Контрольный листок, 2013, № 12
Актуальная тема
Оценка эффективности деятельности преподавателей в повышении качества образования
© Е. В. Чернышова, О. И. Пятковский
(ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», г. Барнаул)
Преподаватель вуза – личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т. е. решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности [1].
Особенность деятельности преподавателя высшей школы на современном этапе заключается в том, что она является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов, имеющих общие компоненты. Отдельные конкретные виды деятельности различают по форме, способам осуществления, временной и пространственной характеристикам, функциональной направленности [2]. Реализуя различные цели, преподаватель осуществляет педагогическую (обучающую и воспитательную), научно-исследовательскую, профессиональную, управленческую, общественную деятельности, при этом, ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая деятельность, а все другие виды деятельности интегрируются и проявляются в ней.
Качество образования - понятие сложное и его уровень напрямую связан с качеством деятельности преподавателя, которая сегодня должна удовлетворять многим требованиям.
Оценка эффективности преподавательской деятельности является обязательным условием, обеспечивающим функционирование системы управления качеством образования, так как позволяет контролировать изменение кадрового потенциала, активность работы, выявлять и поддерживать положительные тенденции в работе преподавательского состава. Все это определяет необходимость внедрения системы индивидуальной оценки качества работы преподавателя [3].
Оценка качества работы преподавателя осуществляется с целью:
- во-первых, выявить роль и место каждого преподавателя в составе кафедры;
- во-вторых, определить слабые стороны в деятельности преподавателей, разработать соответствующие рекомендации по ее совершенствованию;
- в-третьих, стимулировать творческий рост и повышение ответственности преподавателей с помощью мер морального и материального поощрений.
Поведение человека в организации существенно зависит от того, насколько объективно оценивается его работа и как он относится к этой оценке. Если человек воспринимает оценку как несправедливую, то в зависимости от своих индивидуальных особенностей он либо ведет себя пассивно, стремясь уменьшить прикладываемые усилия до уровня, соответствующего оценке, либо проявляет агрессивность, вступая в конфликт с организацией [4].
Предлагаемая нами методика оценки качества деятельности преподавателей, которая представлена на рисунке 1, складывается из множества факторов, характеризующих объект исследования с различных сторон. Это индивидуальная оценка преподавателя, который состоит из накопленного квалификационного потенциала и активности по основным направлениям деятельности: учебная работа, учебно-методическая работа, научная работа, общественная, организационная и воспитательная работа.
Рисунок 1 – Схема показателей методики оценки деятельности преподавателей
Также методика предусматривает возможность учета субъективных факторов: оценка студентами, самооценка преподавателя, оценка коллегами-преподавателями, оценка морально-психологического климата в коллективе, а также оценка заведующим кафедрой и деканом.
Каждый раздел, разбит на ряд интегральных показателей, при помощи которых определяется уровень квалификации преподавателя или эффективность его работы в одном из характерных направлений работы. В свою очередь, интегральные показатели включают в себя некоторое количество частных показателей, которые позволяют всесторонне оценивать итоги работы сотрудников в соответствующем направлении работы.
Методика оценки представлена в виде иерархического дерева подзадач, каждая из которых должна решаться одним из следующих методов: нейронная сеть, правила продукции, формула. Разрабатываемая методика максимально направлена на полноту охвата предметной области.
Данная методика настроена в аналитической системе «Бизнес-Аналитик». В основе данной системы лежит концепция гибридных экспертных систем, которые реализуются в виде ориентированного графа-дерева подзадач, в вершине которого находится оценка качества работы преподавателя, а в узлах, основные коэффициенты, характеризующие различные направления деятельности преподавателя. Данная система может гибко настраиваться на предметную область. Ее работа основана на применении искусственных нейронных сетей и продукционных экспертных систем [5].
Работу в системе «Бизнес-Аналитик» можно разделить на четыре этапа:
- настройка (корректировка) интеллектуальной системы на решение конкретной задачи (оценка качества работы преподавателя);
- ввод исходных данных (заполняемых анкет);
- решение задачи оценки состояния объекта;
- просмотр и анализ полученных результатов.
В информационно-аналитической системе (ИАС) «Кафедра» создается шаблон документа «Информационная карта преподавателя», который состоит из набора показателей, характеризующих анализируемую предметную область. Данные передаются из ИАС «Кафедры» в систему «Бизнес-Аналитик» с помощью специальной функции конвертации.
ИАС «Кафедра» предназначена для хранения информации о кафедре, автоматизации основного документооборота и оценки деятельности кафедры вуза по различным аспектам.
Для обучения нейронных сетей с учетом совокупного мнения экспертов предварительно подготавливаются обучающие выборки, которые содержат примеры, описывающие состояние объекта исследования, и значения целевого параметра. Обучающую выборку можно составить на основе накопленного опыта за прошлые периоды.
При формировании обучающих выборок каждому опрошенному эксперту присваивается определенный коэффициент, характеризующий его компетентность в рассматриваемом вопросе. Таким образом, наибольшее влияние на итоговое значение показателя оказывают мнения наиболее квалифицированных экспертов.
Обучение сети проходит в системе «Бизнес-Аналитик». Подготовленные выборки сохраняются в файлах формата Excel и затем загружаются в систему. Обучение сети проводится при различных структурах и различными методами. Сеть должна улавливать закономерность оценки эксперта и обучиться с маленькой ошибкой. В результате тестирования нейронных сетей, должны быть отобраны сети, наиболее точно решающие поставленные задачи.
В рамках эксперимента была проведена экспериментальная оценка качества деятельности преподавателей на примере кафедры ИСЭ АлтГТУ. Были получены результаты индивидуального рейтинга преподавателей кафедры за 2005-2006 учебный год.
Полученные с помощью аналитической системы результаты позволят
руководству кафедры:
- выявить роль и место каждого преподавателя в составе кафедры;
- стимулировать творческий рост и повышение ответственности преподавателей с помощью мер морального и материального поощрения (можно отнести объявления в приказе, представления к званиям и наградам, премии, учет результатов работы преподавателей при рассмотрении конкурсных дел, повышении разряда и т.п.);
- позволит осуществить более объективный анализ деятельности кафедры и факультета с учетом показателей работы коллектива преподавателей;
преподавателям:
- определить слабые стороны в своей преподавательской деятельности и постараться их устранить, а также усовершенствовать качество своей работы.
Таким образом, ректорат высшей школы сможет поддерживать высокие требования, соответствующие современным условиям, к преподавателям для качественной подготовки специалистов. Это позволит повысить конкурентоспособность вуза, его престижность и гарантии высокого качества образования выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перфильев, Ю.С. Подбор и подготовка преподавателей высшей школы [Текст] / Ю. С. Перфильев, В. А. Тремясов // Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2006. – С. 19-21.
2. Матушанский, Г. У., Цвенгер, Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе [Электронный ресурс] : http://www.psyedu.ru/av.php, свободный.
3. Положение о рейтинге преподавателей, кафедр и факультетов (методические указания для расчета) Московского автомобильно-дорожного института (государственный технический университет) [Текст]. – М. : МАДИ, 2005.
4. Алферов, Ю. С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом [Текст] / Ю. С. Алферов, И. М. Курдюмова, Л. И. Писарева. – М., 1997. – С. 3.
5. Пятковский, О. И. Интеллектуальные компоненты аналитических информационных систем управления организацией [Текст] : учебное пособие / О. И. Пятковский. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2002. – 219 с.