Подготовительный этап работы над диссертацией
Выбор темы
От правильного выбора темы диссертации зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться Вашим способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше Вы занимались той или иной темой, чем больше Вы имеете по ней публикаций, выступлений с научными сообщениями, чем больше у Вас оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получится Ваша работа. Большое значение имеет знание иностранных языков: если Вы достаточно свободно читаете научную литературу на иностранном языке, Вы можете почерпнуть там немало полезной информации, тогда серьезной опорой и украшением Вашей диссертации станут ссылки на непереведенные иностранные источники по Вашей теме.
Очень многое определяется и психологическим фактором. Написание и защита диссертации - длительный процесс, обычно занимающий несколько лет и этим напоминающий марафонский забег. Поэтому важно с самого начала настроить себя на терпеливое преодоление трудностей, правильно распределить силы на начальном и последующих этапах работы, выработать ее оптимальный ритм и режим, не бояться изменить свою тактику, если эти изменения способствуют успешному достижению цели.
Получение ученой степени - очень значимый факт Вашей индивидуальной биографии. Вы тратите на это несколько лет своей жизни, и Ваша дальнейшая судьба, научная и человеческая, во многом определяется фактом защиты. Среди соискателей ученой степени можно выделить два типа людей. Представители первого типа - практики, для которых научная работа является лишь средством решения практических задач по своей специальности. Она позволяет им глубже узнать какую-то узловую проблему своей повседневной деятельности, чтобы потом успешнее работать в этой сфере. Другая группа - теоретики, для которых защита кандидатской диссертации - лишь этап длительного творческого пути, на котором их ждут и докторская диссертация, и монографии и т.п. Для них выбор темы кандидатской диссертации должен стать стратегическим выбором направления научных поисков на многие годы. Поэтому, выбирая тему диссертации, задумайтесь над тем, к какой группе Вы себя относите. От этого будут зависеть требования, которые Вы должны предъявить к своей работе: будет ли это узкоспециальная тема с большим выходом в практику или чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически.
Если Вы не можете с ходу выбрать и сформулировать тему диссертационной работы, это не должно Вас тревожить. Вполне естественно, что при небольшом опыте научной работы у человека недостает перспективы видения, чувства актуальности, а может быть, и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Устранить затруднения такого рода поможет научный руководитель, в обязанности которого входит помощь в выборе темы. Кроме того, действенны следующие меры:
Целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научной библиотеке или на кафедре.
Стоит обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.
Большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения - это уже тема первой научной разработки (это особенно касается социальных и философских дисциплин).
Полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой Вы занимаетесь. Вообще, чем больше Вы прочтете по своей научной специальности, тем проще Вам будет сориентироваться. Попробуйте воспользоваться своеобразным методом «погружения» по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.
После выбора темы начинается следующий этап Вашей работы - выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, соответствующих квалификационным требованиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну Ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.
Научная новизна применительно к самой диссертации - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.
Новизна вовсе не указывает на то, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к кандидатской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение Вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, клинические испытания и т.п. В последнее десятилетие требования к стилю и структуре диссертаций стали гораздо более либеральными, и поэтому стиль и структура сами по себе могут содержать эксперимент новизны. Например, иногда философские, социологические, филологические диссертации пишутся в стиле постмодерна, что приводит к относительной ломке классической структуры работы, но дает определенное преимущество в изложении наиболее оригинальных идей.
Актуальность - одно из основных требований, предъявляемых к диссертации. Обычно оно раздражает соискателя, поскольку воспринимается им как требование чисто формального 'характера, назойливо преследующее его научный поиск. Однако требование актуальности отнюдь не негативно. Оно предполагает лишь соответствие Вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность Вашей диссертации как попытки решения ее насущных проблем. Так, если Вы пишете работу, посвященную изобретению колеса или получению философского камня, то Ваше исследование, мягко говоря, не актуально.
Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во-первых, соискатель должен кратко осветить причины обращения кафедры и научного руководителя именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет о социально-философских науках, нужно охарактеризовать те особенности нынешнего состояния общества, которые делают насущно необходимым исследование этой темы); во-вторых, он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки - объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.
В советский период идеологические установки требовали обоснования актуальности темы с опорой на задачи, сформулированные в документах партийных съездов, постановлениях правительства и т.д. Это во многом способствовало формированию своего рода принципа квазиактуальности, когда наличие на первой странице диссертации цитаты из материалов очередного съезда уже считалось достаточным для того, чтобы работа была признанной актуальной. К счастью. Вам это не угрожает.
Практическая значимость диссертации во многом определяется характером выполняемого Вами исследования. Диссертации теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.
Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках: в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.
Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявиться в наличии научно обоснованных и апробированных в ходе экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны. Основные из них следующие: предложения по совершенствованию систем социально-экономического, политического, юридического регулирования и т.д.; рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т.д.; нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.
Планирование работы
Как всякая целенаправленная деятельность, написание диссертации не может не планироваться. Вы можете размышлять над планом работы по-разному, в зависимости от Вашей натуры: либо планировать ее в уме, на ходу, во время прогулки, порой даже полубессознательно; либо набрасывать пункты плана в записной книжке или рабочей тетради. В итоге Ваши поиски должны формализоваться в виде рабочего плана аспиранта. Первоначально рабочий план представляет собой черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами. В план могут вноситься изменения, но основная цель должна оставаться неизменной. Форма рабочего плана допускает известную произвольность. На первых стадиях работы целесообразно сформировать несколько вариантов рабочих планов, с тем чтобы потом синтезировать из них один, обогащенный преимуществами остальных и оптимальный с Вашей точки зрения. Непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами. В диссертациях, где присутствует исторический элемент, рабочий план может отражать и хронологическую последовательность.
На более поздних стадиях работы составляют план-проспект - такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.
Логическая последовательность пунктов плана имеет первостепенную важность. Этапы Вашей научной работы должны следовать один за другим так, чтобы прохождение каждого предыдущего этапа необходимым образом подводило к последующему. Перескакивать этапы нельзя. Нарушение логической последовательности плана Вашей деятельности может завести Вас в тупик и даже сделать работу невыполнимой. План должен обладать динамическим характером и допускать различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии.
Стратегическая цель в противоположность этому должна быть неизменной и четкой на протяжении всего исследования. Она должна доминировать над его ходом, и все Ваши тактические приемы, исследовательские методы и средства должны содействовать ее достижению.
Помимо рабочего плана Вы должны составить индивидуальный план аспиранта или соискателя - это основной документ на период работы над диссертацией. Здесь определяются Ваша научная специализация, вся Ваша учебная деятельность в аспирантуре, сдача кандидатских экзаменов и их сроки. Ваша аттестация за каждый год обучения, окончательно формулируется выбранная Вами тема и фиксируются сроки работы над отдельными главами. В индивидуальном плане также формально за Вами закрепляется официальный научный руководитель. В его функции входит: помощь в выборе и формулировке темы и составлении рабочего плана; регулярные консультации, в ходе которых рекомендуется необходимая научная литература и другие материалы и источники по Вашей теме; аттестации работы аспиранта или соискателя за каждый учебный год; допуск диссертации к защите.