там же, с. 8]. Авторский коллектив предлагает провести ревизию на предмет делиберализации школьного образования. Версии школьного учебника фактологического типа, отмечается в монографии, должна быть противопоставлена новая для педагогической практики модель ценностно-формирующей учебной литературы. Учебник — это один из управленческих инструментов общественного строительства. Его структура и содержание задаются целью и логикой проблемной декомпозиции. Признание школьного учебника истории средством государственного управления (в широком понимании этого термина) позволяет, по мнению авторов указанной монографии, переформатировать и вывести на принципиально новый уровень весь образовательный процесс по историческим дисциплинам. Ввиду того, что средняя школа в России преимущественно государственная, содержание обучения в ней может и должно являться объектом политики государства.
Такое возвращение идеологии в образование воспринимается неоднозначно. Авторов монографии критикуют за попытку пересмотреть отечественную историю с националистических позиций, перейти к тактике «промывания мозгов» для усиления педагогической управляемости, за саму попытку создать управляемых людей [6].
Не углубляясь в дискуссию о содержании данной работы, отметим, что проблема соотношения идеологии и образования опять стала актуальной, обсуждаемой.
Интерес к проблеме взаимодействия ценностей и реальной политики в России всегда был очень высок. Основная линия научного творчества в этом направлении - осознание острой необходимости при реформировании страны опираться на идеалы традиционной российской культуры, учитывать национальные особенности, искать «свой путь» развития.
Образование и идеология, являясь специфичными проявлениями культуры общества, обладают единой «корневой» системой. Если же рост идет не от корней, а, например, путем «привития», то утрачивается жизнеспособность этих важнейших сфер жизни общества либо замедляется, становится болезненным процесс созревания «плодов».
«В намечаемых реформах, - пишут В.П.Дронов и А.М.Кондаков, - центральным становится вопрос об их идеологической базе, концептуальной направленности. Все осуществлявшиеся ранее преобразования не только недостаточно учитывали российский менталитет, систему его ценностей, богатейший методологический багаж отечественной педагогики, но, напротив, дистанцировались от них, предлагая в качестве образцов «догоняющие» формы модернизации по западным лекалам» [7, с. 24].
Любая идеология, в своем желании быть принятой, стать руководством к действию, должна опираться на сложившуюся систему национальных культурных ценностей. Сфера образования, как их основной хранитель и ретранслятор, становится для идеологии особо важным объектом. Учитывая исторический опыт, считаем перспективной ту модель «идеологизации образования», где соблюдено гармоничное единство политических приоритетов и образовательных задач, формирующееся на основе общих ценностей, не сводящееся к практике давления политики на образование, обеспечено взаимодействие, в котором образование само становится идеологией общества, оказывает влияние на политику, экономику и др. Образование на стыке с политикой рождает образовательную идеологию, отвечающую интересам общественного развития, а значит, имеющую легитимность существования, формирующую нормативно-ценностную систему общества XXI в. Образовательная идеология не должна быть пассивной. Она может претендовать и на системное переустройство социума.
Образовательная идеология предполагает нормативность, установление того, что обладает социальной ценностью, а что нет, что необходимо личности, обществу и государству для достойного существования и развития, а что мешает этому. Таким образом, идеологический поиск неминуемо опирается на обоснование прогрессивных ценностей. Они должны получить максимально четкое определение и максимально возможное общественное одобрение.
К традиционным ценностям российского образования, способным и в новых условиях стать базой формирования востребованной идеологии, считаем необходимым отнести: высокий уровень государственной ответственности за функционирование системы образования, определяющую роль государства в организации и содержании образования на всех его уровнях; приоритет общественных интересов над личными как мировоззренческую установку процесса обучения и воспитания; высокий авторитет образованной личности, ее особый статус в системе общественных отношений; гармоничное сочетание интеллектуального, нравственного и физического развития в образовании; патриотизм; признание особой важности миссии педагога в учебном процессе; массовость, общедоступность и открытость образования; гуманизм, ориентацию на интересы личности. Образовательные ценности, как по природе своей наиболее гуманистичные, целесообразно рассматривать в качестве альтернативы либерализму, консерватизму, социализму.
Образовательные идеалы и право являются формами общественного сознания, наиболее тесно взаимодействующими с образовательной идеологией: первое - при определении ее ценностной направленности, второе - при ее практической реализации. Право, обладая идеальной сущностью, формируется и функционирует соответственно развитию идеалов. Но идеалы в принципе недостижимы, а право, являясь их проекцией в реальной жизни, на практике всегда «беднее», что порождает противоречия, выступающие в качестве основы развития культуры. Новые идеалы со временем приходят в несоответствие с реальностью, к конфликту с существующими правовыми нормами, что влечет необходимость изменения последних. При этом право способно актуализировать наиболее позитивные идеалы передовых общественных сил, повышая тем самым планку «общих» образовательных потребностей.
Широкое вовлечение различных социальных групп, слоев общества в образовательные отношения, формирование у них способности к осознанию позитивных эталонов образованности, создание условий для активного, творческого выражения своих образовательных потребностей предполагает развитие правовой базы образования в направлении соответствия интересам современного общества. Качество образовательного права ставится в этой связи в зависимость от готовности общества и государства к осознанию ценности такого уровня образования, который является актуальным в данный момент исторического развития.
Психологическая реальность имеет специальное значение для образовательной политики. Образовательная психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к образованию, образованности, образованным людям, системе норм, регулирующих эту сферу. Историей доказана безуспешность попыток только силой закона решать проблемы образования. Никакими правовыми регулятивными воздействиями невозможно заставить граждан следовать неприемлемым для них установкам, неадекватным их менталитету, национальным традициям, актуальным чаяниям и ожиданиям. Закон исполняется, если воспринят и понят населением, принят умом и внутренне одобрен.
Опыт убедительно свидетельствует, что взаимоотношения образовательной психологии и идеологии отнюдь не однозначны. Образовательная идеология и соответствующее ей правотворчество - продукт деятельности законодателей, правоведов, зависящий от их собственной психологии, как индивидуальной, так и групповой. Общественное сознание в сфере образования определяет ее характер и направление развития, поэтому должно формироваться на основе наиболее жизнеспособных традиционных и перспективных современных культурных ценностей.
 
Литература
 
1.Российская Федерация сегодня. 2009. № 6.
2.Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика // Педагогика. 1995. № 4.
3.Образование и идеология // Педагогика. 1995. № б.
4. Филиппов А.В. Новейшая история России 1945-2006 гг.: Книга для учителя. М., 2007.
5. Багдасарян В.Э., Абдулова Э.Л., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова СМ. Школьный учебник истории и государственная политика / Под общ. ред. В.И. Якунина. М., 2009.
6. Рыбина Л. История без права переписки // Новая газета. 2009. № 71 (6 июля).
7. Дронов В.П., Кондаков A.M. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы // Педагогика. 2009. № 4.
 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz