Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 20.04.2024, 05:14
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 4
 
КОМКОН-2 нашего издательства
 
Педагогика наоборот или асоциально-безнравственное воспитание дошкольников
 

© Ольга Глиник

 

Учебно-методический комплект «Социально-нравственное воспитание дошкольников» (Далее – Комплект) Розы Семеновны Буре, доктора педагогических наук, профессора, предназначен для работников дошкольной сферы образования и, как значится на обложке, соответствует ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Посвящен данный комплект социально-нравственному воспитанию дошкольников.

Казалось бы, что может быть нового и неожиданного в нравственном воспитании детишек трех-семи лет? Но автор методического комплекта находит, чем нас удивить.

 

 

Новая педагогика под старым соусом

 

Много и часто ссылаясь на классические работы отечественных педагогов и психологов, автор Комплекта внедряет принципы воспитания совершенно противоположные традиционной отечественной дошкольной педагогике. Если кратко обобщить и кристаллизировать высказанные в Комплекте мысли и принципы, которым предлагается следовать воспитателю, то получается следующее:

Период дошкольного детства не должен рассматриваться как подготовительный этап к дальнейшей жизни (стр. 40).

Вместо этого автор предлагает исходить из того, что детство – самоценно. Заметим, что из того, что период дошкольного детства обладает ценностью сам по себе, вовсе не следует, что этот период не является этапом на пути к взрослению. Мнение о некоей самоценности детства, как отрицании его в качестве ступеньки ко взрослости, просто противоречит здравому смыслу и самой жизни. В норме дети взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми, если, конечно, речь не идет о глубокой умственной отсталости.

Перед педагогом не ставится задача помочь детям овладеть содержанием накопленного человечеством опыта (стр.40).

Вместо передачи детям опыта, накопленного человечеством, педагогам следует способствовать росту творческих сил детей и помогать им развиваться в соответствии со своими интересами. Любопытно, что это будет за творчество в отрыве от накопленного человечеством опыта? Вероятно, апофеозом такого творчества станет изобретение…велосипеда? Нет, велосипед тоже нельзя изобрести без овладения содержанием накопленного человечеством опыта. Значит, кто-то гениальный из детей может со временем открыть принцип колеса! Ребенка автор Комплекта предлагает ставить в условия выбора содержания и средств реализации своих интересов (стр. 55). Получается, вместо того, чтобы передавать ребенку опыт, накопленный человечеством, ребенку предлагают самому каким-то образом выбрать, чем заниматься, исходя из своих интересов. Но как он будет выбирать, не имея знаний, информации и навыков? Если ребенок не знает, что есть классическая музыка, то он никогда не сможет заинтересоваться ей и, исходя из своих интересов, выбрать содержанием своей деятельности поход в консерваторию. Если ребенок не умеет лепить из пластилина или вышивать, ему трудно будет свободно выбрать эти занятия в качестве содержания своей деятельности.

Педагог не должен быть для детей авторитетом и не имеет права опираться на свой авторитет в общении с детьми (стр. 44).

Вместо этого педагогам следует стать для детей партнерами по деятельности и общению. Педагог может лишь давать детям советы и стремиться, чтобы у них сформировалась готовность им следовать. Дети должны следовать (или не следовать) советам педагога не потому, что он является для них авторитетом, а потому, что они осознали значимость высказанного педагогом предложения. Получается, если педагогу не удалось, как сказано в тексте Комплекта, «помочь детям осознать значимость высказанного предложения» помыть руки перед едой или не шуметь во время занятия, то дети не обязаны слушаться воспитателя. И виноват в этом только сам воспитатель.

Все дети, начиная с трех лет, желают освободиться от опеки взрослого и им надо помочь (стр.52, 55).

Да, да, именно так! Оказывается, когда трехлетка говорит «Я сам!» и, пыхтя, самостоятельно натягивает башмаки, это знак того, что он стремится освободиться от опеки взрослого. Ни больше, ни меньше. И это желание надо в ребенке всячески поддерживать и развивать. В Комплекте так и говориться: «ведущими в воспитании должны становиться методы, которые поддерживают стремление ребенка освободиться от опеки взрослого, одобряют любую (!) попытку проявить самостоятельность». (стр. 55). Воспитатели, вы слышите? Любую попытку! То есть, если ребенок хочет делать только то, что ему нравится: брать любые игрушки, стягивать зимой на прогулке варежки, вскакивать и выбегать поиграть во время обеда, пытается сам уйти на прогулку в тихий час или по-другому проявить свою самостоятельность, то это надо только поддерживать. Конечно, при таком подходе, как справедливо замечается в Комплекте, «особенно необходимыми становятся приемы, предупреждающие ошибки (но незаметно для ребенка), которые могут вызвать неудовлетворение малыша собой и ведут к занижению самооценки» (стр. 56).

