Контрольный листок, 2016, № 10
Диссеркниги
Основы диссертационного исследования
© Н.И.Загузов
Продолжение. Начало см. в № 1, № 2, № 3, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9
Оформление библиографического аппарата. Библиографический аппарат - весьма значимая часть диссертации. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.
Библиографический аппарат диссертаций оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов
1. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
2. Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. - М.: Мысль, 1979.-237с.
3. История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В.Осипов.- М.: Норма - Инфра, 1999. - 576с.
4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичева, А.В.Кабыща и др. / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвнчева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.
Ссылки на статьи из журналов и газет
1. Рукавишников 5.0. Социальная напряженность // Диалог. - 1990. № 8. - С. 32-45.
2. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. - 1990. № 7. - С. 25-31.
3. Райцын И. В окопах торговых войн //Деловой мир. - 1993. - 7 окт.
Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря
1. Бирюков 5.5.,. Гастев Ю.А.. Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. М.. 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
2. Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. - С. 396.
Ссылки на материалы конференций, съездов
1. Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. - М.:МИСИ, 1988.-156с.
Ссылки на сборники
Сборник одного автора:
Философские проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. - Киев:
Радуга, 1989. - 165 с.
Сборники коллективов авторов:
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. - М.: НИИВО, 1995. - 156 с.
Продолжающееся издание
Сафронов ГЛ. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981. - Вып. 8. - С. 3-17.
Ссылки на статьи из ежегодника
Народное образование и культура СССР в цифрах в 1985 г. М. 1986. С. 241 -255.
Ссылки на иностранную литературу
1. AusubelD-P. Das Jugendalter. - MOnchen, 1968. - 284 S.
2. 2. Collier P.. Horowitz L. Destructive Generation: Second Thoughts about the / Sixties. - N.Y., 1989. - 312 p.
3. Homans G. Social Behaviour as Exchange //American Journal of Sociology. - 1958. - Vol. 63. - P. 32-49.
4. Mannheim К. The Problem Generations // K. Mannheim. Esseys on the Sociology of Knowledge. - London, 1952. - P. 131-154.
Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций
1. Рудакова Ж.И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт: Дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск. 1999. - 146 с.
2. Родионов И.Н. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1993 гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1994.-20с.
Ссылки на депонированные работы
Котряхов Н.В. Теория и практика подготовки учителя единой трудовой школы 1 ступени к трудовому обучению и воспитанию учащихся // Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика МП и АПН СССР 27.10.86., № 265-86. - 26 с.
Ссылки на препринты
Иванова С.И. Применение психологических знаний в воспитании школьников:
Препринт - 87-5. СПбГУПМ, 1998. - 24 с.
Ссылки на архивные источники
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, on. I, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2. on. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, on. 1,д. 7, л. 13.
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте другом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска . Их также следует оформлять по правилам.
При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в библиографическом списке - без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке - вслед за фамилией. Между областями описания знак «точка и тире» можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка. - лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».
По месту расположения относительно основного текста диссертации библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диссертации так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).
Подстрочные ссылки на источники дают в тексте диссертации, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.
Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры или звездочки. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.
Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных ссылках вместо заглавия, пишут «Указ. соч.». Если несколько ссылок на один тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут «Там же» и номер страницы, на которую дается ссылка.
Существует несколько способов связи основного текста диссертации с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки; например: [73. С. 62], что означает: источник в списке 73, страница 62.