Вообще, создается впечатление, будто по мнению автора Комплекта, самое ужасное, что может случиться с ребенком, это «снижение эмоционального состояния» ребенка, возникновение у него «эмоционального дискомфорта». А когда ребенку прямо и недвусмысленно указывают на его плохое поведение, настойчиво говорят, что нужно вести себя хорошо (а не просто советуют не кусать соседку), ставят перед необходимостью соблюдать режим дня и слушаться воспитателя, то это естественно, может быть причиной некоторого «снижения его эмоционального состояния». Поэтому воспитателю нужно быть очень осторожным, исправлять ошибки ребенка незаметно для него, признавать все точки зрения, быть ребенку полноправным партнером в играх и избегать морализаторства.

Запрещено прямое воздействие педагога на ребенка, даже обучающее (стр.44).

По мысли автора Комплекта, выполнение любого задания ни в коем случае не должно приобретать характер прямого обучения (стр.65). Вместо этого, любую ситуацию необходимо рассматривать как активное взаимодействие воспитателя и ребенка. Дети не должны быть объектом деятельности педагога, ведь это устаревший авторитарный подход. Дети могут быть только равноправными партнерами педагога в деятельности и общении. В соответствии с Комплектом, дети должны пониматься субъектами реализации своих интересов и желаний, а никак не объектом педагогического воздействия. То есть, даже если цель этого педагогического воздействия – обучение, такое воздействие, видимо, запрещается авторами Комплекта.

Вместо этого в педагогическом процессе должна отражаться диалогичность, возможность наличия множественного числа суждений, точек зрения, что побуждает к обсуждению и принятию общих решений. (стр. 41). То есть, вместо того, чтобы просто сказать детям, что один плюс один будет два и перейти к дальнейшему обучению и отработке навыка, воспитатель должен обсудить с детьми, каков, по их мнению, должен быть ответ. Потом указать на то, что все ответы ( и два, и три, и сто) имеют право на существование, но давайте все же примем общее решение, что ответом будет два. Но при этом важно, что никто не ошибся, все имеют право на свою точку зрения. На это можно потратить все занятие, итогом которого будет каша в голове у детей и отсутствие каких-либо знаний. А уж если приложить этот принцип к передаче детям правил морали и нравственности, то вообще получается, что нет ни верха, ни низа, ни добра, ни зла. А только несколько точек зрения, каждая из которых имеет право на существование.

 «Ситуация неуспеха» - это первый шаг к достижению успеха (стр.43).

Это при том, что выше по тексту автор Комплекта пишет, что «ситуации неуспеха могут влиять на возникновение «страха ошибки»: еще не приступив к выполнению задания, ребенок уже отказывается от него» (стр. 42). Так как же отказ от выполнения задания и боязнь даже приступить к нему может быть для ребенка первым шагом к достижению успеха? Трудности в дидактических заданиях, оказываются, вызывают поисковую активность дошкольника, развивают его интеллект и тренируют настойчивость и усидчивость. На этом сомнительном теоретическом основании автор предлагает искусственно создавать детям трудности в обучении и деятельности для тренировки настойчивости и других нравственно-волевых качеств! А трудности, по мнению автора, могут быть и в объеме содержания предлагаемой деятельности, и в сложности восприятия новых понятий, и т.п. (стр. 42). В общем, предлагается, видимо, действовать по принципу: все, что дошкольников не убивает, делает их сильнее.

Психологические конфликты между детьми способствуют нравственному воспитанию (стр. 38).

В Комплекте приводится информация об исследовании А.А. Рояк, который подчеркивает положительное значение конфликтов между детьми, так как они «побуждают ребенка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют нравственному воспитанию». Видимо, следующим логическим шагом должен быть вывод авторов о необходимости моделировать искусственные конфликты между детьми с целью их нравственного воспитания. Заметим, что педагог в процессе обучения не смеет снижать эмоциональное состояние детей, а вот снижение их эмоционального состояния в межличностных конфликтах – вполне допустимая тренировка нравственных качеств.

Не «все во имя коллектива», а весь коллектив во имя меня (стр. 38).

Вместо привычного термина «воспитание коллективизма» в Комплекте используется сходный с ним по звучанию термин «коллективистическая направленность поведения». Однако означает этот термин совсем не то, что можно было бы подумать. На стр. 38 Комплекта читаем: «Важное значение имеет воспитание у каждого ребенка сознания своей значимости для всей группы, что способствует развитию коллективистической направленности поведения». Далее поясняется, что у ребенка сформирована «коллективистическая направленность поведения» если он хорошо понимает, как реализовать свои собственные интересы и потребности в условиях поддержки от коллектива. (стр. 38). Такой вот коллективизм наоборот.

 

Для успешного следования правилам морали ребенок должен быть своевольным

 

Тут придется немного пояснить. В Комплекте постулируется, что для совершения поступка, соответствующего нормам морали ребенку необходимо проявлять самостоятельность.(стр.52). При поверхностном прочтении кажется, что авторы просто не очень удачно подобрали слово. Ведь для того, чтобы совершить такой поступок ребенку нужно проявить скорее дисциплинированность, внутреннюю организованность, может быть, стойкость. Да, необходимо иметь некоторую самостоятельность мышления, чтобы совершить моральный поступок в условиях, например, когда сверстники склоняют к чему-то аморальному. Самостоятельность же определяется в самом Комплекте как «умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами».(стр. 52). Не совсем ясно, как умение добиваться определенных целей своими силами может быть необходимо для совершения поступка, соответствующего правилам морали. Но тут выясняется, что авторы Комплекта связывают самостоятельность с умением реализовать свои интересы и желания. (стр.52). В другом месте (стр. 55) со стремлением освободиться от опеки взрослого, одобрением любой попытки проявить самостоятельность, умением и возможностью самому выбирать содержание своих интересов и средства для их реализации. Получается, что в Комплекте описывается не самостоятельность в классическом понимании, всегда неотрывно связанная с определенной степенью зрелости и ответственностью за свои поступки, а самостоятельность по смыслу близкая к своеволию, потаканию своим даже мимолетным желаниям и стремлениям, не связанная ни с какой ответственностью.

 

Новые слова или новая нравственность?

 

На стр. 4 Комплекта автором совершенно справедливо указывается, что «в настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ …воспитания …поведения, соответствующего нормам морали» у дошкольников.

Стоит только прочесть название Комплекта, как душа радуется. Уделяют, все-таки, наши законодатели педагогических мод внимание привитию детям норм морали. И действительно, в Комплекте написано много хороших слов. Упоминаются, хоть и вскользь, смелость, мужество и стойкость, ответственность, сочувствие, взаимовыручка и доброта. Цитируется много прекрасных высказываний о нравственности и о детях. Начиная от Евангелия («И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31), и заканчивая Н. Крупской («каждый член коллектива должен чувствовать поддержку от коллектива» (стр. 7 и 29 соответственно).

Однако по прочтении Комплекта выясняется, что как теоретические основы, так и методы нравственного воспитания дошкольников, которые предлагается взять на вооружение воспитателям детских садов, очень далеки от традиционных для русской культуры ценностей.

Но, видимо, чтобы это не сразу и не сильно бросалось в глаза, в Комплекте везде, где только можно, вместо понятных каждому и простых слов («доброта», «сочувствие», «человечность») используются странные наукообразные термины с неясным значением. Очень часто встречаются такие словосочетания, как «осознанное отношение к социальному окружению», «гуманные чувства и отношения», «установление обстановки эмоционального комфорта». Этим терминам не дается точного определения, так что не всегда понятно их содержание и связь с привычными понятиями, такими как «милосердие», «сострадание», «доброта». Лишь в некоторых местах эти термины немного конкретизируются. Так, для малышей «устойчивым проявлением гуманного отношения к сверстникам» будет, видимо, отзывчивость, сопереживание, сочувствие (стр.25-26). В то же время, для детей старшего дошкольного возраста «задача воспитания гуманных чувств и отношений преобразуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудничества» (стр.28). Кстати, интересно, что в Комплекте, посвященном социально-нравственному воспитанию дошкольников, нигде не встречается таких слов как «скромность», «честность», «самопожертвование» или «долг». Иногда в Комплекте упоминаются термины и вовсе не поддающиеся дешифровке. Например, «отрицательный эмоциональный дискомфорт» (стр.21) А бывает положительный эмоциональный дискомфорт? «Социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения» (стр.3). Главное слово тут, видимо, мотивы. Но что, в таком случае означает здесь это слово? Тренды, тенденции, запевы, начала? И что означает вся фраза? Не ясно.

Также в тексте Комплекта множество описок, неточностей, логических противоречий.

Например, на стр. 4 прямо утверждается, что «результатом воздействия педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой (!), стыда (!) и др.)»

Сорадость определяется как «способность ребенка переживать эмоциональный дискомфорт сверстника как свой собственный»

Много в тексте Комплекта бездоказательных утверждений, якобы являющихся результатом последних исследований социализации дошкольников. Только вот без указания на эти исследования и их авторов.

Например, на стр. 3 автор утверждает, что «важное значение приобретают доказательства того, что ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений». При этом никаких доказательств этого не приводится, равно как нет и ссылок на какие-либо исследования этих или подобных вопросов.

Но не это самое интересное. И ужасное. В конце концов, можно поверить, (ведь так хочется!), что все эти «гуманные чувства и отношения к окружающим» (стр.19), «ответственное отношение к деятельности», «социальное становление личности дошкольника», «осознанное отношение к разным сторонам общественного окружения», «гуманистическая направленность поведения» означают как раз товарищество, взаимопомощь, добро, любовь, и милосердие. Но не только теоретические основы нравственного воспитания представлены в Комплекте очень запутанно и далеки от классического понимания, но и методы, предлагаемые автором кажутся весьма и весьма сомнительными.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz